Подвижные игры как важнейшее средство ФВ.

Подвижные игрыважнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

 Игра – это относительно-самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность детей в отдыхе, развлечениях, познаниях, в развитии духовных и физических сил. Для подвижной игры характерны активные творческие и двигательные действия, мотивированные её сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленные руководителями или играющими). Коллективные подвижные игры – это игры, в которых участвуют как небольшие группы, так и целые классы, и спортивные секции. Индивидуальные подвижные игры создаются и ориентируются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а пожеланию и изменять их. Игры, подводящие к спортивной деятельности – это систематически-организованные подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладении. Учащимися элементами спортивной техники и простейшими техническими действиями в отдельных видах спорта. Так же существуют и сюжетные игры (гуси-лебеди, казаки-разбойники) и несюжетные (волейбол, баскетбол, футбол).

 Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются: 1. он обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, т.к. в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. В педагогическом случае можно с помощью игрового метода избирательно развивать определённые физические качества (подбирая соответствующие игры); 2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей; 3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств; 4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.; 5. фактор удовольствия при игре, эмоциональность, привлекательность способствуют формированию устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм. Двигательный опыт детей младшего возраста очень мал, поэтому вначале рекомендуется проводить несложные игры с элементарными правилами и простой структурой, используя пособие и инвентарь. «Мяч соседу», «Охотники и утки», т.д. В растущем организме ребёнка наблюдаются некоторая дисгармония в нервном развитии и ССС. Игры для 5-6 класса: «Бой петухов», «Бег за флажками», эстафеты. Для 7-8 класса: весёлые старты, «Третий лишний», эстафеты. Старшие школьники предпочитают подвижные игры: волейбол, футбол, баскетбол, теннис и т.д. Утром на уроке проводить надо спокойные игры, а во второй половине дня – наоборот.