Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. Орфоэпические словари

ОРФОЭПИЯ- 1)раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного русского произношения, 2)совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глух соглас, твер и мягк согл, сочетаний гласн В зависимости от темпа речи различаются стили полный и неполный. ПОЛНЫЙ стиль (при медленном темпе речи) хар-ся отчетливым произношением звуков, а НЕПОЛНОМ стиле (быстрая речь) менее отчетливое произношение звуков, редуцирование Стилистически неокрашенным явл нейтральный стиль произношения, ему противопост высокий стиль(книжный, академический), а с другой стороны – разговорный (оба стилист окрашенные). Эта классификация связана с дифференциацией русского языка ,с экспрессивной окрашенностью. Различие между данными стилями проявляется в соотносительности их норм с соответствующими лексическими пластами (слова высокого стиля по нормам высокого стиля произношения и тд). Например, дерзание, свершение произносятся со звуком э с призвуком и в первом предуд, а не и с призвуком э. Наоборот, в словах типа втемяшиться, зятек мы произносим и – разговорный стиль. Некоторые нормы нейтр стиля имеют свои сответствия в высоком или разговорном стиле (сОнет, фОнетикавысокий, сАнет, фАнетика-нейтральный) . Или слова кАгда, шъздисат-нейтр, када и шыисят в разговорном. В безударных слогах гласные подвергаются РЕДУКЦИИ – качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция- изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, а количественная — уменьшение его долготы и силы. В меньшей степени редуц гласные в первом слоге , в большей степени гласные остальных безуд слогов Согласные оглушаются в конце сло и в середине пред глухими. На месте глух согл перед звонк произн соотв звонк (збежаать,одбросить). Наблюдается ассимилятивное смягчение, т е согл перед мягк согл произносятся мягко. Здесь, гвозди,если. Двойные согласны-долгие когда ударение падает на предшествующий слог. Орфоэпия. орфос (греч) — прямой, правильный эпос — речь любой развитой язык, имеющий литературную форму, располагает системой фонетических законов и правил З-ны непреложны на опр на этапе разв-я языка, не знают исключений. Они регулируют фонетические процессы, которые приводят к чередованиям.Правила орфоэпии обращены к массам, рекомендуют, как нужно правильно произносить. Орфоэпия — особая часть фонетики, к-я представляет собой с-му орфоэпических правил (правил правильного произн-я) и отлич-ся от других разделов фонетики следующим: — императивна, требует выполнения опред норм — формулирует не з-ны, а правила — имеет практическую направленность Призвана унифицировать литературный язык с т.зр произнош-я. широкое понимание орфоэпии — правила произнош-я + акцентные нормы (Аванесов, Реформатский) + Горшкова Т. М. узкое — только нормы произн-я! Не все правила произношения можно объяснить фонетич-ми законами. чн — [шн] конечно, скучно, яичница, горчичник, скворечник, (старая) перечница, Ильинична чн — [чн] звучный, алчный, тучный шн/чн молочный, сливочный Т.е. большую роль играет традиция Важен стиль произношения: Щерба выделял 2 типа, связывая их с темпом речи 1)полный — в речи ораторов, лекторов, требует четкости артикуляции, среднего темпа речи. 2)разговорный — более быстрый темп, может доходить до скороговорки, менее четкая артикуляция, редукция гласных вплоть до выпадения В особом положении находится сценическая речь: она более консервативна, дольше сохраняются архаические черты произн-я

Система орфоэпич-х норм произношения складывалась на базе 2х школ: — старомосковские нормы произнош-я — петербуржские НП Для СМНП хар-но:-аканье -еканье — старшая норма -иканье — младшая норма -э с призвуком ы после ж,ш,ц независимо от обозначения -твердый з/я на конце основы прил-х и гл-в л'охкъj -шн вместо чн, кроме книжных слов : античный, алчный, мрачный, слов, гдг нарушался бы вн облик слова: дачный, речной; новых слов: постановочный -мягкое долгое ж внутри морфемы, независимо от обозначения -с твердое в возратном суф-се ся, сь -у в окончании глагола 3л. мн.я. и суф ущ в прич наст вр независимо от спряжения -мягк г/з перед мягк губн (на тумбе) -мягк зубн перед мягк зубн