Однословное предложение. Предложение из аморфных слов-корней. Первые формы слов

Учитывая у детей наличие речевого негативизма, необходимо с первых занятий установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположить его к себе, вызвать желание общаться на доступном речевом уровне. Организуя интересные для него игровые ситуации, логопед стремится активизировать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых сочетаний.

 На первоначальном этапе общения важно добиться от детей умения называть (в любом фонетическом оформлении):

 – окружающих близких, родственников (мама, папа, баба и т. п.);

 – имена детей (Тата, Вава, Вова, Тома и т. д.);

 – приказания (дай, иди, на);

 – крики животных и птиц (гага, муму, куку, ав-ав, мяу);

 – звучащие игрушки (бом-бом, динь-динь, ду-ду).

 В основе поэтапного формирования устной речи лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме (Н.С. Жукова).

 Первым этапом обучения безречевых детей является усвоение ими однословных предложений, предложений из аморфных слов-корней. Закрепляются следующие модели предложений: обращение + повеление (мама, ди – мама, иди; папа, да – папа, дай). Далее в качестве опорного глагола-действия эффективно использовать глагол «спать» в форме повелительного наклонения. Оформляют «комнату»,

 

 

 226

 Т.Б. Филичева

 в центре которой находится кровать. «Дети – куклы» (их имена знакомы ребенку) располагаются вокруг кровати. Сначала логопед, а затем и дети поочередно отдают приказания каждой из кукол, например: Тата, спи. Далее следует демонстрация соответствующих действий.

 На последующих занятиях отрабатывают модель предложения типа: кто? что делает? что? При этом в качестве опорного действия используют глагол «мыть». Дети, обращаясь к разным куклам, дают задания типа: Вова, мой руки (ноги, щеки, нос, глаза). Логопед с помощью действующего лица выполняет названные действия. Далее детей учат слушать и слышать вопрос, соотносить его с глаголом, правильно на него отвечать. Дают образец ответа: Вова, спи. Что делает Вова? Вова спит.