Формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил

 Целью данного параграфа является обучение дошкольников с общим недоразвитием речи навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируются обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т. е. по мере усвоения правил словообразования. Демонстрация этих закономерностей в максимально наглядном виде (т. е. в виде словообразовательных «уравнений») была начата в предыдущем параграфе. Теперь перед логопедом стоят следующие

 задачи:

 • закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

 • продолжить формирование у ребенка обобщающего значения словообразовательных морфем;

 • научить его сравнивать между собой словообразовательные модели, выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);

 • сформировать понимание общности производящей основы для нескольких производных наименований;

 • закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.

 296

 Я

 Т.В. Туманова,

 Ниже приведем фрагменты занятий, проводимых в рамках логопедической работы.

 Фрагмент 1

 Логопед предлагает ребенку готовые словообразовательные уравнения:

 картинка «школа» + карточка-символ = картинка «школьник»;

 картинка «школа» + карточка-символ = картинка «школьница».

 Логопед. Какие картинки в схемах отличаются? Назови их.

 Ребенок. Школьник, школьница.

 Логопед. Раз последние картинки неодинаковы, значит, различаются какие-то картинки в начале схемы. Какие картинки одинаковы?

 Ребенок. Картинка «школа». (Показ в схеме.)

 Логопед. Послушай, как я назову части первой и второй схем: школь…ник (выделение голосом), школь…ница (выделение голосом). Первая часть слов одинакова?

 Ребенок. Одинакова.

 Логопед. А какая часть слов различна?

 Ребенок вместе с логопедом еще раз называют оба слова, выделяя интонационно суффиксальную часть.

 Логопед. Какая часть слов различна? Покажи место каждой части слов на схеме. Заштрихуй по-разному эти части. Назови все части первой схемы. Назови все части второй схемы.

 Логопед. Посмотри: от одного короткого слова можно образовать два длинных. Для этого к короткому слову добавляют разные частички.

 Фрагмент 2

 Логопед предлагает ребенку отдифференцировать слова и картинки двух видов: с суффиксом «ник» и «ниц»(а): дачник – дачница, огородник – огородница, школьник – школьница.

 Логопед. Назови все картинки в первом ряду.

 Ребенок. Дачник, огородник, школьник.

 формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР 297

 Логопед. Какая маленькая часть слова повторяется? Ребенок, «ник».

 Логопед. Назови все картинки во втором ряду. Ребенок. Дачница, огородница, школьница. Логопед. Какая часть слова повторяется? Ребенок. Часть «ниц»(а).

 Логопед. Части слов «ник» и «ниц»(а) – разные, поэтому в первом ряду у нас – изображения мальчиков, а во втором –

 девочек.

 Аналогичным образом проводится работа на новом лексическом материале: ключник – ключница, лучник – лучни-ца и т. д. Затем логопед предлагает придумать несуществующие слова с опорой на наглядно-графические схемы: как назвать мальчика, который ходит по лужам? А девочку?

 Картинка «лужа» + карточка-символ = картинка «мальчик ходит по лужам».

 Картинка «лужа» 4- карточка-символ = картинка «девочка ходит по лужам».

 Логопед добивается производства ребенком слов-универбов «лужник», «лужница» и объяснения их значения. Ребенок обобщает: разные части слов помогли назвать по-разному девочку и мальчика.

 

 Фрагмент 3

 Логопед предлагает знакомые пары картинок: ключник – ключница, дачник – дачница, огородник – огородница и к ним – набор предметных изображений: школа, сад, огород, дача, ключ.

 Логопед. Подбери к парам картинок соответствующее изображение.

 Ребенок. Вот картинки «дачник» и «дачница». К ним подходит картинка «дача».

 Затем логопед предлагает ребенку новое панно. На нем изображено дерево с прорезями для картинок.

 Логопед. Из короткого слова «дача» (картинку вставляют в панно в основание дерева) может «вырасти» два длинных слова – «дачник» и «дачница» (картинки вставляют в крону словообразовательного дерева). Назови короткое слово.

 298

 Т.В. Туманова

 Ребенок. Дача.

 Логопед. Какие слова из него «выросли»?

 Ребенок. Дачник, дачница.

 Логопед. Это одинаковые слова?

 Ребенок. Нет.

 Логопед. Почему?

 Ребенок. Дачник – это мальчик, дачница – это девочка.

 Аналогично выстраивают словообразовательные «деревья» для остальных слов. Логопед вместе с ребенком уточняет, от каких слов были образованы длинные слова и одинаковы ли они.

 В качестве усложненного варианта задания можно предложить выстраивание подобных схем на материале не существующих в русском языке слов-квазиформ (лужник – луж-ница, букетник – букетница, дверник – дверница и пр.).

 Фрагмент 4

 Логопед предлагает картинки с изображением снега, снежинки, снеговика, снегиря, снегопада и предлагает ребенку назвать их. Далее он просит: «Найди самое короткое слово. Расположи картинку "снег" в корни дерева на схеме. Какие длинные слова получились от слова "снег"? Расположи эти картинки в ветвях дерева на схеме».

 Фрагмент 5

 Логопед проводит дидактическую игру «Во саду ли, в огороде…». С этой целью он говорит детям, что в «словесном саду» собрали богатый урожай. Но вот беда – все слова перепутали, сложили в одну корзинку, и теперь непонятно, с какого дерева – какое слово. Логопед предлагает детям 3 схемы дерева, карточки с картинками (стекло, стекольщик, стеклышко, стеклянный; двор, дворник, дворняжка, дворик; гриб, грибочек, грибник, грибной (суп)) и просит их рассмотреть картинки и помочь разобрать «урожай», снова «развесить» слова на деревьях и сложить «урожай» с каждого дерева в отдельную корзинку.

 Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР 299

 Обращается особое внимание на то, какое слово «растет» на корнях дерева, а какое на ветках.

 * * *

 В результате проведения подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи

 детей.

 Впоследствии по мере автоматизации словообразовательных действий и введения их в контекстную речь необходимость в таких материализованных опорах отпадает.

 '''" .,-'«". Д.Ч :'••;' И'1»''

 Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002. – С. 85–99.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *