Оценка эффективности государственного регулирования

Эффективность государственного регулирования – сложная экономическая категория, которая характеризуется определенными критериями и показателями.

При рассмотрении вопроса об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности государственного управления будет соотношение достигнутого результата к поставленной цели.

В широком смысле такими целями для государственного управления экономикой будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части, а также снижение социальной напряженности в обществе (хотя этот фактор не является экономическим, но имеет прямое отношение к государственному регулированию).

Конечный результат, т.е. совокупность объективных последствий государственного регулирования экономических процессов – это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности государства в области регулирования экономических процессов, реакции на эти действия субъекта регулирования и изменений, происходящих под влиянием такой деятельности государства.

Критерий действенности государственного регулирования отражает то положительное влияние, которое оно оказывает на содержание деятельности субъектов государственного регулирования.

Показатели, отражающие степень воздействия государственного регулирования на деятельность субъекта такого регулирования могут быть подразделены на количественные (в натуральном выражении), качественные (изменение структуры, системы управления и т.п.) и финансовые (изменение прибыльности, отчислений, затрат и т.п.).

Эффективность государственного регулирования экономики можно классифицировать следующим образом:

— социальный эффект;

— организационный эффект;

— экономический эффект.

Социальный эффект государственного регулирования выражается в увеличении количества рабочих мест, уменьшения числа безработных и как следствия объем выплат по пособиям по безработице, в создании малых и средних предприятий, рост налоговых отчислений (особенно в местные уровни бюджетов) увеличение рождаемости и продолжительности жизни, повышение образовательного уровня, снижение заболеваемости, увеличение обеспеченности жильем, появление дополнительных социальных услуг, изменение соотношение бюджетов домохозяйств от потребления к накоплению, изменение индекса потребительских цен, снижение оттока населения и т.п. В результате повышается качество жизни людей и снижается социальная напряженность.

Организационный эффект заключается в том, что по результатам государственного регулирования предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры экономических и организационно-административных процессов, структуры экономики в результате чего повышается управляемость, сокращаются излишние звенья или создаются новые, повышается оперативность управления, снижаются издержки.

Экономический эффект достигается  в результате улучшения показателей деятельности, экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и т.д.

Не все показатели и не всегда можно оценить количественно  и в денежной форме, поэтому в  практической деятельности основным показателем эффективности государственного регулирования  экономики является достижение поставленных целей в рамках выделенного бюджета.