государственный долг

 

Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

Если государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.

Государственный кредит имеет 2 формы, представленные на рис.24.

Рисунок 24 – Формы государственного кредита

Сберегательное делоотносится к государственному кредиту, если привлечённые средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки работают на коммерческой основе, и мобилизованные ими средства формируют их кредитные ресурсы.

Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом относиться к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и имеет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Государственный кредит имеет добровольный характер и предоставляется на началах возвратности и платности. Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия дефицита бюджета.

Во-вторых, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности – товары (товарораспорядительные документы), недвижимость, ценные бумаги и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

Государственный кредит выполняет следующие функции.

  1. Распределительная функцияпозволяет осуществлять формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах кредитования. Иногда данную функцию разбивают на две:

— образование денежных фондов (фискальная) – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. Выступая в качестве заёмщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Регулирующая функция – заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость населения.

  1. онтрольная функцияимеет свои специфические особенности:

— тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

— охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

— осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам.

В соответствии с законодательством Украины величина основной суммы госдолга не должна превышать 60% фактического годового объема ВВП Украины.

В зависимости от типа кредиторов различают:

  • внутренний государственный долг;
  • внешний государственный долг.

Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпускаемых займов либо за счет роста налогов; последнее нежелательно для населения и снижает деловую активность работающих. Внутренний долг состоит в основном из займов и вкладов населения.

Общий объём внутренней задолженности государства может быть разделён на 2 части:

1) монетизированный долг – который состоит из долгов государства перед банками;

2) немонетизированный долг – состоит из задолженности по выплате пенсий, стипендий, зарплаты; задолженности по госзаказам и т.д.

По способу использования государственный долг делится на активный и пассивный. Активный долг – это такое использование финансовых ресурсов, которое предусматривает обеспечение экономического роста. Он связан с проведением инвестиционной и инновационной деятельности, увеличением спроса в стране, поддержкой конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, увеличением экспортного потенциала, сдерживанием инфляции и др. Государственный долг рассматривается как пассивный, если полученные средства направляются на текущее потребление. Такие выплаты тоже оказывают влияние на развитие экономики, но не рассматриваются как фактор экономического возрастания.

Экономические последствия государственного долга:

1 Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоёв населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся ещё богаче.

2 Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшение) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новое рискованное предприятие, в инновации, а также усилить социальную напряжённость в обществе.

3 Выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж.

4 Государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений, т.е. оставить будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.