Понятие государства. Общечеловеческое и классовое начала в сущности государства.

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т. е. тех признаков, которые являются определяющими, наиболее устойчивыми и закономерными в данном явлении. Кроме того, в понятие государства включается также его социальное назначение — служебная роль и историческая цель.

Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Однако следует признать ошибочной советскую трактовку понятия «государство» исключительно с классовых позиций, согласно данной трактовке государство — это организация политической власти именно экономически господствующего класса (таково марксистское понимание государства в обществе с антагонистическими классами). Такой подход обеднял и искажал представление о государстве, так как являлся односторонним, содержал понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций, ориентировал на обострение классовых противоречий.

В связи с коренными изменениями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка сущности понятия «государство» исключительно с классовой позиции стала неприемлемой. Марксистский подход к понятию государства отвергал все немарксистские учения о государстве, начиная от Аристотеля и заканчивая современными теориями. Большинство немарксистских теорий государства и его социального назначения, сформулированных М.М. Сперанским, Б.Н. Чичериным и другими мыслителями, в той или иной мере сходились в понимании государства как института социального компромисса и достижения общественного блага.

Однако указанные выше немарксистские теории также являлись односторонними, т. к. признавали в государстве лишь одну его сторону — общесоциальную, общечеловеческую. При этом следует отметить, что К. Маркс в своем научном труде «Капитал» все-таки говорил о двух основных моментах в деятельности любого государства:

-выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества,

-выполнение специфических классовых функций.

Стало быть, в приведенном выше суждении К. Маркса была сделана попытка понимания понятия «государство» как единства двух его сторон, тесно взаимосвязанных друг с другом, — общечеловеческой стороны и классовой стороны.

К выполнению общих дел государства прежде всего можно отнести осуществление разнообразных коллективных потребностей общества. Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит именно в том, чтобы стать инструментом социального компромисса между различными слоями населения и общественными силами, а также инструментом обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех государственных функций.

Только учитывая одновременно и общечеловеческое, и классовое начала в сущности государства, можно достигнуть научной объективности в изучении данного понятия. При этом следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым началами в государстве в различные исторические эпохи было неодинаково. В современных же условиях налицо приоритет общечеловеческих ценностей.

Таким образом, можно дать следующее определение понятия «государство». Итак, государство — это такая организация политической власти, которая необходима для выполнения как сугубо классовых задач (приоритетных для того или иного слоя населения), так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества (обеспечение общественного блага).

Государство, которое преимущественно выступает как орудие социального компромисса, как правило, должно соответствовать уровню развития демократии в обществе. Демократически цивилизованное государство, пределы власти которого строго основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, признается правовым государством. При этом демократия и правовое государство предполагают необходимые для всякого общества законность и правопорядок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *