Выделяют некоторые особенности стратегического управления:
1. Целью современной организации стала адаптация к изменениям. В связи с необходимостью учета динамики внешней среды, выделяют два направления развития стратегического управления:
— регулярное стратегическое управление, которое является логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии;
— стратегическое управление в реальном масштабе времени – решение неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с высокой частотой и непредсказуемы.
Организация вынуждена параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач.
2. Целью стратегического управления является развитие, т.е. изменение не только количественных, но и качественных характеристик. Например, к числу стратегических решений можно отнести решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта.
3. Продуктом стратегического управления является потенциал организации, который складывается из ресурсов и источников их пополнения, связей, положения и организационной системы в целом. Потенциал также характеризует максимально эффективное использование ресурсов для достижения поставленной цели. С другой стороны, потенциал представляет собой источник формирования конкурентного преимущества организации, а следовательно, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.
4. В качестве дополнительных признаков стратегического менеджмента выделяют:
— гибкое реагирование на импульсы внешнего окружения;
— осуществление своевременных изменений в организации;
— опора на человеческий потенциал;
— ориентация на потребителя;
— долгосрочные перспективы за счет конкурентных преимуществ;
— рассмотрение массива данных, а не отдельных ее составляющих;
— обеспечение конкурентоспособности компании в перспективе.