Формирование словарного запаса

 

 Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: «Игрушки», «Продукты питания», «Одежда», «Дом», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и т. д. Закрепляется умение детей называть:

 – имена друзей, кукол, окружающих взрослых (в первую очередь двухсложные слова с ударением на первом слоге: Катя, Толя, Нина, Валя);

 – односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, рот, дом, мак, лоб, таз, лапа, киса;

 – двусложные слова с ударением на первом слоге (санки, шуба, муха, уха, каша, ноги), на втором (рука, лиса, коза, нога, шары, грибы, пила);

 – трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, ворона, машина, лопата), на первом (кубики, яблоки, мячики), на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон).

 Широко используют прием наращивания к части слова одного и того же слога: дедуш-ка, бабуш-ка, доч-ка, мис-ка, ват-руш-ка, боч-ка, подуш-ка, май-ка, мыш-ка, пуш-ка.

 Усвоение первоначальных навыков словообразования предполагает различение на слух, а затем и самостоятельное

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 227

 употребление в речи хорошо знакомых ребенку слов с уменьшительным значением (с суффиксом «-ик» –домик, лобик; с суффиксом «к» – ручка, ножка).

 В связи с этим на логопедических занятиях детям предлагают сопоставлять на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером (шар-ик, хвост-ик, рот-ик, шарф-ик, ковер – коврик, дом – домик; лапа – лапка, шуба – шубка, гора – горка, трава – травка, чашка – чашечка, ложка – ложечка, миска – мисочка).

 Учитывая, что практическое овладение значением слова не может быть осуществлено вне связной речи, детям следует давать упражнения, где они сами дополняли бы предложения, употребляя в зависимости от смысла обычную или ласкательную форму слова: «Лене завязали большой красный бант, а Леночке – маленький красненький бантик. Мама надела меховую шубу, а Танюша – маленькую меховую шубку. <…>

 Используя специальные дидактические игры, детей можно учить различать действия, сходные по внешним признакам. Для этой цели, в первую очередь, следует подбирать те действия, которые легко демонстрируются: пришел – ушел; приносит – относит; наливает – выливает; открывает – закрывает и т. д.

 При этом нужно наглядно показать, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением звучания его начальной части (подпрыгни – спрыгни – перепрыгни – прыгает и т. д.).

 Формирование грамматического строя языка

 Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. Затем формируются навыки практического употребления в речи:

 – категории числа существительных;

 228

 Т.Е. Филичева

 – категории глаголов;

 – категории падежа.

 Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормальном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный). На этом этапе обучения можно постепенно переходить к формированию умений слышать, узнавать и называть предлог во фразах, используя прием грамматического сопоставления (мяч лежит столе – мяч лежит на столе; кот сидит столом – кот сидит под столом). Важно как можно больше давать ребенку одни и те же слова в разнообразных сочетаниях, закреплять обобщающее значение слов (На чем еще может лежать мяч?).

 Основное содержание логопедических занятий по развитию связной речи включает упражнения в употреблении различных структур предложений. Постепенное возрастание их сложности опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме. Формирование навыков составления двух-, а затем трехсловных предложений становится возможным при определенном объеме понимания речи: «Кто? Что делает? Кто? Что делает? Что?»

 Используя демонстрацию действий, сюжетные картинки, фланелеграф, дети учатся слушать вопросы, соотносить их с окончаниями глаголов, составлять предложения. В качестве действующих лиц могут выступать куклы, любимые персонажи, сами дети. Прежде всего в предложения включаются действия, которые хорошо знакомы, часто встречаются в повседневной ситуации. Примерный набор предложений:

 Кто?

 Кто?

 Мама Папа Дедушка Бабушка

 Собака

 Кошка

 читает, пишет, спит, сидит, стоит Что делает?

 спит, сидит Что делает?

 прыгает, лежит, ест, пьет, бежит

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии]^™—-229

 Приведем фрагмент занятия по закреплению навыков составления предложений по вопросам КТО7ЧТОДЕЛАЕ1/

 Действующие лица: заяц и волк.

 Звучит музыка из мультфильма «Ну, погоди!» Вбегает Заяц, а за ним гонится Волк. Заяц спрятался. Дети зовут его: «Заяц!» то громко, то протяжно и тихо, то быстро. Появляются ушки Зайца, и дети отвечают на вопрос: «К т о э т о. » Это Заяц. Логопед спрашивает: «Почему Заяц прячется/» (он боится Волка.) Волк просит прощения: «Я больше не буду тебя обижать, буду дружить с тобой и повторять все твои движения». Заяц выходит из укрытия и здоровается с Волком и всеми детьми.

 Дети придумывают разные задания зайцу (Стой! Сиди. Спи! Лежи! Прыгай! И т. д.). Заяц стоит (сидит, спит, лежит, прыгает, ест, пьет и т. д.)

 Логопед предлагает составить предложение про зайца

 и волка.

 Кто? Что делает?

 Заяц ест, бежит, хлопает в ладоши, смеется, поет, прыгает.

 Волк сидит, рычит, спит, воет.

 <…> В качестве поощрения дети получают картинки с изображением волка и зайца, которые затем наклеивают в тетради.

 Эффективным приемом при составлении предложении является подбор однородных подлежащих и дополнении к сказуемым:

 Сидит Стоит Бежит

 Читает Пишет Рисует

 Кто?

 Что?

 мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик, собака

 книгу, письмо,сок, самолет, куклу

 На первоначальных этапах обучения большую роль играет активная помощь логопеда. Она выражается в совместном проговаривании предложений, в завершении ребенком предложений, начатых логопедом. Это способствует закреплению

 230

 Т.Е. Филичева

 навыков практического употребления определенных речевых конструкций.

 Развивая у детей умение слушать, слышать и дифференцировать названия предметов и действий, необходимо научить их понимать обобщающее значение слов. С этой целью ребенку предъявляют сюжетные картинки, предлагают назвать всех, кто рисует, пишет, читает, поет, летит, бежит и т. д. Следует постоянно вызывать интерес к подобным занятиям. Для этой цели можно, например, использовать такой игровой прием, как «путаница», когда ребенок должен исправить ошибку в предложении, названном логопедом. Например: кошка пишет, собака летит, корова рисует, лошадь поет, бабочка идет, рыба летит и т. д.

 Следующая задача – расширение объема предложений. Следует предлагать в качестве зрительной опоры предметные картинки, используя которые ребенок заканчивает предложения. Например: мальчик рисует дом (гриб, самолет, машину).

 Постепенно количество слов в предложении увеличивают: «Мальчик рисует дом, гриб, самолет»; «Девочка рисует кошку, собаку, птичку». Повышают требовательность к правильности их грамматического оформления. Для развития слухового восприятия используют сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, выполняемых одним и несколькими лицами (птичка летит, птицы летят; девочка поет, дети поют). Сначала предлагается упражнение на развитие слухового внимания, когда ребенок должен определить: о ком говорят («плывут – плывет, летит – летят, поет – поют, идет – идут»). Внимание детей обращается на разное звучание вопросов: «Рыба что делает? – плывет. Рыбы что делают? – плывут».

 Далее дети составляют предложения с опорой на заданные вопросы: «Бабочка летит – бабочки летят. Машина едет – машины едут. Мальчик плывет – дети плывут. Пароход плывет – пароходы плывут».

 Проиллюстрируем это фрагментами занятий: на закрепление практических навыков употребления категории числа существительных.

 Первый вариант

 Дети достают из игрушечного ящика по одной картинке, на которой изображена половина предмета. Затем они должны

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 231

 найти вторую половину, соединив картинки, называют слово: это шар (гриб, кукла, машина, кубик, слон и т. д.) Играет тихая музыка, дети гуляют по группе. Как только услышат громкую музыку – находят игрушки, соответствующие этим картинкам. Игрушки выставляются на столе. Игра «Кто самый внимательный?»

 В музыкальной гостиной «выросло волшебное дерево». Дети идут им любоваться. Оказывается, что на этом дереве «растут» картинки. Надо отобрать те, на которых нарисовано несколько предметов. Карточки подбираются парами к игрушкам на столе. Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называются одни и те же предметы, если они в разном количестве: шар – шары; кот – коты; слон – слоны; гриб – грибы. Дети произносят эти слова хором и индивидуально, выделяя интонационно их окончания.

 Второй вариант

 Игра «Удачная рыбалка»

 Дети приходят к импровизированному озеру, выбирают рыболова. Он забрасывает удочку с магнитом и достает картинку. Если на ней нарисован один предмет – кладет картинку в первую корзинку, если много предметов – во вторую. Дети поочередно подходят к корзинкам, достают из каждой из них по одной картинке, показывают всем и называют: У меня стол и лампы; У меня коты и сумка; У меня ручка и грибы и т. д.

