Форсированная индустриализация и коллективизация. Задачи и итоги первых пятилеток.

Крушение надежд на мировую революцию привело к идее о необходимости строительства социализма в одной отдельно взятой стране. Восстановление экономики дало возможность приступить к реконструкции всей промышленной базы страны. Важнейшими задачами второй половины 1920 – 1930-х гг. стали превращение страны из аграрной в индустриальную и обеспечение экономической независимости и повышение обороноспособности.

В декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию (процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства). Началось форсированное развитие экономики. Отличительные черты советской индустриализации: усиление роли государства в развитии экономики; преимущественное развитие тяжелой промышленности (группа «А»); введение пятилетних планов (пятилетки) (I-я – 1928-1932, II-я 1933-1937, III- я 1938-1942); массовое строительство новых предприятий (за две пятилетки около 6 тыс.); создание новых отраслей промышленности (тракторная – заводы в Сталинграде, Челябинске; автомобильная – Московский (ЗиС) и Нижегородский (ГАЗ) заводы; химическая; авиационная); создание энергетической (ДнепроГЭС) и транспортной (Туркестано-Сибирская ж/д) базы.

Источниками индустриализации стали: средства от аграрного сектора, полученные в ходе коллективизации; перераспределение доходов от других отраслей; монополия внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота и т.д.); внутренние денежные займы у населения; трудовой энтузиазм народа (ударничество с 1929 г., стахановское движение с 1935 г.); снижение уровня жизни населения; использование труда заключенных ГУЛАГа; командно-административные методы руководства.

Главным способом решения продовольственной проблемы и получения ресурсов для индустриализации стала коллективизация сельского хозяйства, которая включала: создание крупных советских (совхозы) и коллективных (колхозы) хозяйств (после статьи Сталина «Год великого перелома» (1929) приобрело принудительный характер); запрет аренды земли и наемного труда (1930); политика «раскулачивания» (кулаков выселяли или арестовывали, имущество и землю отдавали колхозам); создание МТС (машинно-тракторных станций) для обслуживания колхозов.

1930 г. стал началом сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса.

Результаты коллективизации:полученные материальные и людские ресурсы позволили в основном завершить индустриализацию; изъятие не только излишков, но и части необходимой сельхозпродукции привело в 1932-1933 гг. к голоду в основных зерновых районах страны (Украина, Северный Кавказ, Поволжье) и росту народных выступлений; нестабильность производства зерна, резкое сокращение поголовья скота, увеличение численности рабочего класса за счет массового ухода крестьян в город. Полностью коллективизация завершилась к концу II пятилетки (к 1937 г. 93% крестьянских хозяйств в колхозах), начался рост сельхозпроизводства, увеличились сборы технических культур.

В годы первых пятилеток в СССР происходили коренные преобразований в сфере образования и культуры (т.н. культурная революция):ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян; создание единой общеобразовательной школы; формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции»; открытие новых инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических ВУЗов; создание техникумов и рабочих факультетов (рабфаки); развитие культурно-просветительских учреждений (заводские и сельские клубы, библиотеки, музеи и т.п.); создание республиканских филиалов Академия Наук СССР, открытие НИИ; политизация науки (гонения на генетику, контроль над гуманитарными дисциплинами); введение в искусстве единого художественного направления – «социалистический реализм». Главными итогами социально-экономического развития СССР в 1920-30-е гг. стали: преодоление технико-экономической отсталости от ведущих мировых держав; создание промышленной базы, обеспечившей экономическую самостоятельность и обороноспособность СССР; подготовка квалифицированных рабочих и научных кадров, создание потенциал для развития науки; нарастание диспропорции между тяжелой и легкой промышленностью, промышленностью и с/х; формирование командно-административной системы управления экономикой.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *