Классификация информационных технологий и систем
Важными классификационными признаками ИТявляются масштаб системы, полнота (комплексность, интегрированность), назначение (сфера применения, специализация), способ организации, а также тип информации, пользовательский интерфейс, операционная система и т.д.
По масштабу ИС подразделяются на три группы:
• одиночные, которые обычно реализуются на отдельных компьютерах без использования сети, например локальные СУБД;
• групповые для коллективного использования информации членами одной рабочей группы, например локальные сети;
• корпоративные, ориентированные на крупные компании и реализуемые в виде сложных сетей, обычно с иерархической структурой.
По способу организации в информационных процессах выделяют технологии и системы:
• автоматизирующие, которые сокращают работу человека в процессах передачи, приема и обработки информации;
• объединяющие, которые позволяют исключать посредников, участвующих для связи отдельных частей процесса;
• отслеживающие, обеспечивающие сопровождение выполняемых задач, анализ входных воздействий, выпуск продукции и т.д.;
• деловые, преобразующие неструктурные процессы в обычные действия;
• управления знаниями, предусматривающие сбор и распространение знаний, а также экспертизу для улучшения процесса;
• аналитические, использующие комплексы аналитических методов для обработки информации;
• информационные, обеспечивающие передачу информации на большие расстояния, и др.
По назначению (сфере применения) выделяют следующие группы ИТ и ИС:
• системы принятия решений (экспертные системы, системы оперативной аналитической обработки информации и др.);
• информационно-справочные системы (системы электронной документации, географические ИС, гипертекстовые системы);
• офисные ИС для автоматизации делопроизводства, управления документооборотом и т.п.;
• системы обработки транзакций;
• информационно-измерительные системы;
• информационно-управляющие системы и др.
Проектирования
САПР-К (САПР конструктора)— CAD
САПР-Т (САПР технолога)– САМ
ИСАПР (интеллектуальные САПР)
КТПП (конструкторско-технологическая подготовка производства)— САЕ–CASE -(автоматизированная разработка ПО)
СУП (система управления проектированием) – PDM (управление проектными данными),
СЕ (параллельное проектирование)
Управления
АСУТП — SCADA
АСУТС — ERP
АСУП— CRM
ИСУП–SCM
СУР — S&SM, ЕАМ
ИПИ — CALS
Поддержки принятия решений
СППР — DSS
ЭС – ES
Планирования
ИРС— MRP, MRPII
СУП – ERP
ЛИС — ЕАМ
Бизнеса и маркетинга
СЭД— В2В В2С В2Р В2А
АСД — С2С e-CRM
Справочные
АА(автоматизированный архив) — Р-Lіb (библиотека
АСД (автомат система документооборота) -EDI (электронный обмен данными)
АИСС (автомат информац-справочн система)
АС (автомат справочник)
Моделирования и обучения
КОС(компьютерная обучающая модель),ТиТК,МЦ (моделирующий центр) — COM/DCOM (общая-распределенная модель),ARM(обычная модель данных),методологии — IDEF/lx (построения реляционных БД),IDEF/0 (построения моделей бизнес процессов)
Системы поддержки принятия решений (СППР) служат для автоматизации деятельности конкретных должностных лиц при выполнении ими своих обязанностей в процессе управления.
С использованием автоматизированных информационно-вычислительных систем (АИВС) решаются сложные в математическом отношении задачи, требующие переработки больших объемов разнообразной информации. Сбор, хранение, поиск и выдача информации пользователям в требуемом виде выполняются с помощью автоматизированных информационно-справочных систем (АИСС). Автоматизацию подготовки специалистов, разработку учебных курсов, управление процессом обучения и оценку его результатов обеспечивают автоматизированные системы обучения (АСО или АОС).