При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.
1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.
2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой
3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).
4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия
Образцы рабочих записей
I Школьник 9 лет, III класс, функциональная дислалия, л заменяет звуком в.
Движения губ, языка хорошие. Мальчик стесняется своего дефекта, хочет исправить. В семье над ним подсмеиваются.
1. Общий план: а) постановка звука л; б) автоматизация звука в речи. Дифференциация не требуется.
2. Постановка л; объяснение мальчику причины неправильности звучания у него л; подготовительные упражнения губ и языка перед зеркалом, произнесение им звука по подражанию (сразу зазубное), а затем по требованию с контролем зеркала
На первом же занятии можно перейти к включений звука в слоги и слова с этими слогами, т. е. начать автоматизацию звука.
3. Форма работы: занятие может проводиться индивидуально, но при наличии у логопеда детей с неправильным произношением л желательно включение его в группу.
4. Материал брать из пособий по исправлению звука л, давать упражнения на дом.
Примечание. Указать матери на нежелательность насмешек над произношением мальчика.
II. Моторная алалия средней тяжести у девочки 6 лет с хорошим интеллектом. Ходит в старшую группу детского сада. В характеристике, данной из детского сада, отмечается интерес девочки ко всем занятиям, не требующим речи, и ее молчаливость (с детьми общается при помощи отдельных слов, коротких фраз). Слова часто произносит неправильно.
1. Общий план: а) уточнение правильного произношения употребляемых девочкой слов (правильной структуры и правильного звукопроизношения), дальнейшее обогащение словаря;
б) работа над предложением; в) работа над коротким пересказом.
2. Постановка отсутствующих и исправление неправильно произносимых звуков.
3. Индивидуальная работа с постепенным включением как речевого материала бытового характера, так и материала занятий в группе детского сада.
4. Речевой материал должен подбираться в соответствии:
а) со словарем девочки; б) со словарем и предложениями, употребляемыми в жизни группы (во время режимных моментов и занятий).
Примечание. Желательно перевести девочку из старшей группы в среднюю, где уровень речи более доступен для нее Объяснить ей, что перевод временный. Воспитателей просить включить девочку во все игры и речевые занятия, не требуя от нее развернутых высказываний, но поощряя ее речевую активность в виде совместного проговаривания с другими детьми.