использование выручки промышленными предприятиями

В процессе финансово-хозяйственной деятельности, работники финансовых служб предприятия осуществляют планирование выручки от реализации продукции на предстоящие год, квартал и оперативно.

Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения трудно прогнозируемый процесс, а финансовая политика, проводимая правительством в такой период в области взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетной и кредитной системой, постоянно изменяется, то годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В таких условиях нет необходимости в расходовании средств и времени на годовое планирование выручки.

Квартальное планирование выручки. В современных условиях отчетность по многим налогам, в том числе и по налогу на прибыль — квартальная. Поэтому для того чтобы определить сумму авансовых платежей по налогу на прибыль, администрации предприятия необходимо знать размер выручки, исчисленной на квартал. Даже в тех случаях, когда на предприятиях планируется годовая сумма выручки, она разбивается на четыре квартала, для того чтобы иметь представление о том, какую сумму налога на прибыль (авансовый платеж) следует внести в бюджет в том или ином квартале.

Таким образом, планирование выручки осуществляется на стадии разработки финансового плана (годового, квартального), одного из основных разделов бизнес-плана. Оно необходимо для определения валового дохода и прибыли, а также для составления оперативных финансовых планов.

    Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денежных средств за отгруженную продукцию.

Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без НДС и акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции – без экспортных тарифов).

Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя из объема выполненных работ и оказанных услуг и установленных расценок и тарифов.

В современных условиях хозяйствования предприятия и организации самостоятельно выбирают метод планирования выручки от реализации продукции. Существуют два метода определения плановой выручки: метод прямого счета и расчетный метод.

    Метод прямого счета основан на гарантированном спросе выпускаемой продукции. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов с покупателями. Данный метод является наиболее достоверным методом планирования выручки, так как план выпуска и объем реализации продукции заранее согласованы с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Наиболее важным моментом данного метода планирования выручки является то, что он позволяет наиболее точно определить объем выручки по срокам ее поступления. Кроме того, он способствует сокращению выпуска продукции, которая не пользуется спросом у покупателей.

При использовании данного метода, выручка исчисляется по следующей формуле:

В = U x Ц,

где: U – объем реализуемой продукции в натуральном выражении;

Ц – цена единицы реализуемой продукции.

Однако, в условиях становления рыночных отношений, этот метод не имеет широкого распространения. Причина такого явления заключается главным образом в том, что многие предприятия своевременно не заключают договора на поставку своей продукции, а это не гарантирует уже ее реализацию в полном объеме.

Поэтому для планирования выручки используется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции в планируемом периоде. Общая сумма выручки определяется как произведение количества изделий, подлежащих реализации в планируемом периоде, по каждой номенклатурной позиции отдельно, на оптовые цены предприятия принятые в плане.

Следовательно, для определения плановой суммы выручки прежде всего необходимо знать количество и ассортимент реализуемой продукции и отпускные цены.

Объем реализации в планируемом периоде, как правило, не совпадает с объемом выпуска продукции за тот же период, т.к. часть произведенной продукции в планируемом периоде остается нереализованной в виде остатков готовой продукции на складе и в отгрузке (документы не оформлены – не сданы в банк) на конец планируемого периода. Кроме того, часть продукции, которая была произведена в текущем периоде, перейдет в виде остатков готовой продукции на начало планируемого периода.

Общая формула будет выглядеть следующим образом:

ΣВо = ΣВон + ΣВТп –ΣВОк, где:

ΣВо общая сумма выручки от реализации продукции;

ΣВОн сумма выручки в остатках готовой продукции, нереализованных на начало планируемого периода;

ΣВТп сумма выручки от выпуск товарной продукции в планируемом периоде;

ΣВОк – сумма выручки в остатках готовой продукции, нереализованных на конец планируемого периода.

При планировании выручки важное значение имеют остатки готовой продукции на начало и конец планируемого периода, точнее их размер (входные и выходные остатки готовой продукции).

Входные остатки готовой продукции

— остатки готовой продукции на складе, в том числе  товары отгруженные, по которым документы не сданы в банк;

— остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил;

— остатки товаров отгруженных, не оплаченных покупателем в срок;

— товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта.

Выходные остатки готовой продукции

    — остатки готовой продукции на складе;

— остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Из этого следует, что при определении суммы выручки по выходным остаткам учитываются только два первых элемента, которые учитываются также и по входным остаткам. Это объясняется тем, что последние две статьи возникают, как правило,  из-за нарушения договорных условий о поставках продукции. Это мнение многих экономистов, но не всех. Некоторые считают, что при планировании выручки следует учитывать и другие элементы входных остатков, в размере, который сложился за ряд лет.

Расчет плановой суммы выручки от реализации продукции на планируемый период производится, как  правило в конце текущего года, когда данные о фактических остатках готовой продукции на складе и в отгрузке на начало планируемого периода еще отсутствуют.

Поэтому для их определения в расчете учитываются ожидаемые остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода с последующей их корректировкой.

Они определяются (остатки) по каждой статье отдельно на основе фактических остатков, отраженных в бухгалтерских отчетах, составленных на последнюю отчетную дату. При этом во внимание принимаются изменения их размера до конча отчетного периода, которые могут произойти под влиянием различных факторов:

— сокращение сверхнормативных запасов готовой продукции;

— ускорение расчетов с покупателями;

— улучшение работы финансовых служб и т.п.

В отчетных документах перечисленные остатки отражаются по производственной себестоимости. Поэтому для их оценки в отпускных ценах (оптовых ценах) используется коэффициент пересчета. Данный коэффициент определяется как отношение стоимости реализованной продукции в ценах отчетного периода к ее производственной себестоимости того же периода.

Расчет остатков по отдельным элементам

1-й элемент. Размер остатков готовой продукции на складе, включая и неотфоктурованные поставки по предприятиям с несезонным характером производства, на начало и конец планируемого периодов принимается в размере норматива оборотных средств по готовой продукции на соответствующий период.

На предприятиях с сезонным характером производства или сбытом продукции, необходимо учитывать также и сезонные запасы.

2-й элемент. Ожидаемые остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил определяется исходя из нормативных сроков документооборота в днях и однодневной отгрузки товарной продукции в 4 квартале текущего и отчетного периода (ожидаемая и плановая).

3-4-й элементы. Планирование размера остатков товаров отгруженных, но не оплаченных в срок, а также остатка товаров на ответственном хранении у покупателей осуществляется на основе данных прошлых лет.

Например, на основе анализа указанных остатков за последние 2-3 года установлено, что они составляют в среднем сумму трехдневного объема реализации продукции:

      (24 млн. руб. (годовой объем реализации) х 3 дня) : 360 = 0,2 млн. руб.

    На крупных предприятиях и организациях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановый размер выручки исчисляется не по каждому изделию или группе изделий в отдельности, а по всей продукции, подлежащей реализации в планируемом периоде, с учетом объема выпускаемой товарной продукции в оптовых ценах предприятия и общей суммы входных и выходных остатков готовой продукции на складе и в отгрузке в тех же ценах.

Такой метод менее точен из-за того, что цены отличаются от цен, принятых для определения объема товарной продукции. В связи с этим сумму выручки приходится корректировать на разницу между оптовыми ценами предприятия и ценами, по которой реализуется продукция.

Использование выручки

Если поступление выручки на счета предприятия – это завершение кругооборота средств, то ее распределение и использование представляет собой подготовка и начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов.

При поступлении денежных средств за реализованную продукцию из них исключается НДС, оставшаяся часть образует выручку от реализации продукции (работ, услуг). Она в первую очередь направляется на возмещение материальных затрат – сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия и др. виды материальных ценностей, а также на формирование амортизационного фонда.

Оставшаяся часть выручки, включающая вновь созданную стоимость, является валовым доходом предприятия, которая используется на выплату заработной платы, на уплату ЕСН и других налогов, включаемых в себестоимость продукции или относимых на финансовый результат. Если после финансирования перечисленных затрат у предприятия останутся средства, то это будет прибыль.

                         Факторы, влияющие на величину выручки

— объем производства и реализации продукции;

— ассортимент выпускаемой продукции;

— качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность на рынке;

— уровень применяемых цен;

— снижение остатков нереализованной готовой продукции на складе;

— своевременность оформления и сдачи в банк платежных документов;

— применяемые формы расчетов и др.