Классификация информационных технологий и систем

 Важными классификационными признаками ИТявляются масштаб системы, полнота (комплексность, интегрированность), назначение (сфера применения, специализация), способ организации, а также тип информации, пользовательский интерфейс, операционная система и т.д.

 По масштабу ИС подразделяются на три группы:

 • одиночные, которые обычно реализуются на отдельных компьютерах без использования сети, например локальные СУБД;

 • групповые для коллективного использования информации членами одной рабочей группы, например локальные сети;

 • корпоративные, ориентированные на крупные компании и реализуемые в виде сложных сетей, обычно с иерархической структурой.

 По способу организации в информационных процессах выделяют технологии и системы:

  • автоматизирующие, которые сокращают работу человека в процессах передачи, приема и обработки информации;

 • объединяющие, которые позволяют исключать посредников, участвующих для связи отдельных частей процесса;

 • отслеживающие, обеспечивающие сопровождение выполняемых задач, анализ входных воздействий, выпуск продукции и т.д.;

 • деловые, преобразующие неструктурные процессы в обычные действия;

 • управления знаниями, предусматривающие сбор и распространение знаний, а также экспертизу для улучшения процесса;

 • аналитические, использующие комплексы аналитических методов для обработки информации;

 • информационные, обеспечивающие передачу информации на большие расстояния, и др.

 По назначению (сфере применения) выделяют следующие группы ИТ и ИС:

 • системы принятия решений (экспертные системы, системы оперативной аналитической обработки информации и др.);

 • информационно-справочные системы (системы электронной документации, географические ИС, гипертекстовые системы);

 • офисные ИС для автоматизации делопроизводства, управления документооборотом и т.п.;

 • системы обработки транзакций;

 • информационно-измерительные системы;

 • информационно-управляющие системы и др.

 

Проектирования

САПР-К (САПР конструктора)— CAD

САПР-Т (САПР технолога)– САМ

ИСАПР (интеллектуальные САПР)

КТПП (конструкторско-технологическая подготовка производства)— САЕ–CASE -(автоматизированная разработка ПО)

СУП (система управления проектированием) – PDM (управление проектными данными),

СЕ (параллельное проектирование)

Управления

АСУТП — SCADA

АСУТС — ERP

АСУП— CRM

ИСУП–SCM

СУР — S&SM, ЕАМ

ИПИ — CALS

Поддержки принятия решений

СППР — DSS

ЭС – ES

Планирования

ИРС— MRP, MRPII

СУП – ERP

ЛИС — ЕАМ

Бизнеса и маркетинга

СЭД— В2В В2С В2Р В2А

АСД — С2С e-CRM

Справочные

АА(автоматизированный архив) — Р-Lіb (библиотека

АСД (автомат система документооборота) -EDI (электронный обмен данными)

АИСС (автомат информац-справочн система)

АС (автомат справочник)

Моделирования и обучения

КОС(компьютерная обучающая модель),ТиТК,МЦ (моделирующий центр) — COM/DCOM (общая-распределенная модель),ARM(обычная модель данных),методологии — IDEF/lx (построения реляционных БД),IDEF/0 (построения моделей бизнес процессов)

Системы поддержки принятия решений (СППР) служат для автоматизации деятельности конкретных должностных лиц при выполнении ими своих обязанностей в процессе управления.

С использованием автоматизированных информационно-вычислительных систем (АИВС) решаются сложные в математическом отношении задачи, требующие переработки больших объемов разнообразной информации. Сбор, хранение, поиск и выдача информации пользователям в требуемом виде выполняются с помощью автоматизированных информационно-справочных систем (АИСС). Автоматизацию подготовки специалистов, разработку учебных курсов, управление процессом обучения и оценку его результатов обеспечивают автоматизированные системы обучения (АСО или АОС).