 Третий вариант

 Прибегает мышонок Клякса. Он дарит детям конверты. В каждом конверте – карточка, на которой нарисована игрушка, и вырезанные из бумаги силуэты игрушек. Ребенок должен на большую карточку наклеить несколько силуэтов таких же игрушек: машина – машины, самолет – самолеты, пароход – пароходы, лодка – лодки и т. д. и назвать их. Оформленные карточки дети берут домой.

 Четвертый вариант

 Логопед предлагает внимательно послушать слова, которые он произнесет. Если называется один предмет – дети молчат, если несколько – хлопают в ладоши. Надо эти слова запомнить, а потом найти в группе соответствующие игрушки (бабочка – бабочки, пирамида – пирамиды, шкаф – шкафы, стол – столы, ваза – вазы).

 232

 Т.Е. Филичева

 Пятый вариант

 Ведущий расставляет в разных местах группы предметы в одном или нескольких количествах. Логопед называет их. А дети должны быстро найти, назвать их и поставить на стол (барабан, бубны, металлофон, дудки, телефоны, карандаши, ручки и т. д.). <…>

 Проиллюстрируем это фрагментами занятий на закрепление навыков практического употребления категории числа глаголов.

 Первый вариант

 Дети приходят в волшебный лес и видят два теремка: в одном живет много птиц, зверей, рыб, а в другом – каждой особи – по одной. Дети приглашают всех жильцов погулять и рассказывают, кто живет в теремках: рыба – рыбы; змея – змеи; ворона – вороны; бабочка – бабочки; заяц – зайцы; кошка – кошки.

 Затем дети отвечают на вопросы логопеда о том, кто как передвигается, имитируя действия: рыба плавает; ворон (бабочка) летает; змея ползает; заяц прыгает и т. д.

 Логопед обращает внимание детей на то, как задаются вопросы в зависимости от того, сколько персонажей выполняют (один или много). Например: Рыба – Что делает. – Плывет; Рыбы – Что делают? – Плывут.

 Дети повторяют названия действий, акцентируя внимание на разнице в окончаниях. Аналогично проговаривают другие действия. Второй вариант

 Выбираются трое ведущих. Один из детей дает задание первому ведущему: «Вова, иди». Составляется предложение по вопросам Кто это? Что делает? (Вова идет.) Двое других ведущих повторяют Бовины действия. Про них спрашивают по-другому: Кто? Что делают? (Лена и Таня. Они идут.) Серия заданий разнообразная: Леня, сядь! Вова, спи.

 Лена, Таня, встаньте! Лена и Таня, спите.

 По следам выполненных действий с ориентировкой на разные вопросы дети по-разному отвечают: Лена сидит. Таня и Лена сидят. Вова спит. Таня и Лена спят.

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 233

 Третий вариант

 Детям раздают две сюжетные картинки, на которых одни и те же действия выполняются одной и несколькими персонами. Логопед называет только действия – «летят», «бежит», «спят», «ест», «рисуют», а дети должны поднять, а затем назвать нужную картинку Далее дети встают в круг. Первый ребенок, бросая другому мяч, называет одно животное и выполняемое им действие. Другой ребенок, поймав мяч, говорит про этих животных, если их много. Например: жук летит – жуки летят; кузнечик скачет – кузнечики скачут и т. д.

 Составление предложений по вопросам: Кто? Что делает?

 Первый вариант

 В группе появляются друзья – Заяц и Волк. Они приносят подарки детям. Те с закрытыми глазами определяют по вкусу овощи, фрукты. Продукты питания и напитки. Угадав, они называют продукты, которые пробовали. Например: Это сок (молоко, чай, кофе, вода, яблоко, банан, огурец, помидор, лук, хлеб, творог, сыр).

 Логопед вместе с детьми имитирует движения, соответствующие действиям «ест» и «пьет». Заяц и Волк разбирают разные продукты питания: заяц – напитки, а волк – еду. Дети должны догадаться и назвать, кто из зверей ест, а кто – пьет. Заяц и Волк приглашают себе помощников. Один из них показывает, как он ест, другой – как он пьет. Дети составляют предложения по вопросам: Кто? Что делает?

 Вова ест суп, кашу, котлеты, варенье, картофель, печенье, сосиски, яблоко, апельсин.

 Таня пьет сок, молоко, кефир, чай, компот, кисель, морс.

 Логопед: «Вспомните, что вы пробовали из еды и питья.

 Второй вариант

 Дети ищут соответствующие картинки и подставляют их

 в схему.

 9

 

 л

 234_________ Т.В. Филичвва

 Логопед фиксирует внимание детей на том, что каждому поставленному вопросу соответствует символ в схеме предложений. Вызванный ребенок отвечает на вопросы, показывает указкой соответствующую картинку на схеме.

 Третий вариант

 Почтальон Печкин раздает детям письма, в которых карточки со схемами предложений. Дети самостоятельно составляют предложения по вопросам: Кто? Что делает? Что? (Бабушка пьет молоко. Дедушка ест хлеб.)

 Четвертый вариант

 Дети подходят к столу логопеда. Девочки выбирают продукты, которые можно есть, а мальчики – то, что можно пить. Дети съедают и выпивают то, что они взяли с подноса, и рассказывают о своих действиях. После усвоения детьми навыков пользования двух-, трехсловными предложениями логопедическая работа должна быть направлена на то, чтобы научить их составлять предложения из 3,4, 5 слов. При этом важно, чтобы дети умели оформлять связь между словами, используя «главенствующие» окончания с нормативным их фонетическим оформлением. Ориентируясь на естественный процесс усвоения падежных форм в онтогенезе, детям предлагается следующая последовательность употребления падежных конструкций: винительный, дательный, творительный.

 Проиллюстрируем это фрагментами занятий по составлению предложений по вопросам: Кто? Что делав т? Что? Кто?

 Первый вариант

 Звучит волшебная музыка. Ребята заходят в группу и садятся за столы. Открывается ширма, за ней – интерьер сказочной комнаты.

 Логопед: «Ребята, мы попали в гости к двум сказочным девочкам – Оле и Тане. Они такие добрые, что помогают всем людям». (Кукла Оля сидит с иголкой и тканью в руках, а Таня – с кастрюлей и ложкой.)

 Логопед, показывая на Олю, спрашивает: «Что делает Оля?» Вместе с детьми отвечает: «Оля шьет».

 Логопед, показывая на Таню, спрашивает: «Что делает Таня?» Вместе с детьми отвечает: «Таня варит».

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 235

 Логопед уточняет, почему дети решили, что Оля шьет, а Таня варит.

 Второй вариант

 Вывешивают гирлянду, на которой прикреплены картинки с изображением того, что может варить Таня, а что шить Оля (каша, лапша, платье, юбка и т. д.).

 Дети снимают картинки с учетом того, что подходит к действиям «шьет» и «варит», называют их и отдают Оле и Тане.

 Логопед выставляет на доску схему предложения.

 Логопед: Кто? Что делает?

 Дети: Оля шьет. Таня варит.

 Третий вариант

 Логопед добавляет новые картинки в схему, задавая вопросы:

 «Кому шьет Оля юбку?» «Кому еще можно шить юбку?» (Маме, Тане, бабушке.)

 Дети проговаривают все предложения. Составляют полное предложение: Оля шьет юбку Тане.

 Четвертый вариант

 Логопед и дети по очереди меняют картинки в схеме и проговаривают новые предложения.

 Оля шьет брюки Тане.

 Оля шьет фартук Тане. Оля шьет шорты Тане.

 Особое внимание при проговаривании уделяется выделению окончания «е».

 Потом дети меняют местами картинки с изображением действующих лиц и действий. <…>

 Предлагаем следующие фрагменты занятия по составлению предложений по вопросам: Кто? Что делает? Что? Чем?

 Первый вариант

 В кабинет стучится бабушка Загадушка. Она загадывает

 загадки.

 Неуклюжий, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу.

 (Медведь.)

 По деревьям скок-скок и орешки щелк-щелк. (Белка.) Хитрая, рыжая, пушистая, кур таскает. (Лиса.) Дети, отгадав загадки, выбирают маски и становятся на

 время этими персонажами.

 236

 Т.Б. Филичева

 

 Логопед рассказывает, что звери живут все вместе, дружно, каждый занимается своим делом. Он предлагает угадать, какие орудия труда нужны медведю (он рубит дрова), белке (она подметает пол), лисе (она режет мясо). Ведущий раздает каждому действующему лицу его орудие труда. Те демонстрируют соответствующие действия. Логопед уточняет, как правильно надо отвечать на вопросы.

 Это топор. Медведь рубит дрова (чем?) топором.

 Это веник. Белка подметает пол (чем?) веником.

 Это нож. Лиса режет мясо (чем?) ножом.

 Ответы проговариваются хором и индивидуально.

 Второй вариант

 Играет тихая музыка. Дети медленно ходят по группе и останавливаются перед предметами, которые можно резать ножом (хлеб, сыр, колбаса, студень, запеканка), рубить топором (кость, дерево, полено, пень), подметать веником (мусор, бумажки, пыль).

 Они называют эти предметы, а затем – действия с ними

 Третий вариант

 Игра «Шаловливый ветер». Вышли дети на полянку. Поднялся сильный ветер и разбросал карточки синего и красного цвета. Каждый ребенок отбирает по одной карточке двух цветов (на одной нарисован персонаж, на другой – орудие труда). Предлагается придумать предложения по вопросам: Кто? Что делает? Что? Чем? Например: на карточках изображены – мальчик и мел; девочка и карандаш; дедушка и уголек. Примерные предложения: Мальчик пишет буквы мелом. Девочка рисует шар карандашом. Дедушка чертит дом угольком. В конце занятия детям отдают карандаш, мел, уголек, а дома они составляют предложения, используя эти слова.

 Обязательным условием для закрепления навыков составления предложений из 4–5 слов является умение детей адекватно воспринимать предлагаемые вопросы. Следует помогать детям усваивать порядок слов в предложении, при этом контролировать правильность употребления грамматических конструкций. Легче усваивать однородность падежа, если на определенном этапе вопрос начинается с одного и того же слова: «Что рисует малыш? Что ест мама? Что лепит девочка? Что еще можно лепить?»

 1

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 237

 Формирование связной речи

 Умение составлять предложения по картине, демонстрации действий позволяет перейти к составлению коротких рассказов. Обучение детей рассказыванию включает несколько направлений.

 Составление рассказов по сюжетной картинке

 При выборе картины важно учитывать следующие требования:

 – ограниченное число действующих лиц;

 – простая композиция;

 – выраженная сюжетная линия;

 – понятная детям мотивация поступков героев.

 Сначала дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы по ее содержанию. Далее логопед дает образец своего рассказа, который дети повторяют. Затем предлагают внимательно послушать вопросы, которые являются планом для самостоятельного рассказа по картине. Например: «Катя пошла в лес. Она взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу на спину и перенесла через речку».

 Составление рассказов по серии картин

 Обучая составлению рассказов по серии картин, необходимо подбирать сюжеты из повседневной, хорошо знакомой детям жизни. Сначала учить их определять причинно-следственные связи и правильно раскладывать картинки. Например: дети играли в саду; пошел сильный дождь; дети убежали в домик. Далее разыгрывается каждый эпизод сюжета: выбираются участники действия; одни изображают игру в са-ДУ> другие имитируют шум дождя. Логопед озвучивает фразу «пошел дождь» – играющие дети прячутся в домике. После такой демонстрации дети самостоятельно рассказывают эту историю. Чтобы закрепить навык последовательной передачи событий, можно предложить детям найти ошибку в рассказе логопеда, исправить ее и составить рассказ правильно. Например: «Дети играли в саду. Дети убежали в домик. Пошел дождь».

 Закреплению навыков составления рассказа помогает использование фланелеграфа. Детям интересно самим придумывать сюжет, а затем о нем рассказывать. Предварительно

 238

 Т.Е. Филичева

 логопед задает наводящие вопросы: «Куда пойдут дети?»; «Какими именами назовем детей?»; «Подумайте, какие игрушки они захотят купить в магазине?».

 Приведем примерные образцы рассказов.

 «Алеша и Таня пришли в магазин. Алеша купил шары. Таня купила куклу. Дети довольные вернулись домой». Или: «Мальчики пришли на речку купаться. Вова прыгнул и стал тонуть. Шарик бросился в воду и спас Вову».

 Составление рассказов-описаний

 Этот вид работы предусматривает составление рассказов с помощью логопеда. Объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, одежда, мебель, окружающая детей.

 Обучение этому виду рассказывания происходит в следующей последовательности.

 1 этап. Выставляются две одинаковые машины, и кто-то из детей заменяет цвет одной детали, далее другой и третьей. Дети, наблюдая за этими изменениями, рассказывают о них: «Это грузовая машина. У нее синяя крыша». Или: «Это грузовая машина. У нее синяя крыша, красный кузов и черные колеса*. Подобные сообщения можно составлять в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, подготовка к обеду и сну и т. д.). Тогда их высказывания звучат так: « У Тани шапка меховая, а у Миши – шерстяная; у Лены шуба длинная, а у Левы – короткая». Далее дети рассматривают сезонные вещи, сделанные из разного материала, с разными деталями и отделкой.

 2 этап. Постепенно начинают использовать в качестве зрительной опоры наглядные схемы, которые служат своеобразным планом при составлении рассказов – описаний игрушек, предметов и т. д.

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи

 239

 

 

 

 

 цвет

 размер

 форма

 материал

 Лучшим признается тот рассказ, в котором более полно описывается предмет.

 Пересказ

 При обучении пересказу важно правильно подобрать текст рассказа: он должен быть небольшим по объему, иметь четко выраженную последовательность действий, интересный для ребенка сюжет, знакомый словарь. Рассказ состоит из коротких простых предложений с включением прямой речи. Последовательность работы над пересказом предусматривает несколько этапов:

 – предварительная беседа, подводящая к содержанию рассказа: «Кто видел котенка? У кого из вас дома есть котенок? Он большой или маленький? Какого цвета у него шерстка? Какой хвостик? Чем вы его кормите? Сейчас я прочитаю рассказ о котенке»;

 – чтение рассказа о котенке с выкладыванием логопедом на фланелеграфе отдельных элементов сюжета («У Тани жил котенок. Он был маленький, беленький, с пушистым хвостом. Таня кормила его молоком. Она говорила: «Пушок! Иди пить молоко!»);

 – сопряженное проговаривание рассказа;

 – повторное чтение рассказа с последующим раскладыванием детьми соответствующих картинок;

 – угадывание одной из убранных картинок;

 – восстановление нарушенной последовательности картинок;

 – чтение рассказа и самостоятельный пересказ его детьми. В качестве зрительной опоры картинки остаются.

 Интересным для детей является подключение кого-то из них для воспроизведения прямой речи. Уже на этом этапе обучения можно предлагать пересказ по цепочке.

 Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов

 <…> В качестве основного принципа обучения фонетически правильной речи выдвигается положение о необходимости создания условий для формирования правильного произношения звуков путем развития слухового восприятия фонем и подготовки артикуляционных навыков.

 240

 Т.Е. Филичева

 Содержание занятий по формированию звукопроизноше-ния включает в себя:

 1. Развитие фонематического слуха (последовательность формирования звуков зависит от их артикуляционной сложности, ведущим в процессе фонемообразования является слуховое восприятие; детей учат различать фонемы, близкие по звучанию).

 2. Уточнение правильного произношения звуков.

 3. Постановка отсутствующих звуков.

 4. Автоматизация поставленных звуков.

 5. Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3–4 сложных слов различной звуконаполняемости.

 В процессе логопедической работы по развитию звукопро-изношения в первую очередь отрабатываются согласные звуки раннего онтогенеза – п, б, м, т, д, н, ф, к; гласные звуки а-у-о-и. Необходимо добиться четкого, правильного артикулирования каждого звука. Они, как правило, произносятся детьми верно, но недостаточно отчетливо. Первостепенная задача заключается в уточнении произношения звука в изолированной позиции, а также в слогах и простых словах. Одновременно следует использовать упражнения на дифференциацию оппозиционных и близких по звучанию фонем. Четкое произношение и различение гласных и согласных звуков имеет большое значение для постановки более трудных по артикуляции звуков.

 Овладению новыми звуками помогает система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и подвижность артикуляционного аппарата. Чистота и четкость произношения звуков достигается, главным образом, в результате постоянных тренировочных упражнений.

 Становление произносительной стороны речи тесно связано с формированием слоговой и ритмической структуры речи. Упражнения проводятся на базе только правильно произносимых звуков.

