Экономическое содержание прибыли организаций

 

Прибыль занимает одно из важнейших мест в общей системе стоимостных отношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления производством.

Несмотря на то, что категория «прибыль» достаточно давно вошла в категориальный аппарат экономической науки и является главной движущей силой рыночной экономики, в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе нет единства мнений на ее соци­ально-экономическое содержание.

Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Прибыль в капиталистическом обществе – и цель производства, и движущий мотив технического прогресса и экономического роста.

В неоклассической теории обосновывается иной подход: прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту.

В централизованной плановой экономике прибыль не выдвигалась в качестве цели и мотива производства, а лишь выступала одним из основных показателей результативности производства на предприятии, а также требованиям хозяйственного расчета.

В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыль. В основе экономической лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную» услугу как труд, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом.

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерен риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. Здесь прибыль рассматривается как вознаграждение за преодоление неопределенности.

Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрение достижений НТП и за экономические услуги обществу. Прибыль здесь носит временный характер, то появляется, то исчезает.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Она представляет собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Прибыль – особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

  • основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
  • главный показатель возрастания рыночной стоимости организации;
  • индикатор кредитоспособности;
  • главный стимул собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
  • индикатор конкурентоспособности организации;
  • гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность для нормального функционирования любой организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому ее объему, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров (работ, услуг), но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях существующей конкуренции.

Стремление к получению прибыли побуждает товаропроизводителей к снижению затрат  на производство и реализацию продукции (работ, услуг), к увеличению объема ее реализации, к внедрению научно-технических разработок и т.д. Для предпринимателя прибыль является ориентиром (сигналом), указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости с наименьшими затратами, а это порождает стимулы для инвестирования средств в такие сферы предпринимательской деятельности.

При развитой конкуренции стремление к получению прибыли достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Прибыль как экономическая категория характеризует конечный положительный финансовый результат всей предпринимательской деятельности предприятия. Поэтому она является одним из основных стоимостных показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

В отличии от других стоимостных показателей, она дает наиболее обобщающую характеристику всей производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия. В ней наиболее полно в стоимостной форме отражаются и количественные и качественные показатели: снижение себестоимости продукции (работ, услуг), повышение ее качества, расширение ассортимента, увеличение объема реализации и др.

Главное предназначение прибыли в современных условиях осуществления предпринимательской деятельности – отражение эффективности производственной и финансовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражение которых должна являться цена продукции. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Однако на величину прибыли могут воздействовать факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий производственных коллективов – одни положительно, другие негативно. Например, методы начисления амортизации, уровень цен на потребляемые сырье, материалы, тарифы на коммунальные услуги, цены на реализуемую продукцию и др.

Кроме того, прибыль является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также она используется как экономический рычаг активного воздействия на интересы непосредственных товаропроизводителей. От величины и своевременности поступления прибыли в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований, и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения страны.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода, между предприятиями и государством, различными отраслями экономики страны и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятием и его работниками.

Однако, следует заметить, что предприятие получает прибыль только в том случае, когда выручка превышает полную себестоимость реализованной продукции. Если же она равна себестоимости, то предприятию удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, а если выручка будет меньше себестоимости, то в таком случае предприятие получает убыток — отрицательный финансовый результат.

>      — // —           = прибыль (положит-й финан-й результат)

Выручка       = полная себестоимость = нулевой финансовый результат

<  —  // —                = отрицательный финан-й рез-т

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли, ее виды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *