поддержка малого бизнеса

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

1. Теоретические основы формирования и развития малого бизнеса в РФ…………………………………………………………………………………..4

1.1 Малый бизнес: экономическая сущность……………………………4

1.2 Государственная поддержка предпринимательства в современной России………………………………………..…………………………………….9

2 Особенности развития и поддержки малого бизнеса в России на современном этапе………………………………………………………………17

2.1 Анализ развития малого бизнеса в Российской Федерации……..17

2.2 Анализ практического функционирования малого бизнеса в РФ..22

2.3 Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом…………………………………28

3. Совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в России…………………………………………………31

3.1 Современный организационно-экономический механизм функционирования малого бизнеса……………………………………………..31

3.2 Совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в России……………………………………………………35

Заключение……………………………………………………..……………48

Список использованных источников………………………………………50

Приложения

Введение

На сегодняшний день «Государственная поддержка малого бизнеса в России», является крайне актуальным на данном этапе развития экономики в общем и российской экономики в частности.

Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Согласно ряду, соответствующих отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса предоставляют рабочие места и являются источником доходов населения. Малый бизнес осуществляет значительную функцию в формировании инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные тенденции производства.

Предпринимательство включает в себя осуществление самостоятельной деятельности под собственную ответственность, ориентирована на регулярное получение прибыли в процессе использования собственных ресурсов для реализации продукции и оказания услуг, в соответствии с законодательным порядком.

Анализируя статистические данные можно выявить наиболее нуждающиеся отрасли в развитии экономической деятельности, показатели уровня развития малого бизнеса, количество зарегистрированных предприятий и основные показатели их деятельности.

Основной целью поддержки МСБ является не прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами, а создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов малого бизнеса, а также облегчение доступа малых предприятий к заемным ресурсам.

В интересах государства заключается стимулировании предпринимательской активности, с помощью осуществления программ развития малого бизнеса. Развитие малого бизнеса приведет к увеличению рыночной экономики.

Цель исследования разработать практические рекомендации в направлении государственной поддержки малого бизнеса в России.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

  • изучение теоретических основ малого предпринимательства;
  • определить цели и направления государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства;
  • оценка эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса;
  • исследовать особенности региональной государственной поддержки и стимулирования малого предпринимательства;
  • провести сравнительный анализ мер государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса за рубежом.

Объектом исследования является малое предпринимательство.

Предмет исследования − экономические отношения, складывающиеся между предприятиями сферы малого бизнеса и государственными органами.

Информационную и теоретическую базу дипломного исследования составили научные труды и публикации отечественных и зарубежных автором. В качестве организационно-правовой базы были приняты действующие законы, законодательные и нормативные акты по вопросам поддержки субъектов малого бизнеса в России.

Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса и его поддержка в РФ

малый бизнес государственная поддержка

1. Теоретические основы формирования и развития малого бизнеса в РФ

1.1 Малый бизнес: экономическая сущность

Рыночной экономике необходима поддержка сегмента малого предпринимательства, что является основной ролью малого бизнеса. Помимо этого, небольшие предприятия предоставляет возможность увеличить уровень социальной ответственности, финансовой инициативы. Помимо этого, конкурентная борьба, представляет главные условия деятельности в небольших предприятиях в системе рыночной экономики, дает возможность удерживать повышение стоимости на продукцию и обслуживание, подталкивает бизнесменов регулярно увеличивать качество товаров и вводить новейшие технологические процессы. Можно выделить, что малый бизнес занимает существенную роль в рыночной экономической системе, поскольку существенной гарантией развития рыночной экономики является именно предпринимательство.

На сегодняшний день можно выявить несколько подходов к определению малый бизнес. В основе теоретического подхода заложены труды ученых, определяющие основные методы, теории и принципы по улучшению системы управления.

Весомый вклад в развитие системы управления России вложил П.А. Столыпин, который являлся реформатором и государственным деятелем. Столыпин большое внимание уделял усовершенствованию государства и строительства.

В период становления социализма требовало создания новой общественной организации управления производством. В эти годы большой вклад в управлении внесли труды ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев (приложение 1).

В основе определения «малое предпринимательство» у ученых не имеется единого представления. В международной практике еще не определены единые характеристики определения размеров бизнеса. Причиной этому является, что они значительно расходятся по численности и отраслям деятельности с другими странами, а также подходами к определению в зависимости от целей деятельности.

Правильное представление сущности бизнеса определено теоретическими и практическими факторами, условиями:

а) в основе функционирования большое значение имеет государственная поддержка, в различных сферах экономической деятельности;

б) осуществляет значимые общественные функции: способствует увеличению занятости населения и считается мобильным поставщиком на рынок новых продуктов;

в) для экономики деятельность предприятий становится значимым условием увеличения её конкурентоспособности и устойчивости.

Еще одним наиболее значимым подходом выделяют правовое регулирование предпринимательства [42, с.135 — 139].

В наше время система управления уже сформирована за счет различных методов, принципов, структур, но она не перестает усовершенствоваться с каждым днем. На сегодня существуют законодательные базы, которые содействуют индивидуальным предпринимателям и малых предприятий, относятся:

а) Гражданский кодекс РФ;

б) Налоговый кодекс РФ;

в) Трудовой кодекс РФ;

Согласно принятым Федеральным закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [5], что под субъектом малого бизнеса понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, или статус малого предприятия, с определенным количеством рабочих, объемом прибыли и изготавливающего продукцию, предоставляющего услуги на свой собственный страх и риск под свою ответственность.

В статье второй Гражданского кодекса понятие предпринимательство включает в себя осуществление самостоятельной деятельности под собственную ответственность, ориентирована на регулярное получение прибыли в процессе использования собственных ресурсов для реализации продукции и оказания услуг, в соответствии с законодательным порядком [1].

Постановка на учет в налоговые органы являются обязательной, поскольку предприниматели должны уплачивать налоги. Данное положение о порядке постановки на учет регулируется статьями восемьдесят три и восемьдесят четыре Налогового кодекса [2].

Государственная регистрация хозяйствующих субъектов — необходимая процедура как для государства, так и малых и индивидуальных предпринимателей. В России получаем документы о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если все документы в порядке, можно в течении пять рабочих дней в налоговой инспекции [61].

При отсутствии регистрации индивидуальные или совместные предприниматели не смогут иметь практически никакие прав — права на законное имущество, правом представлять истцом либо ответчиком в суде, или на реализацию коммерческой деятельности. незарегистрированные предприятия не смогут вести собственный бизнес если будет отсутствовать юридический адреса, открытия расчетного счета, печати. Чтобы получить правовой статус ведения предпринимательской деятельности необходимо пройти все процедуры официальной государственной регистрации. Видение бизнеса без государственной регистрации считается не законным, такое положение является разумным, как с экономической, так и юридической стороны. Законом устанавливаются соответствующие ограничения, влекущие уплату налогов, штрафов, таможенных пошлин для недобросовестные предприниматели которые не желают в срок проходить государственную регистрацию. В случае уклонения субъекта малого бизнеса от установленных процедур регистрации влечет за собой владельцев такого бизнеса к привлечению уголовной и административной ответственности, за нарушение от уплаты налогов, правил частной конкуренции, незаконного предпринимательства.

Для введения определенных видов деятельности необходимо специальное разрешение — лицензия, данное разрешение может предоставить, а также отозвать специальные государственные органы. Лицензирование предоставляется высоко квалифицированным лицам, с условием разрешения ведения некоторых видов деятельности может относится к транспортным перевозкам, банковских и страховых услуг, оказания услуг, связанных с жизнью и здоровьем людей, а также и некоторых других видах деятельности.

Ведение предпринимательской деятельности возможно, как от образования физического, так и юридического лица. Юридические лица осуществляют свою деятельность от всех форм собственности, а физические как индивидуальные предприниматели [43].

Еще в качестве основного подхода выделяют прикладной аспект, включающий в себя численность зарегистрированных предприятий по годам, а также количество предприятий, занятых в различных отраслях хозяйственной деятельности.

За три года с 2015 — 2017 развитие малых предприятий существенно снизилось (табл. 1).

Таблица — 1 Сведенья о регистрации индивидуальных предприятий [59]

Индивидуальные предприниматели 2015 2016 2017
Начали деятельность 4119177 3551196 3435885
Прекратили деятельность 5859916 6860889 7413327

Общее количество действующих компаний, занесенных в единый гос. реестр в 2016 г., уменьшился на 2% до 3 млн 435,8 тыс. Общее количество транспорт и связь, обрабатывающая промышленность (рис. 1).

Рис. 1 — Доля малого бизнеса в России (Данные за 2015 год) [19]

В сравнение с зарубежным бизнесом страны США малый бизнес больше ориентирован на сферу оказание услуг, строительства, здоровья.

Рис. 2 — Доля малого бизнеса в США (Данные за 2015 год) [19]

Приведенные сведения дают возможность определить, что наша страна владеет значительными запасами для роста компаний небольшого бизнеса. От темпов роста сфер хозяйственной деятельности зависит развитие экономики России, увеличение её производительности, а кроме того увеличение благополучия народа Российской федерации.

Немаловажное значение во всем мире играет роль предприятия малого бизнеса. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Небольшие компании гарантируют 2/3 прироста новых рабочих мест, что способствует существенно уменьшить безработицу в данных государствах.

Предприятия малого бизнеса успешны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных элементов и малых механизмов, необходимых для изготовления конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В России кроются крупные резервы, которые можно использовать на пользу развития страны [22, c.34-36].

1.2 Государственная поддержка предпринимательства в современной России

Малый бизнес имеет большое значение в рыночной экономике, рядом преимуществ обладают страны с высоко развитой экономикой, на высокие показатели других стран обращают внимание ученые, что приводит к выявлению проблем развития малого предпринимательства в России.

В интересах государства заключается стимулировании предпринимательской активности, с помощью осуществления программ развития малого бизнеса. Развитие малого бизнеса приведет к увеличению рыночной экономики.

Развивая малый бизнес можно решать ряд проблем, повысить эффективность производства, занятость населения, стимулируя развитие конкуренции, обеспечивая внедрение инвестиций в инновационную деятельность, с помощью усовершенствования государственной и муниципальной политике. Малый бизнес нуждается в государственной поддержке, это необходимо для развития экономики страны, а также международного престижа. Увеличение малого бизнеса приведет к увеличению доли валового внутреннего продукта, валового регионального продукта, а также дохода от налоговых сборов в федеральные, региональные и местные бюджеты.

Малый и средний бизнес существенно вырос за последние время. По данным Министерства экономического развития, можно сказать, что малые и средние предприятий в основном осуществляет деятельность в сфере услуг, общественного питания, не большая часть в строительстве, и небольшая часть предприятий задействовано в развитии инновационной деятельности, сфере медицины.

Основываясь на практике государств с развитой рыночной экономикой, авторы отмечают значимую роль малого предпринимательства, что постепенное формирование малого предпринимательства является важным условием эффективного решения возникающих проблем: развития конкурентоспособных культурных рыночных взаимоотношений, содействует наилучшему удовлетворению потребностей общества в товарах и способствует структурному изменению экономики.

Малое предпринимательство придает экономике эластичность, мобильность, подвижности; привлечения собственных средств населения с целью формирования производства. Государственная политика в взаимоотношениях с предпринимательской деятельностью способна быть успешной лишь в том случае, если её тенденции сходятся с внутренним элементам формирования самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства в главную очередь проявляется в поддержке процесса саморазвития бизнеса, направленная в ослабление либо предотвращение преград с целью саморазвития, используя обширный комплекта инструментов и стимулов в достижении общих социально-экономических целей [34, c.35 — 40].

В основе государственного регулирования и поддержки малого бизнеса применяются законодательно правовая и финансовая база. Государство создает необходимые для предпринимателей инфраструктуры, которые оказывают предпринимателям необходимые услуги для реализации проектов. Государство способствует развитию консультационных фирм, а также включает в себя подготовку кадров нужной квалификации.

Роль государства как участника предпринимательского процесса выражается в различных ситуационных условиях развития малого бизнеса. Государство способно замедлять развитие предпринимательства, есть ли существует неблагоприятная обстановка для осуществления предпринимательской деятельности. Способен стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов, является ускорителем предпринимательского процесса, привлекая новых экономических агентов.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя различные мероприятия (приложение 2).

Финансовое предоставление муниципальных и городских проектов помощи малого предпринимательства осуществляется каждый год за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, и иных источников, в соответствие с Федеральным законом [5]. Объем ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации. Общественные организации и компании различных организационно — правовых форм собственности, имеют право самостоятельно создавать и осуществлять проекты поддержки малого предпринимательства, создавать фонды его поддержки, а также вносить предложения в органы исполнительной власти о введении созданных планов в программы поддержки малого предпринимательства.

В основу государственной поддержки входит финансовая помощь только что вступивших либо вступающих в сферу деловой активности предпринимателей, с этой целью выполнения сформированных специализированных программ поддержки предпринимателей, в которых также предусматриваются мероприятия по льготному кредитованию, налогообложению. Государственные органы заинтересованы защищать интересы малого предпринимательства, с целью выполнения запланированных государственных программ [35, c.14-16].

Государственная поддержка предпринимательства удерживается макроэкономическими критериями. Основные события данных программ ориентированы, в первую очередь на решение ограничивающих условий формирования предпринимательства, как:

недостаточная организация налогообложения;

непостоянность экономного финансирования федеральных и областных проектов помощи предпринимательства;

неразвитость механизмов финансово — кредитной поддержки и страхования рисков; недостаток элементов самофинансирования;

ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых компаний;

отсутствие надежной общественной безопасности и защищённости бизнесменов;

организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

административные барьеры.

В качестве поддержки малого предпринимательства включена компенсация кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Требование компенсации формируются соглашением между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки. Помимо этого, предоставляется покрытие убытков страховым учреждениям целиком либо отчасти не полностью недополученных при страховании дохода. Требование компенсации формируются соглашением между страховой организацией и фондом поддержки малого предпринимательства. Предоставление роли субъектов малого предпринимательства выполнения правительственного заказа в виде производства товаров (услуг) с целью муниципальных потребностей. Заключается государственный договор на закупку и поставку продукта, товаров (услуг) должны размещать у субъектов малого предпринимательства не меньше 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства [31, c. 20-22].

Минэкономразвития РФ реализует комплекс мероприятий включая следующие направления:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес — инкубаторов);

поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, предназначенные для экспорта;

улучшение концепции кредитования субъектов малого предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

поддержка региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Автор выделяет допустимый спектр механизмов государственной поддержки малого предпринимательства разделив на категории:

а) Механизмы нормативно-правового регулирования. Основным нормативным актом является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6]. В законе основная роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

б) Механизмы финансовой поддержки. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства применяется согласно Постановлению Правительства РФ «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» [3].

в) Механизмы имущественной поддержки. Имущественная поддержка оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или пользование государственного, или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе, на безвозмездной основе, на льготных условиях.

г) Механизмы предоставления инфраструктурных услуг. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подразумевает следующее:

формирование системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

создание центров и агентств по развитию предпринимательства, фондов содействия кредитованию, акционерных инвестиционных фондов и закрытый паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого предпринимательства [24, c.37 — 40].

В качестве поддержки малого предпринимательства в 2015 года вступил закон с внесенными поправками, включающий в себя право для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на неуплату установленных налоговых ставок, качестве выбирают системы налогообложения УСН или ПСН, в течение двух лет, в зависимости от региона в котором осуществляется деятельность, а также в сферах деятельности, кроме производственных, социальных, научных, а также данные поправки не будут относиться к предприятиям, превышающим численность сотрудников [2].

Государство предоставляет также перечень различных субсидий малому и среднему бизнесу:

субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства;

субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства;

субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов;

субсидирование возмещение части затрат в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

субсидирование экономического развития инновационной деятельности [55].

Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО «МСП Банк») реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными задачами Банка является, предоставить равные возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к доступным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в том числе в регионах со сложной социально — экономической ситуацией и моногородах. А также обеспечить предельно обширный спектра форм и методов поддержки МСП через банки-партнеры и различные виды организаций инфраструктуры [56].

В 2017 году была создана национальной системы гарантийных организаций, ядром которой считается открытое акционерное общество «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий», созданное в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 740-р.

2. Особенности развития и поддержки малого бизнеса в России на современном этапе

2.1 Анализ развития малого бизнеса в Российской Федерации

Стратегия развития малого бизнеса в целом по всей России влияет на экономическое благосостояние страны. Поэтому необходимо провести анализ и выявить потенциал роста эффективности экономики.