 Предложенная А.К. Марковой система упражнений по воспитанию навыков воспроизведения слов разной слоговой структуры была адаптирована с учетом возрастных и речевых возможностей детей:

 а) все упражнения проводят только в игровой ситуации;

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 241

 б) лексический материал состоит из правильно произносимых звуков;

 в) разрабатывается система поощрений за правильное выполнение заданий;

 г) отработанные слоговые сочетания тут же включают

 в слова и предложения;

 д) создают условия, повышающие мотивацию ребенка. Предлагаемые задания выстраивают в следующей последовательности :

 – обучение ребенка на слух дифференцировать длинные и короткие слова: машинисты – кот; панама – суп; каша – дуб.

 – отхлопывать предложенный рисунок слова:

 /……/ ..//

 – запоминать и проговаривать сочетания из однородных

 слогов:

 а) с разным ударением – па', папа, папа'па, папапа';

 б) с разной силой голоса;

 в) с разной интонацией;

 – запоминать и проговаривать сочетания из одинаковых согласных и разных гласных звуков: па'пупы; тату'ты, ка-

 кукы'.

 Сочетания также произносятся с разным ударением, силой голоса и интонацией: У па'пы Тата. У Таты ма'ма.

 Ставятся задачи:

 – запомнить и произнести сочетания из разных согласных и одинаковых гласных звуков: ка'та, ката'ма, катама',

 панама, канава;

 – воспроизвести слоговые сочетания со стечением согласных звуков: то – кта; ва – ква; Ам, ам – кто там?

 – назвать слоговые сочетания с разными гласными и согласными звуками: па'тукы, вамо'пу, тыкабу'.

 Примерные фрагменты занятий по формированию слоговой структуры слова.

 Первый вариант

 Дети входят в группу и садятся на свои места. Появляется Буратино, который предлагает каждому ребенку выбрать длинную и короткую полоски. Он объясняет, что слова могут быть длинными (велосипед) и короткими (кот, мак), показывая при этом называемые предметы или картинки с их

 _

 242

 Т.Е. Филичева

 изображением. При проговаривании этих слов отхлопывают их ритмический рисунок.

 Второй вариант

 Наборное полотно делят на две части. В правом углу первой части закрепляют длинную полоску, в левом углу второй части – короткую. Детям дают задание слушать внимательно: если они услышат длинное слово – должны поднять длинную полоску, если короткое – то короткую. Логопед показывает, как надо правильно выполнять упражнение. (Перечень слов: электричка – сова; парикмахерская – сумка; воспитательница – утюг; пирамида – ковер и т. д.) Затем к названным словам подбирают картинки для левой и правой частей наборного полотна.

 Третий вариант

 Игра «Найди свой домик». Дети выходят на поляну. Там стоят две избушки. На крыше первой – длинная полоска, на крыше второй – короткая. Играет спокойная музыка, дети гуляют вокруг избушек. Логопед называет слова разной структурной сложности. Если звучит длинное слово – дети бегут к первой избушке, если короткое – ко второй. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок. В качестве поощрения дети получают по две полоски и набору картинок. Полоски наклеивают в тетради, под каждой из них прикрепляют конверт: в одном – «длинные» слова, в другом – «короткие» (картинки).

 Четвертый вариант

 В гости к детям пришел Буратино с «музыкальными» ложками. Он их раздает детям. Организуется ансамбль. Буратино на ложках отстукивает ритмический рисунок (например: /…,./// и т. д.), а дети его повторяют. Затем каждый получает свой инструмент: бубен, металлофон и т. д. Заданный ритмический рисунок отстукивают поочередно. Выбирается солист. Он распевает слоги, названные логопедом, в соответствии с ритмом: Папапапа; па А – Папа; Татата; таТАта и т. д. Внимание детей обращается на четкое и внятное произнесение слоговых сочетаний. Их можно говорить громко и тихо, ласково и строго. Затем дети выбирают и называют кукол (Тата, Вова, папа. мама). Картинки с их изображениями дарят детям, которые они наклеивают в свои тетради.

 В речь детей вводятся односложные, двух-, трех-, а затем и четырехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами

 Содержание логопедической работы с детьми ири общем недоразвитии речи 243

 из правильно произносимых звуков с ориентированием на классы слоговых структур.

 Организация логопедических занятий

 <…> Практикой подтверждено, что наибольшей результативности в обучении детей с первым – вторым уровнями речевого развития можно достигнуть на занятиях с 1–2-мя детьми (первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что ребенок гораздо лучше воспринимает задания, новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к нему. Он еще не в состоянии распределить свое внимание на несколько объектов, удержать в памяти несколько словесных инструкций.

 Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является более эффективной, если продолжительность занятий не превышает 10–15 мин. Спустя 2 месяца дети объединяются в подгруппы из 2–3 человек, а занятия продолжаются 15–20 минут.

 Во втором полугодии, когда дети уже привыкли слушать и слышать логопеда, целенаправленно выполнять невербальные и вербальные задания, состав подгрупп увеличивается до 4–5 детей.

 В исследованиях ученых (Л.С. Выготский, Н.С. Жукова, М.М. Кольцова, И. Кривовяз, М.И. Лисина, Р.Е. Левина, А.Р. Рузская, и др.) доказано, что для овладения активной речью важно правильно организовать общение с окружающими. А это возможно лишь при установлении с ними положительного эмоционального контакта. Известно, что для детей с общим недоразвитием речи нередко характерен речевой негативизм. Именно разнообразное использование игровых приемов позволяет создать хороший фон для общения с ребенком.

 Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку, учет его личностных, характерологических особенностей, данных психического и речевого развития являются одним из ведущих принципов обучения детей с общим недоразвитием речи. <…>

 Изучение специфических особенностей речевого и психического развития детей дошкольного возраста с общим

 

 244

 Т.Е. Филичева

 недоразвитием речи подтверждает необходимость комплексного воздействия на ребенка, когда охватываются все звенья учебно-воспитательного процесса и все компоненты речевой функциональной системы.

 Большое значение в процессе коррекционного обучения придается активизации речевой деятельности ребенка в процессе общения с окружающими детьми и взрослыми.

 При проведении занятий важно все время поддерживать речевую активность детей. Чем больше ребенок составит и проговорит предложений по вопросам, сюжетным картинкам и демонстрации действий, тем лучше он усвоит в практическом плане грамматические категории и тем быстрее продвинется в своем речевом развитии.

 Определяя требования к логопедическим занятиям по развитию речи, необходимо предусмотреть их четкую логическую завершенность. В занятии предусматривается несколько взаимосвязанных этапов. В каждое логопедическое занятие включаются упражнения по развитию внимания, памяти, логического мышления.

 Отставание в развитии сенсорных и моторных функций у детей с общим недоразвитием речи диктует необходимость обязательного включения в логопедические занятия дополнительных приемов, стимулирующих развитие общей и речевой моторики, а также сенсорных функций ребенка [Е.В. Оганесян, 1983; Г.А. Волкова, 1985; Ю.Ф. Гаркуша, 1999]. В процессе логопедической работы учитывают как обще-развивающие, так и коррекционные задачи. При этом одним из ведущих принципов в обучении является личностно-ори-ентированный подход к каждому ребенку.

 Определяя содержание логопедических занятий, важно акцентировать внимание на выборе посильных требований к ребенку. Большой интерес к занятию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Следует развивать у детей познавательный интерес. Для этого можно использовать сюрпризные моменты, разные формы поощрения. Все это в совокупности помогает активизировать речевую деятельность детей. В качестве поощрения могут быть:

 – картинки, флажки, звездочки, крестики, различные символы;

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 245

 – рисунки, фишки, медальоны;

 – публичная оценка логопедом, детьми (аплодисменты), устная похвала, рукопожатие кукольного персонажа;

 – раздача сладостей, фруктов;

 – трудовые подкрепления (раздача и сбор картинного материала, игрушек, контроль за выполнением заданий и т. д.).

 Логопедическая работа с детьми третьего уровня речевого развития

 <…> Дети с третьим уровнем речевого развития направляются в специальные детские сады с пятилетнего возраста на два года обучения. В настоящее время они составляют основной контингент детей групп с общим недоразвитием речи в специальных дошкольных учреждениях.

 В качестве ведущих задач обучения в этих группах выделяются следующие:

 1) практическое усвоение лексико-грамматических средств

 языка;

 2) дальнейшее развитие связной речи;

 3) формирование полноценной фонетической стороны языка: совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры;

 4) развитие элементарных навыков звукового анализа

 и синтеза;

 5) овладение элементами грамоты. Эффективность коррекционно-развивающей работы во

 многом зависит от того, насколько четко организован весь процесс обучения в специальном детском саду, правильно распределена учебная нагрузка в течение дня, как осуществляется преемственность деятельности логопеда и воспитателя в целях реализации основных задач обучения. <…>

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *