Классификация подвижных игр. Методика организации и проведения подвижных игр.

Классификация подвижных игр

Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр. Игры распределяют:

1. По степени сложности их содержания – от самых простых к более сложным (полуспортивным).

2. По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей): 7–9, 10–12, 13–15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ.

3. С учетом полового признака (игры для мальчиков, для девочек, общие игры).

4. По содержанию (творческие, имитационные, игры с музыкальным сопровождением, сюжетные, игры-забавы, игры-состязания).

5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).

6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании.

7. Игры, подготоавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.

8. В зависимости от взаимоотношений играющих: а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников».

Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях:

а) по форме организации занятий (игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части; во внеурочное время; на спортивном празднике и т.д.);б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью);в) с учетом места и времени года (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).

 Методика организации проведения подвижных игр. Существует две формы проведения подвижных игр: урочная (учебная) и внеурочная (внеучебная). Урочная –предусматривает непосредственную руководящую роль преподавателя. Занятия проводятся с неизменным составом участников, регламентированные содержанием и объёмом игрового материала, его взаимосвязь с учебным материалом по ФВ. Внеурочная – предусматривает большую роль организаторов из среды взрослых. Влияние факторов на выбор подвижных игр: 1. задачи (развлечь детей); 2. место; 3. погода; 4. температурный режим; 5. возраст; 6. количество.

 Особенности организации и методика проведения подвижных игр с детьми разного возраста. Как мы знаем, в системе ФВ игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются: 1. он обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, т.к. в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. В педагогическом случае можно с помощью игрового метода избирательно развивать определённые физические качества (подбирая соответствующие игры); 2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей; 3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств; 4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.; 5. фактор удовольствия при игре, эмоциональность, привлекательность способствуют формированию устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм. Двигательный опыт детей младшего возраста очень мал, поэтому вначале рекомендуется проводить несложные игры с элементарными правилами и простой структурой, используя пособие и инвентарь. «Мяч соседу», «Охотники и утки», т.д. В растущем организме ребёнка наблюдаются некоторая дисгармония в нервном развитии и ССС. Игры для 5-6 класса: «Бой петухов», «Бег за флажками», эстафеты. Для 7-8 класса: весёлые старты, «Третий лишний», эстафеты. Старшие школьники предпочитают подвижные игры: волейбол, футбол, баскетбол, теннис и т.д. Утром на уроке проводить надо спокойные игры, а во второй половине дня – наоборот.