Анализируя статистические данные можно выявить наиболее нуждающиеся отрасли в развитии экономической деятельности, показатели уровня развития малого бизнеса, количество зарегистрированных предприятий и основные показатели их деятельности.

Основной целью поддержки МСБ является не прямое субсидирование предприятий или обеспечение их финансовыми ресурсами, а создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов малого бизнеса, а также облегчение доступа малых предприятий к заемным ресурсам. Упростить систему регулирования малого бизнеса и пересмотреть нормы, предъявляемые к малому и среднему бизнесу, как в производственном секторе, так и в сфере торговли.

По данным статистического сборника Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России» мы можем проанализировать общее состояние и тенденции в секторе малого и среднего предпринимательства. Так, количество малых предприятий за 3 года существенно увеличились — 2602,3 тыс. в 2015 г. до 3749,7 тыс. в 2017 г. (приложение 3) [54].

Количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей в 2017 году достигло 449,5 тыс. человек, свидетельствует статистика Федеральной налоговой службы. Решение прекратить работу приняли также 15,4 тыс. фермеров. В 2016 года количество фермерских хозяйств сократилось до 18,2 тыс. человек, а сокращение ИП составило 531,9 тыс. человек. Согласно приведенным данным можно сделать вывод, что за период 2016-2017 год количество малых предприятий возросло. Значительному увеличению числа тех, кто прекратил свой бизнес, способствовало решение правительства повысить страховые взносы с 2016 года для лиц, осуществляющих деятельность в рамках малого предпринимательства, более чем в два раза.

По данным на конец 2016 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, меньше на 1,5%, чем по состоянию на 1 октября 2015 года. Число малых предприятий на 100 тыс. населения уменьшилось в 2,8 ед., что составляет 163,6 ед. Количество малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован только в Центральном федеральном округе на 5,0% или 8,5 малых предприятий. Во всех других федеральных округах замечено понижение показателей. Максимальное снижение отмечено в Сибирском федеральном округе на 12,6 предприятий, в Северо-Кавказском федеральном округе на 8,3 предприятий, Южном федеральном округе на 6,2 предприятий и Приволжском федеральном округе на 5,3 малых предприятий. Наименьшее снижении заметно в Северо-Западном федеральном округе на 2,6% и Дальневосточном федеральном округе на 0,6%.

По словам уполномоченного, согласно правам предпринимателей, введение новых налоговых отчислений, привело к закрытию тех компаний, которые в целом не работали, или не могли существовать из-за своей низкой рентабельности, поэтому не могли выдержать данную налоговую нагрузку.

Согласно данным, которые были получены в результате мониторинга темы выживания малого и среднего бизнеса, проведенного в Европе Высшей школой менеджмента, Центром предпринимательства был сделан вывод, что только 3 отечественных компании из 100 смогут просуществовать больше 3-х года. Иными словами, лишь 3,4% вновь возникающих в России малых и средних предприятий существует на рынке более трех лет. Другие страны имеют совсем другой показатель выживаемости стартапов. В Норвегии — это 6,15 процентов, в Финляндии — 6,65 процентов, в Испании — 8,39 процентов, в Греции — 12,6 процентов [17, с.302-307].

Таблица — 5 Основные показатели деятельности малых предприятий (индивидуальные предприниматели). 2014-2016 гг. [43]

Показатели Малые предприятия
2014 2015 2016
Число предприятий 1,6 млн. 1,8 млн. 2,0 млн.
Среднесписочная численность работников, млн. чел. 9,8 10,4 10,8
Оборот предприятий, млрд. руб. 18 933,8 22 610,2 23 463,7

Рисунок 3 — Распределение среднесписочной численности занятых на разных категориях субъектов МСП в 2016 году по видам экономической деятельности, процентов [32, с.34]

В таблице 6 — приведена характеристика субъектов Российской Федерации, обеспечивших прирост занятости, оборота и инвестиций в основной капитал в секторе МСП в 2014-2016 годах, согласно итогам 2016 года. Данные сведения характеризуют о негативных направлениях развития. Из 29 субъектов Российской Федерации, в каковых отмечалось повышение среднесписочной численности занятых за весь период 2014-2016 годов, в 2016 году рост замедлился (был ниже, чем в 2015 году согласно сопоставлению с 2014 годом), а в 14 целом переменился в негативный. При этом, как показано, эти регионы дали почти 70% прироста среднесписочной численности занятых на МСП за рассматриваемый трехлетний период и гарантируют в целом по стране 31% всех занятых сектора.

Таблица 6 — Характеристика прироста занятости в секторе в субъектах Российской Федерации в 2014-2016 годах [34, с.52]

Показатели Значения
1 Прирост занятых в секторе МСП в целом по России 2015/2016 гг.: + 280 тыс. человек,

2016/2015 гг.: — 346 тыс. человек,

2016/2014 гг.: — 66 тыс. человек (+536/602)

2 Субъекты Российской Федерации, обеспечившие прирост занятости в 2014 — 2016 г. 29 субъектов Российской Федерации, 46,2 % в общей доле занятых на МСП по России в целом в 2016 г.
3 Динамика в этих субъектах Российской Федерации в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Субъектов Российской Федерации, в которых замедлился прирост, — 4.

Субъектов Российской Федерации, прирост которых сменился на отрицательный, — 14

4 Доля субъектов Российской Федерации, замедливших прирост или сменивших прирост на отрицательный в 2016 г. по сравнению с показателем 2015 г.:

в общем количество занятых на МП,

в приросте занятых на МП в 2014 — 2016 гг.

30,5%

69,7%

В отраслевом разрезе среднего и малого бизнеса наибольшую долю занимают предприятия торговли, обрабатывающая промышленность, строительства и производства строительных материалов. В отношении форм собственности — 86,3% малых предприятий имеют частную форму собственности, 13,7% — смешанную российскую и совместную российскую и иностранную собственность [5].

Распределение оборота разных категорий субъектов МСП по видам экономической деятельности (рис.4) несколько отличается от распределения численности разных категорий субъектов МСП и количества занятых на них по видам экономической деятельности.

Основной оборот абсолютно всех категорий субъектов МСП приходится на сектор торговли: от 45,6% оборота средних компаний до 84,5% оборота у индивидуальных предпринимателей. При этом можно отметить, что с увеличением величины компании уменьшается часть оборота торговли в розницу и, напротив, растет доля торговли оптовой. Объем инвестиций в основной капитал у субъектов МСП в номинальном выражении вырос в 2016

Рисунок 4 — Распределение оборота разных категорий субъектов МСП в 2016 году по видам экономической деятельности, процентов [60]

Рисунок 5 — Объем инвестиций в основной капитал субъектов МСП в 2014-2016 годах, млрд. руб. [32]

Рисунок 6 — Объем инвестиций в основной капитал субъектов МСП в 2014-2016 годах по видам экономической деятельности, процентов [47]

Распределение инвестиций в основной капитал субъектов МСП по видам экономической деятельности наиболее однотипно (рис. 6). В рассматриваемый период заметно выросла доля инвестиций в основной капитал в строительном секторе (на 6,3 п. п.) и в торговле (на 0,7 п. п.). В то же время доля других секторов сократилась. Максимальное снижение в секторе операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 3,0 п. п.), аграрном хозяйстве (на 2,4 п. п.), секторе автотранспорта и связи (на 1,4 п. п.) и промышленном секторе (на 0,8 п. п.).

Исходя из анализа статистических данных, наибольшее внимание важно уделить развитию сектора сельского хозяйства и производственного малого бизнеса, как товаропроизводящих отраслей экономики. Тем более, что в настоящее время особое значение придается развитию инновационного малого предпринимательства.

2.2 Анализ практического функционирования малого бизнеса в РФ

В регионах Южного федерального округа (ЮФО) функционируют субъекты предпринимательства различных организационно-правовых форм и видов (малые, средние и крупные предприятия). Более востребованы малые предприятия, в особенности микропредприятия. С целью формирования бизнеса всем субъектам предпринимательства необходимо повышать инвестиции в основной капитал — как за счёт собственных средств, так и за счёт привлеченных и заемных средств, используя для этого возможности получения государственных субсидий по государственным программам, а также государственных и муниципальных заказов.

Движущей силой рыночной экономики является предпринимательство. Государственная макроэкономика нынешних стран основывается на различных типах субъектов предпринимательства, основное звено которых — малые, средние и крупные предприятия. В данной связи необходимы анализ и оценка развития различных форм предпринимательства в регионах и в целом в Российской Федерации. Нами рассматриваются ключевые экономические показатели деятельности субъектов предпринимательства, позволяющие оценить состояние предпринимательства в регионах Южного федерального округа [41, с.23-24].

Южный федеральный округ наиболее малогабаритный из числа федеральных округов России, его территория составляет только 3,5% территории России. При этом численность населения округа составляет 27,7 млн человек или 17% населения страны. Это третье место в стране после Центрального и Приволжского округов. По плотности населения Южный регион занимает второе после Центрального округа место (почти 40 человек на 1 км2) [39, c.24].

Важнейшую роль играет сектор малого предпринимательства в развитии региональной экономики. Отраслевая структура малых предприятий говорит о том, что безусловно большая часть малых предприятий ЮФО занимаются торговлей (около 43%). При этом и оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и т.д. Приблизительно 12% субъектов малого бизнеса реализовывают свою деятельность в обрабатывающей промышленности, более 12% — в строительстве, приблизительно 13% — выполняют операции с недвижимым имуществом, арендой, предоставлением услуг.

Можно выделить, что сведения по ЮФО повторяют данные по России. Таким образом, малые предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, составляют 44,9%, а малые предприятия, которые специализируются на операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, составляют 15,9% [36, c.13-15].

Однако макрорегион выделяют нерешенность финансовых и социальных проблем, которые приходится решать на фоне межнациональных, межрелигиозных и межэтнический столкновений.

В целом основной проблемой Южного ФО считается общий подъем экономики региона, как итог стабильного и ускоренного экономического подъема абсолютно всех субъектов. Южный федеральный округ — крупный получатель средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов России. Он получает более четверти всей суммы. Наиболее результативным выходом из создавшегося положения считается развитие малого бизнеса в макрорегионе.

На Юге России существуют все необходимые предпосылки для развития и эффективного функционирования малого предпринимательства. Но согласно данным журнала Эксперт — Юг, состоятельность жителей является никак не более 10 — 12% от необходимого объема инвестиций в малое предпринимательство по сравнению с развитыми странами [27, c.21]. Для предприятий среднего бизнеса данный коэффициент составляет 5 — 7 %.

Необходимость же в кредитных ресурсах малыми предприятиями удовлетворена только на 15 — 20%, а размере кредитного рынка составляет 35 млрд рублей в год. Таким образом, каждый год в макрорегионе прослеживается направленность неудовлетворенности малых предприятий кредитными ресурсами, необходимо заявлять о имеющейся проблеме доступности ресурсов, в частности финансовых, для предпринимателей.

В структуру Южного федеральных округов входят регионы с разным уровнем социально-экономического развития, что сказывается на состоянии и развитии предпринимательства. Практически во всех регионах ЮФО, за исключением Астраханской области и Республики Калмыкия, увеличилось число малых предприятий.

Увеличилось количество малых предприятий в Волгоградской и Астраханской области, но максимальный рост наблюдался в Краснодарском крае. Сократилось количество средних предприятий в Ростовской области по сравнению с 2016 годом сокращение составило 352 предприятия. Кроме того, в Ростовской области произошло сокращение средней численность работников — в 4,9 раза (табл.7).

Преобладающими регионами являются Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, где на протяжении трех лет заметен непрерывный рост средней численности работников (табл.7).

Важным признаком функционирования предприятий является объём оборота. Данные статистики показывают повышение оборота в 2017 г. по сравнению с 2015 г. в целом по Российской Федерации по средним и малым предприятиям, в том числе по микропредприятиям, в то время как в целом по ЮФО. В Краснодарском крае и Волгоградской области произошли незначительные изменения в обороте предприятий (табл.7).

Таблица 7 — Основные показатели деятельности малых предприятий по субъектам ЮФО [57]

Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) по субъектам Южного федерального округа
Кол-во предприятий, единиц Средняя численность работников, чел. Оборот предприятий, млн. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017
Южный федеральный округ 151984 155705 160921 929362 898491 905910 1819,5 1945,2 2135,9
Республика Адыгея (Адыгея) 3650 3737 3968 23812 23940 23949 37,910 38,835 43,502
Республика Калмыкия 893 1024 1091 7539 7898 8176 6,887 8,263 9,467
Краснодарский край 54886 59009 62814 360620 361701 368998 834,727 935,866 998,607
Астраханская область 9072 9179 9995 56454 53241 52611 71,493 76,589 83,587
Волгоградская область 27148 28012 28661 164589 154257 159716 246,091 250,654 281,563
Ростовская область 56335 54744 54392 316348 297454 292459 622,470 635,030 719,258

Необходимо отметить, что малые промышленные предприятия сконцентрированы в обрабатывающем секторе, это прежде всего, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования. Основной сферой деятельности малых предприятий, доля которой в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств оценивается в 40%, является производство пищевых продуктов [25, с.43-46].

Также малое предпринимательство оказывает влияние на формирование итоговых показателей по выпуску других видов промышленной продукции. Так, основные объемы производства мебели в большинстве регионов Юга России формируют малые предприятия. Малые предприятия ЮФО занимают ведущие позиции в производстве швейных и текстильных изделий, обуви.

Промышленное производство предприятий малого бизнеса в макрорегионе диверсифицировано. Имеются примеры производства малыми предприятиями машиностроительной продукции и сложного оборудования. Так, в Краснодарском крае малые предприятия в полном объеме производят деревообрабатывающие станки, средства вычислительной техники, холодильное и полиграфическое оборудование, хлебопекарные печи и многое другое.

В Ростовской области субъектами малого бизнеса выпускается высоковольтная электрическая аппаратура, кабели телефонной связи и др. В Ставропольском крае ими производятся техноостнастка для машиностроения, медтехника и запчасти к ней.

Только малые предприятия Астраханской области производят станки металлорежущие и деревообрабатывающие, изделия из пластмасс, лакокрасочные материалы и др., высока доля малого бизнеса в производстве кузнечнопрессовых машин (более 93%), стеклопластика и изделий из него (свыше 90 %).

В полном объеме малыми предприятиями Волгоградской области производится техническое оборудование для перерабатывающих отраслей АПК, запчасти к нему, стеклопластики, трубы и детали трубопроводов из термопластиков, олифы, эмали, грунтовки и т.п.

Оборот малых предприятий за 2017 года составил по всем видам экономической деятельности 26392218697,71 тыс. руб. По сравнению с соответствующим периодом 2016 года оборот малых предприятий увеличился на 16,1%. Инвестиции в основной капитал в 2017 году составили 664,2 млн. руб.

Важную роль играет малый бизнес в инвестиционных процессах. В регионах Южного ФО ежегодно увеличивается количество малых предприятий, заявляющих о своих инвестиционных намерениях [28, c.18-22].

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2016 году вырос по сравнению с соответствующим периодом в 2015 году во всех субъектах ЮФО, а также в Ставропольском крае. Наибольшая инвестиционная активность среди анализируемых территорий отмечена по виду экономической

Рисунок 7 — Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в тыс. руб. [29]

Итогом предварительных результатов непрерывного исследования субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляют возможность допустить, что предприниматели всех организационно-правовых форм Южного федерального округа принимают решения не только экономические задачи регионов, но и значимые общественные проблемы по трудоустройству и занятости населения, а также и по само занятости населения. В данном периоде имеются трудовые ресурсы и резервы для роста и численности работников и оборота предприятий, повышения финансовых результатов их деятельности. С целью расширения возможности формирования бизнеса необходимо всем субъектам предпринимательства сориентировать свою политику на увеличение инвестиций в основной капитал как за счёт собственных средств, а также за счёт привлеченных и заемных средств. При этом, вследствие ограниченности собственных финансовых ресурсов, целесообразно максимально использовать возможности получения государственных субсидий по государственным программам, а также государственных и муниципальных заказов.

2.3 Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом

В экономически развитых странах малый и средний бизнес (МСБ) формируется наиболее стремительными темпами, нежели в Российской федерации. Все это связано с продолжительным периодом становления рыночного хозяйства, а кроме этого, что власти придают большую роль аналогичным компаниям и оказывают им различную поддержку в развитии, разрабатывают специальные программы поддержки и предоставляют широкий спектр льгот (приложение 4).

Сравним степень развития предпринимательства в России и за рубежом (приложение 5). Установление параметров МСП в России различается определениям МСП в Европе и США. Наиболее близким к российскому считается определение сегмента МСП, принятое в странах Европейского Союза. При этом, в России увеличивается количество микро — и малых предприятий, а в Европе — средних. Кроме того, нужно выделить, что в России доля средних предприятий значительно ниже, чем в ЕС и США [58].

По состоянию на 1 января 2016 г., согласно сведениям Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 6 037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 17 844,8 тыс. человек [30, c.124].

Именно малое предпринимательство формирует максимальное количество новых рабочих мест, в особенности в области торговли (59,1%), гостиничного ресторанного бизнеса (53,3%), строительства (51,7%).

По данным занятости населения МСП наблюдается наибольшая активность в странах Италия, Китай, Япония, самый низкий процент занятости наблюдается в России (рис.8). Раздел МСБ ЕС составляет 99,8% предприятий ЕС и обеспечивает рабочими местами 66,5% занятого населения Европы. В России — 27%. Данные показатели в России могут складываться из-за различных факторов. Низкой поддержки малого и среднего предпринимательства, низко развитой инфраструктурой, невысокий капитал компаний и пр.

Согласно данным Eurоpean Commissiоn, в Российской федерации число малых предприятий увеличивается наиболее стремительными темпами, нежели в Европейском Союзе. Несмотря на данные по России несравнимы количество малых предприятий неуклонно увеличивалось в течении всего периода — с кризисного 2011 г., и в 2016 г. МСП стало на 35% больше. Однако занятость в МСП в России сокращается постоянно, начиная с 2011 г. Обстоятельства российского снижения занятости в МСП, могут объясняться продолжающейся реструктуризацией сектора малого и среднего бизнеса, что особенно коснулось микро и малых предприятий.

Рисунок — 8 Доля экономически активного населения МСП [38]

Вклад сектора МСП В ВВП (рис.9) в большинстве развитых стран колеблется 50% до 60% (в ЕС в среднем — 57,8%) [63]. В России предприятия МСП обеспечивают лишь 21% ВВП. Данные значения весьма невысокие, требующие существенного корректировки.

Рисунок 9 — Доля МСП в ВВП страны [38]

В целях развития малого и среднего предпринимательства в России сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов МСП, основным элементом которой является программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в России

3.1 Современный организационно-экономический механизм функционирования малого бизнеса

Анализ деятельности малых и средних предприятий позволяет выделить следующие группы факторов, ограничивающих развитие малого и среднего бизнеса в России:

финансовые ограничения, связанные с привлечением внешнего финансирования для обеспечения текущей деятельности или создания или развития производства;

ресурсные ограничения, связанные с развитием производственной базы, доступностью сырья, наличием квалифицированных кадров и т.д.;

рыночные ограничения, характеризующиеся низким спросом на производимую субъектами МСП продукцию, высоким уровнем конкуренции на рынках, в том числе со стороны государственного сектора и крупного бизнеса, высокими барьерами входа на рынки;

ограничения, обусловленные несовершенством законодательства, высокой административной нагрузкой на предпринимателей, проявлением коррупции;

инфраструктурные ограничения, связанные с доступом предприятий к энергетической, транспортной и инфраструктуре иных видов;

информационные ограничения, связанные с отсутствием информации о ситуации на рынках, конкуренции на рынках, о введении новых форм государственного регулирования и т.д.[57].

При этом рыночные механизмы формирования рынка бизнес — услуг, направленных на удовлетворение потребностей субъектов МСП и снимающих указанные ограничения, в силу различных обстоятельств работают не всегда, что обуславливает необходимость государственного вмешательства и реализации соответствующих форм государственной поддержки.

Так, например, небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности ограничены в получении банковских кредитов и нуждаются в небольших займах, выдаваемых на короткий срок и с минимальными требованиями к заемщикам. Данную потребность в полной мере могли бы удовлетворить микрофинансовые организации, которые, однако, в условиях рынка больше ориентированы на работу с физическими лицами и выдачу займов.

В целях восполнения таких ниш, где коммерческая инфраструктура не обеспечивает потребности субъектов МСП в профильных услугах, на федеральном и региональном уровне применяются различные инструменты поддержки. На сегодняшний день государственная поддержка субъектов МСП носит разнообразный характер и в целом охватывает все виды ограничений развития малого и среднего предпринимательства.

В Приложении Б. приведена классификация применяемых в России инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в разрезе факторов, ограничивающих развитие различных категорий субъектов МСП.

Для предпринимателей в Тулькой области ориентированных на малый и средний бизнес, предоставляются субсидирование на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга). Субсидия предоставляется в размере не более 70 % от суммы первоначального взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30 процентов от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость).

Данная субсидия кажется достаточно привлекательной, может оказать действительно хорошую поддержку для начинающих бизнесменов. Но основным недочетом является ограничение в отрасли. В Краснодарском крае, а также по России в целом, сфера оптовой и розничной торговой деятельности занимает высокую долю в экономической деятельности. К сожалению, именно оптовая и розничная торговля не подходит к данной поддержке. Можно предприятий заняты в данной сфере, они повышают развитие экономики страны, предоставления рабочих мест населению, увеличивают доход от налоговых сборов в федеральные, региональные и местные бюджеты. Для предоставления данной субсидии можно внести поправки и предоставлять помощь малым предприятиям, занятым в сфере оптовой и розничной деятельности, только тем предприятиям, которые составляют максимальные значения по численности и выручки компании в соответствии с параметрами малого бизнеса [49].

Еще в одной из субсидий присутствуют несовершенства, которые также не рассчитаны на оптовую и розничную деятельность. Речь идет о субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса. Государство наиболее заинтересованно в финансировании в инновационную сферу, образующим деятельность в медицине, фармацевтике, осуществляющим научно-исследовательские проекты [4].

А также одним из условий получения субсидий для малого бизнеса во многих регионах является — осуществление предпринимательской деятельности на момент обращения за поддержкой должен составлять не более 2 лет, а также не должен быть превышен объем выручки и численности персонала.

Данную программу поддержки можно также усовершенствовать, многие компании находятся на этапе спада своей производственной мощности и заинтересованы в модернизации своего производства, поэтому нуждаются в финансировании. Можно внести поправки к данной программе, в отношении малых предприятий, осуществляющих свою деятельность более 5 лет и находящиеся на последней стадии своего производственного цикла, чтобы не допустить прекращения предпринимательской деятельности, а поспособствовать ее преобразованию.

В качестве информационной поддержки для малого бизнеса государство может создать специализированный сайт для каждого предпринимателя. При регистрации предпринимательской деятельности будет предоставляется логин и пароль для входа в личный кабинет. Сайт будет включать в себя информацию о изменении законопроектов о которых обязан знать каждый предприниматель, а также перечень программ поддержки малого и среднего бизнеса. Сайт будет основан как на рассылке обязательной информации о каких-либо изменения, для всех предпринимателей, а также они смогут самостоятельно оставлять запрос на получение интересующей информации. Запрос модно оставлять на получение информации о предоставляемых программах поддержки для малого и среднего бизнеса, формируемый по регионам, отраслям и срокам существования предпринимательства. Поскольку практически все виды поддержки ориентированы на молодых, только начинающих свою деятельность предпринимателей.

Данный сайт необходим, чтобы предприниматели малого и среднего бизнеса были более осведомлены об различных изменениях или преимуществах ведения бизнеса. Зачастую будущие бизнесмены, начиная свою деятельность не знают о каких-либо программ поддержки, что можно получить дополнительно финансирование от государства.

Существую федеральные и региональные сайты на которых размещена информация о поддержки развития бизнеса. Но в основном эти сайты не систематизированы, занимают огромное количество времени, чтобы найти подходящую программу под свою отрасль.

Хотелось бы отметить, что безусловно нужно помогать в развитии начинающим бизнесменам, но не нужно забывать о тех, кто существует на рынке уже несколько лет, многие предприниматели хотят усовершенствовать свое предприятие, поэтому также нуждаются в поддержке государства.

3.2 Совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в России

Государство применяет различные мероприятия в области стимулирования малого предпринимательства, но необходимо обратить внимание на зарубежный опыт предпринимательства.

Во многих странах регистрация организационно — правовой формы хозяйственной деятельности занимает намного меньше времени, нежели в России. В качестве примера рассмотрим несколько стран.

Малый и средний бизнес Сингапур.

Благодаря уникальной инфраструктуре, гибкой системе налогообложения, отсутствию бюрократии, Сингапур представляет собой выгодную юрисдикцию с целью формирования престижной платформы для развития бизнеса, размещения активов в надёжных финансовых институтах, кроме того способности улучшить налоговую нагрузку.

Основными критериями к регистрации фирм в Сингапуре являются:

наличие как минимум одного акционера;

наличие директора, который должен быть физическим лицом и резидентом Сингапура;

наличие квалифицированного секретаря, который должен обладать навыками в ведении, хранении и администрировании документов компании в соответствии с сингапурским законодательством;

требования к минимальному оплаченному капиталу при регистрации компании отсутствуют;

наличие действующего юридического адреса в Сингапуре.

Процесс регистрации компании в Сингапуре совершается в Интернете и занимает время около суток. Данный срок зависит от многих условий: установления названия фирмы регистрирующим органом, подготовки и быстроты подписания учредительных документов.

Перед началом осуществления деятельности, в случае возникающей потребности, необходимо получить соответствующие разрешения или лицензии. В основном процесс получения разрешений и лицензий осуществляется через Интернет и может занять от нескольких дней до пары недель, в зависимости от сложности подготовки необходимого пакета документов и информации [53].

Малый и средний бизнес в Израиле.

По данным Управления по делам малого и среднего бизнеса в настоящее время в Израиле действуют 400 тысяч малых и средних предприятий, это — 96% от общего числа израильских бизнесов. Объем продаж малого бизнеса в Израиле составляет до 5 миллионов долларов, а среднего — до 20 миллионов долларов. В секторе МСП в Израиле заняты 55% всех наёмных работников. Их доля в валовом продукте страны достигает 40%. Что составляет 3.8 миллиарда долларов промышленного экспорта. В развитых странах на 1000 человек приходится от 40 до 72 малых и средних бизнесов, в Израиле — 60, и рост данного сектора превышает рост населения страны.

Фонд поддержки и развития малого бизнеса. Фонд создан с целью оказания помощи в создании или расширении малого бизнеса во всех отраслях хозяйства, а также для стимулирования создания новых рабочих мест. Ссуды Фонда предоставляются на основании бизнес-плана.

Система информационного обслуживания малого и среднего бизнеса. В стране существует единый центр информации, в котором собирают и систематизируют информационный материал, способный заинтересовать предпринимателей и владельцев небольших предприятий. Центр был создан по инициативе Управления по делам малого и среднего бизнеса. Предприятиям сектора МСП доступ к информации предоставляется на льготных условиях. Тематика предлагаемой информации:

Маркетинговые исследования на местном рынке;

Информация о тендерах;

Источники финансирования;

Банки данных учреждений и организаций;

Этапы создания бизнеса;

Информация о потенциальных партнерах, клиентах, деловая информация и пр.

Дополнительные аспекты деятельности по поддержке сектора МСП. Программа по созданию веб-сайтов для предприятий сектора МСП. В 2015 году крупнейшие израильские компании и государственные организации выступили с инициативой создания веб-сайтов для 20 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. По программе владельцы предприятий получали бесплатно веб-сайт и руководство по его продвижению. В рамках этой инициативы, владельцы израильских бизнесов, желающие создать собственный интернет портал, бесплатно получали пакет инструментов и льготы на следующие продукты и услуги:

1. Создание профессионального веб-сайта;

2. Регистрация URL — адреса (домена) — бесплатно, сроком на год;

3. Хостинг — бесплатно, сроком на год;

4. Телефонная и онлайн — поддержка на этапе построения сайта;

5. Создание визитных карточек, содержащих адрес веб — сайта;

6. Предоставление руководства по наполнению и продвижению сайта в сети.

Итогом реализации программы стало создание более 18000 сайтов для предприятий малого и среднего бизнеса [52].

Малый и средний бизнес в ОАЭ.

Бизнес в ОАЭ открывает большие перспективы и дает широкие возможности, именно поэтому Объединенные Арабские Эмираты входят в десятку самых благоприятных стран для ведения бизнеса. Основываясь на статистических данных множества проведенных международных исследований и отчетов, Дубай является одним из самых благоприятных мест для ведения бизнеса. Важно отметить, что в качестве критериев данного рейтинга выступают такие показатели, как:

Стабильный рост ВВП страны;

Общая численность населения и квалификация имеющейся рабочей силы;

Условия для ведения бизнеса и степень прозрачности и безопасности его ведения;

Законодательная база и юридическая защищенность;

Инфраструктура.

Самый высокий уровень предпринимательского оптимизма в мире зафиксирован в ОАЭ, об этом говорится в отчете International Business Report, компании Grant Thornton. В нем также отмечается заметное увеличение ряда индикаторов роста по сравнению с прошлым годом.90% опрошенных владельцев и руководителей компаний уверены в хороших перспективах экономики ОАЭ, в 2014 г. такой оптимизм разделяли только 69% опрошенных, а в 2016 — 88%. Также 90% опрошенных уверены в том, что обороты их компаний в 2017 году увеличатся (82% в 2016 г.), 66% ожидают роста прибыли (60% в 2016г.) и 76% намерены нанимать увеличить штат своих компаний (56% в 2016 г.).

Согласно новому законодательному акту, посвященному помощи и содействию малому и среднему бизнесу в ОАЭ, федеральные ведомства обязаны будут приобретать не менее 10% товаров и услуг у микропредприятий, а также у предприятий и компаний малого и среднего бизнеса. Помимо этого, компании, у которых 25% капитала и активов принадлежит государству, обязаны будут приобретать не менее 5% товаров и услуг у микропредприятий, а также у предприятий и компаний малого и среднего бизнеса. По мнению правительства, данный законопроект поможет молодым предпринимателям в ОАЭ как начинать свой бизнес, так и развивать собственные компании в условиях высоко конкурентного международного бизнеса.

Еще одной из распространенных программ является государственных закупок. По этой программе, все департаменты Дубая должны не менее 5% от своего бюджета закупок расходовать на сделки с предприятиями — участниками программы. Это позволяет малому и среднему бизнесу конкурировать с более крупными компаниями. Преимущества участия в программе:

Бесплатное членство в eSupply, официальном портале закупок правительства Дубая;

Посреднические услуги, прямое получение информации от правительственных организаций и компаний с государственным участием о необходимых им товарах и услугах;

Бесплатное участие в конференциях и выставках, организованных Dubai SME.

Dubai FDI — организация при Департаменте экономического развития Дубая, созданная для помощи иностранным инвесторам. Dubai FDI оказывает консультации и практическую помощь по всем аспектам бизнес — решений и управления, от определения лучших организационных форм, до выявления инвестиционных возможностей и определения оптимальной свободной экономической зоны [46].

Малый и средний бизнес в Испании.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса Испании в некоторых отраслях доходит до 80% (сельское хозяйство, производство продуктов, кондитерских изделий, виноделие, туризм), в остальных отраслях — в среднем 25-30% (строительство, промышленность, судостроение).

В Испании разработано большое количество программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Первые пять лет предприниматель не платит налоги, а также имеет право на бессрочный кредит для развития бизнеса. Основное внимание испанского правительства обращено на предприятия малого бизнеса, которые имеют высокую социальную значимость для Испании, создают рабочие места для социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, иммигрантов и т.д.), способствуют подъему слаборазвитых регионов и районов. В Испании государство стимулирует множество организаций и фондов для поддержки малого предпринимательства.

Важным положительным фактором развития малого и среднего бизнеса в Испании является минимальный уровень бюрократии при открытии нового предприятия, на регистрацию и получение лицензии можно потратить только 24 часа без излишней волокиты со стороны чиновников. Притом это может сделать любой гражданин другого государства. Как положительный момент в развитии бизнеса можно отметить то, что контролирующие функции государственных структур сведены к минимуму [50].

Для наилучшего развития предпринимательства в Росси необходимо использовать зарубежный опыт поддержки в частности:

а) Опыт Сингапура и Испании для России может быть полезным при регистрации предпринимательской деятельности. В этих странах на регистрацию и получение лицензии можно потратить не более 24 часа, регистрацию можно пройти как дома через интернет, так и через специализированные организации. Стоит так же отметить привлекательную налоговую политику. Система налогообложения в данных странах отличается стабильностью, предсказуемостью и транспарентностью, что упрощает планирование и осуществление бизнеса.

б) Применение опыт Израиля интересен в области оказания информационной поддержки, а также в сфере развития системы их льготного кредитования. Программа по созданию веб-сайтов для предприятий сектора, возможность бесплатного создания собственного интернет портал, способствует как экономии времени на его создание, а также экономию денежных средств. С помощью веб-сайтов можно продвинуть бизнес на более высокий уровень, так как он является мощным маркетинговым инструментом. Развитие такой систему кредитования по израильскому опыту позволит решить проблему стартового капитала начинающего предпринимателя.

в) Адаптация опыта ОАЭ может дать отечественным молодым предпринимателям как начинать свой бизнес, так и развивать собственные компании в условиях высоко конкурентного международного бизнеса. Приняв законопроект, при котором компании, у которых 25% капитала и активов принадлежит государству, обязаны будут приобретать не менее 5% товаров и услуг у микро предприятий, а также у предприятий и компаний малого и среднего бизнеса.

В Российской Федерации нормативная правовая база, ориентированная на стимулирование развития малого предпринимательства, находится в стадии становления. На данном этапе необходимо ее совершенствование путем внесения уточнений и изменений в действующие законы, разработки новых законодательных актов, в том числе по вопросам взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Внести дополнения в законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд с целью обеспечения широкого привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению государственных и муниципальных заказов.

Ввести упрощенный порядок кредитования субъектов малого предпринимательства. Внести изменения в действующие нормативные акты, предусмотрев возможность упрощенного предоставления кредитов на развитие малого бизнеса в сумме до 300 тысяч рублей. Разработать методические рекомендации по бухгалтерскому учету и налогообложению кредитных потребительских кооперативов граждан с привлечением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Банку России совместно с банковскими объединениями, организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства создать единую информационную базу субъектов малого предпринимательства, а также разработать «Методические рекомендации по организации кредитования субъектов малого предпринимательства».

Заключение

Основываясь на практике государств с развитой рыночной экономикой, авторы отмечают значимую роль малого предпринимательства, что постепенное формирование малого предпринимательства является важным условием эффективного решения возникающих проблем: развития конкурентоспособных, культурных рыночных взаимоотношений, содействует наилучшему удовлетворению потребностей общества в товарах, способствует структурной изменения экономики.

В основу государственной поддержки входит финансовая помощь только что вступивших либо вступающих в сферу деловой активности предпринимателей, с этой целью выполнения сформированных специализированных программ поддержки предпринимателей. Среди многочисленных программ наибольший интерес направлен на:

а) Получение грантов. На конкурсной основе региональные власти выделяют гранты начинающим предпринимателям. Приоритет ориентирован на безработных, молодых людей, бывшим военным и молодым семьям с детьми. В этом году также принято решение помогать бизнесменам из числа многодетных семей, воспитывающих инвалидов;

б) Кредиты и субсидии. Предприятия могут рассчитывать на субсидирование процентных ставок по кредитам (объём повышен с 10 до 15 млн. руб.), взятых на строительство цехов, покупку оборудования и его лизинг, а также получение кредита по наиболее низким процентом;

в) Развитие инфраструктур. Ориентированы помогать компаниям выходить на европейский рынок, искать деловых партнёров в ЕС, распространять информацию о бизнесе и обмениваться коммерческими предложениями. Владельцам частных технопарков планируется помочь с подключением к сетям и реконструкцией помещений и пр.

В исследовании представлен анализ развития малого предпринимательства в России и в регионах Южного федерального округа.

Южный федеральный округ — крупный получатель средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов России. Он получает более четверти всей суммы. Наиболее результативным выходом из создавшегося положения считается развитие малого бизнеса в макрорегионе.

Согласно данным Eurоpean Commissiоn, в Российской федерации число малых предприятий увеличивается наиболее стремительными темпами, нежели в Европейском Союзе. Несмотря на данные по России несравнимы количество малых предприятий неуклонно увеличивалось в течении всего периода — с кризисного 2011 г., и в 2016 г. МСП стало на 35% больше. Однако занятость в МСП в России сокращается постоянно, начиная с 2011 г. Обстоятельства российского снижения занятости в МСП, могут объясняться продолжающейся реструктуризацией сектора малого и среднего бизнеса, что особенно коснулось микро и малых предприятий.

В структуру Южного федеральных округов входят регионы с разным уровнем социально-экономического развития, что сказывается на состоянии и развитии предпринимательства. Практически во всех регионах ЮФО, за исключением Астраханской области и Республики Калмыкия, увеличилось число малых предприятий.

Непосредственно малое предпринимательство формирует максимальное количество новых рабочих мест, в особенности в сфере торговли (59,1%), гостиничного ресторанного бизнеса (53,3%), строительства (51,7%).

Список использованных источников

Законодательные акты

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: статья 2.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая: глава 14, статья 83-84 (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

3.6 Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 №249 (ред. от 20.03.2011)»Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»

4. «Программа социально-экономического развития Краснодарского края на 2016-2017 годы» государственная программа Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика».

5. Федеральный закон № 88-ФЗ от 14.06.1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (посл. ред.02.02.2006 г.).

6. Федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (посл. ред.01.07.2014 г.).

7. Федеральный закон от 29.12.2017 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Периодические издания, монографии

8. Барышников М.Н. История делового мира. М., 2015. С.15-34.

9. Беляева Л.А. Средний класс проблемы формирования и развития в России / Мир России. — М. Д996, 2015. C.35 — 69.

10. Волков М.Я. Ремесленное и мелкотоварное производство в Росси во второй половине XVI — первой половине XVII в. // ИЗ.М., №92. С.215-252.

11. Гастев А.К. Трудовые установки // Организация труда. 1924. №1.С. 20.

12. Грицюк Т.В. «Государственное регулирование экономики: Теория и практика». М.: РДЛ, 2015. C.143 — 162.

13. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XIX век». 2007 г., C.183-189.

14. Давыдов Ю.Н. Новое и старое в теоретической социологии, 1999. С.68.

15. Ерманский О.А. К постановке проблемы рационализации // Плановое хозяйство. 1929. С.186.

16. Керженцев П.М. Борьба за время. — М.: Экономика, 2015. С.10 — 90.

17. Михайлова Ю.В., И.А. Шипилова // «Экономика России 21 века» с.302-307, 2017.

18. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А. История России с древнейших времен. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2017. C.138 — 146.

19. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2015 — 2016

20. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М.: 2015. С.714.

21. Сметанин С.И. «История предпринимательства в России». 2012, С.65 — 74.

Статьи из журналов

22. Воробьев Д.А. «Малый бизнес в современной экономике России», 2012. № 12. С 34 — 36

23. Гельман В.А. «Становление и развитие предпринимательства в современной России» // Сибирский торгово — экономический журнал., 2014. №11, C.23-28

24. Долгова Т.В. «Место и роль предпринимательства в региональной экономике». // Вестник Чувашского университета, №3, 2015. C.35-40.

25. Игнатов В.Г., Бутов В.Н. // Южная Россия и ее регионы. 2016. C.43 — 46.

26. Котилко В.В., Орлова Д.В. «Забытая Россия» // Российское предпринимательство. № 3, 2012. C.8 — 10.

27. Ладыгина А.В. // Эксперт — Юг. 2015. № 4. С.21

28. Ларичева Е.В., Скляр Е.Н. // Сравнительный анализ экономики регионов. №21.2017. С.18-22

29. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. — M., 2016.

30. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. cб. 2016. C.124.

31. Маньков В.С. «Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса» / /Вестник Московского университета. 2012 г. №2.С. 20-22.

32. Министерство экономического развития РФ. Доклад «О ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2016 годах» Москва 2017. С.34

33. Министерство экономического развития РФ. Доклад «О ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2016 годах» Москва 2017. С.36

34. Министерство экономического развития РФ. Доклад «О ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2016 годах» Москва 2017. С.52.

35. Морковина С.С. // Вестник ТГУ, выпуск 9 (65), г. 2015, C.14-16.

36. Мохова Е.А. // Журнал Terra Economicus. № 3-3 /2016. С.13-15.

37. Поленова С.Н. «Государство и малый бизнес». // Дайджест — финансы. №12.2006. С.44 — 50.

38. Презентация ОАО «МСП Банк» // «Сравнительный анализ российского и международного опыта».М. 2016

39. Cтатистика социально — экономического развития ЮФО. Утверждена распоряжением Правительства Р.Ф. от 5 сентября 2014 г. N 1538-р. C.24.

40. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2016». Росстат. — M., 2014 — 2016.

41. Сидорова Н.И. // Вестник АГТУ, 2015. № 1. С.23-24

42. Шведова М.Ф. «Структура государственной поддержки малого бизнеса: теоретический аспект системного подхода». № 8. С.135 — 139.

Интернет-источники

43. Галкин В.В. Государственная регистрация малого бизнеса. http://vadim-galkin.ru/business-basics/malyj-biznes/gosudarstvennaya-registraciya-malogo-biznesa/

44. «Дежур». Интернет-журнал для молодых предпринимателей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dezhur.com

45. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 — 2016 году. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog-spn.html

46. «Малый и средний бизнес ОАЭ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.thedti.gov. za/financial_assistance/financial_incentive. jsp? id=40

47. Министерство экономического развития российского предпринимательства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smb.gov.ru

48. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mos.ru

49. Официальный сайт: Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mbkuban.ru

50. «Программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса в Испании». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/vnesheconom/documentation/search_documents/? action=showproduct&id=4229&parent=0&start=3

51. Развитие малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mspbank.ru

52. «Развитие малого и среднего бизнеса в Израиле». http://www.english. mati.org. il/? lat=en

53. «Регистрация компаний в Сингапуре»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://meridian103.ru/issue-7/business/incorporating/

54. Ресурсный центр малого предпринимательства: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rcsme.ru/ru/statistics

55. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru/minec/main

56. Сайт МСП Банк: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mspbank.ru/Programma_podderzhki

57. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru

58. Сайт Национального института системных исследований предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nisse.ru

59. Статистика по государственной регистрации. http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/

60. Состояние деловой среды и показатели деятельности предприятий. http://www.ebrd.com/downloads/research/factsheets/beepsr. pdf

61. Федеральная налоговая служба. Правила государственной регистрации. http://www.nalog.ru/rn77/

62. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Минэкономразвития РФ. http://smb.gov.ru/measuresupport/

азмещено на Allbest.ru

Приложение 1

Вклад отечественных ученых в развитие предпринимательской деятельности

Отечественные ученые Годы деятельности Вклад в развитие предпринимательской деятельности
1 2 3
А.А. Богданов 1896-1909 член РСДРП, большевик, с 1905 член ЦК. В 1911 занимался наукой. С 1918 — идеолог Пролеткульта. С 1926 года — директор первого в мире Института переливания крови. Богданов считал, что любая управленческая задача, требующая разрешения, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в хронологически расположенных элементов. На основе этого формируется содержание организационной деятельности. Он создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности сменяющих друг друга состояний подвижного равновесия, которое устанавливается в результате столкновения различно направленных сил [14, c.68].
А.К. Гастев В 1901 г. вступает в РСДРП и революционер. В 1917-18 гг. секретарь ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов. В 1921 г. Руководитель Центрального института труда (ЦИТ). Гастев уделял большой интерес на человечном факторе. Он заявлял, будто основную роль в труде компании играет человек, отдача организации наступает с собственного улучшения любого человека на рабочем месте, в частности с эффективного использования времени. Гастев, утверждал, что выработана органическая потребность в стабильном улучшении собственного труда, а еще в неизменной модернизации техники, устройств и т.д. Без создания конкретной методики это невозможно, формулирующей неизменный подход к данному улучшению [11, c. 20].
О.А. Ерманский В 1912 году написал исследование торгово-промышленного класса в России. 1917 года выступал за создание однородного социалистического правительства. В 1933-1936 годах заведовал кафедрой экономики и организации производства. Значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Основные положения этой теории раскрыты им в книге «Научная организация труда и система Тейлора». В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначении и принципах осуществления социалистической и капиталистической рационализации [15, c.186].
П.М. Керженцев В 1920-1921 гг член делегации на мирных переговорах с Финляндией. В 1923-1925 гг. — председатель особого совещания по научной организации работ на транспорте. 1927-1928 годы — заместитель управляющего Центрального статистического управления СССР. Работал в области Научной организации труда. Им была разработана теория «всякой организационной деятельности». Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности. Особенно большое значение Кеженцев уделял использованию организационных методов, которым на практике не уделялось должного внимания. К этим методам он относил методы подбора и использования работников, вопросы дисциплины, ответственности, учета и контроля, подчиненности и т.д.[16, c.10-90].

Приложение 2

Государственные и муниципальные мероприятия поддержки малого предпринимательства [37, с.44 — 50]

Перечень мер принимаемых в государственных и муниципальных программах поддержки малого предпринимательства Их составляющее
1. Мероприятия по развитию инфраструктуры Формирования и поддержки малого предпринимательства на федеративном, областном и районном уровне.
2. Мероприятия по вовлечению социально не защищенных слоев населения Инвалидов, женщин, молодого поколения, уволенных в отставку военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения.
3. Мероприятия по обеспечению предоставления итогов учено — экспериментальных, экспериментально-конструкторских и научно-технических трудов, инновационных проектов Стимулирование инновационных проектов
4. Мероприятия по предоставлению субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов Невыгодные и бесприбыльные компании на льготных условиях
5. Меры по предоставлению возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств Общее описание без адресной направленности

Приложение 3

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации [62]

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации
тыс. человек
1 2 3 4 5 6 7 8
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Российская Федерация 2742,0 2663,9 1914,3 2505,1 2602,3 2499,0 3749,7
Центральный федеральный округ 633,2 576,3 425,1 511,6 582,0 570,4 876,7
Северо-Западный федеральный округ 222,8 206,8 151,3 218,3 228,3 231,5 324,2
Южный федеральный округ 395,2 398,2 276,9 373,5 403,6 369,5 442,9
Крымский федеральный округ 11,2
Северо — Кавказский федеральный округ 177,5 192,4 139,3 218,9 195,3 198,0 119,3
Приволжский федеральный округ 562,5 531,4 418,3 514,2 514,6 470,7 652,7
Уральский федеральный округ 222,4 235,7 143,7 201,9 205,3 203,7 311,1
Сибирский федеральный округ 399,0 384,7 262,4 341,0 350,2 330,9 443,9
Дальневосточный федеральный округ 129,3 138,5 97,2 125,8 123,0 124,4 178,4

Приложение 4

Направления и формы поддержки МСБ в различных странах [56]

Страна Направления поддержки МСБ Формы поддержки МСБ
1 2 3
ЕС усиление единого внутреннего рынка ЕС; предотвращение административных барьеров с целью ведения МСБ; стандартизация законодательной базы; повышение взаимодействия государств ЕС для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами. Сформирована сеть государственных и частных организаций по регулированию развития и поддержке МСП. В каждой стране ЕС стратегия по развитию МСБ разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, занятости. Государственные учреждения, в частности торгово — промышленные палаты, занимаются обучением и повышением квалификации, научно-техническим консультированием кадров, задействованных на МСП, стимулированием международной торговли и партнерства, выдачей сертификатов качества, предоставлением официальных данных представителям МСП.
США стабильная государственная система регулирования и поддержки предприятий МСБ; имеется сформированная концепция гос. заказов; обеспечение гос. гарантий по предоставлению кредитов для МСП; инвестиционное кредитование МСП. Согласно «Закону о малом бизнесе», для МСБ предоставляется доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% государственного заказа, оказание финансовой, консультационной, промышленной и организационной помощи.
Япония обеспечение исполнения антимонопольного законодательства; утверждение различных льгот для МСП; регулирования цен на выпускаемую продукцию; оказание финансовой и консультативной поддержки МСП на всех уровнях их развития Функционируют правительственные организации поддержки МСП. Законодательно определен статус предприятий МСБ и объем льгот для них в соответствии с видом деятельности, регулируется рыночная стоимость выпускаемой продукции, предусмотрена система государственных гарантий по кредитам. Государство поддерживает МСП, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь

Приложение 5

Основные показатели развития МСП в мире [56]

Показатель Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия
1 2 3 4
Предельная численность сотрудников, чел.
Россия 15 100 250
Европа 10 50 250
США 10 100 500
Китай 1000 300
Численность МСП, ед.
Россия 1594 + 2490 ИП 243 16
Европа 19143 1357 285
США 3803 1109 85
Китай Более 12500 предприятий
Доля МСП от общего числа малого и среднего бизнеса, %
Россия 36,7 + ИП 57,4% 5,5 0,37
Европа 92,1 6,6 1,1
США 76,1 1,8
Китай н/д