Экспериментальное исследование показало, что низкая готовность к проведению словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи объясняется несформиро-ванностью когнитивных и речевых предпосылок. Исходя из этого предлагается использовать специальные упражнения, наглядно моделирующие словообразовательные отношения на основе материализованных опор.
Не отрицая традиционных методов формирования практических способов словообразования у дошкольников, мы предлагаем, начиная с подготовительной возрастной группы (т. е. со второго года обучения), на индивидуальных, подгруп-повых, а затем и фронтальных занятиях вводить упражнения из следующих разделов.
Ориентировочно-исследовательская деятельность детей
Основная задача этого раздела – выявить наиболее общие правила словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности детей. В его содержании можно выделить два направления.
Первое – формирование предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как: длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов. Для ориентировки детей в морфемной структуре слов используется метод их бинарного (парного) противопоставления, сопровождающийся сравнением содержательного аспекта.
286
Т.В. Туманова
Отдельно остановимся на специфике подбора лексического материала для специальных упражнений. В современной лингвистике в зависимости от степени членимости слов выделяют два класса: исходные, или производящие основы, типа «лист, цвет», и производные слова типа «лиственный, цветной». Именно такой принцип деления слов обусловливает целесообразность указанных выше критериев для ориентировки. Объединяя исходные и производные слова в пары для ориентировки, необходимо соблюдать следующие условия:
• наличие между словами существенной семантической разницы, например, «камень – каменщик» Уменьшительно-ласкательные суффиксы не изменяют полностью значение слова, а лишь меняют качественную характеристику обозначаемого, а поэтому представляется нецелесообразным начинать с них парное противопоставление значений слов;
• наличие значительной кинестетически ощутимой разницы между исходным и производным словами. В ряде случаев, когда словообразовательный аффикс выражен одним звуком, ребенок игнорирует произносительную разницу между вариантами слов («конфета – конфетка»), использование продуктивных словообразовательных принципов: суффиксального – для имен существительных и прилагательных, префиксального – для глаголов;
• подбор слов, имеющих четкие границы членимости, например «ключ – ключник»;
• при контекстном предъявлении парных однокоренных слов располагать их в непосредственной близости друг от друга – по принципу минимальной удаленности производного слова от производящего в рамках одного предложения.
Содержание первого направления работы реализуется на индивидуальных и под групповых занятиях. Подобные занятия проводят 2–3 раза в неделю, их протяженность по времени варьируется от 10 до 15 мин. Приведем примерные фрагменты занятий.
Фрагмент 1
На столе у логопеда набор предметов: мыло, мыльниц, сахар, сахарница, хлеб, хлебница, салат, салатница.
Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР
287
Логопед. Посмотри на предметы. Какой предмет куда можно положить? Куда положим хлеб?
Ребенок выполняет действие – кладет хлеб в хлебницу. Аналогичным образом раскладывает остальные предметы.
Логопед. Послушай, как похоже называются предметы: хлеб – хлебница.
Вместе с логопедом ребенок называет и показывает пары предметов. Затем логопед предлагает поиграть в лото. Ребенок получает одну большую карточку с изображениями нескольких предметов, названных ранее. Логопед достает и называет предметные картинки, ребенок накрывает ими соответствующие изображения на большой карточке, проговаривая названия вслух. Логопед собирает предметные картинки и просит ребенка разложить их парами по принципу: что куда можно положить. Ребенок, выкладывая пары, проговаривает: «мыло лежит в мыльнице», «хлеб лежит в хлебнице» и т. д.
Фрагмент 2
Ребенку предъявляют набор предметов: конфета, салат, конфетница, хлеб, хлебница, сахарница – вперемешку.
Логопед. Какой предмет в какую посуду можно положить?
Ребенок раскладывает предметы и обнаруживает, что два предмета – лишние: салат и сахарница.
Логопед. Почему эти предметы лишние?
Ребенок. Салат нельзя положить в сахарницу.
Логопед убирает эти предметы и просит назвать оставшиеся. Ребенок называет парные предметы: конфета – конфетница, хлеб – хлебница.
Логопед предлагает усложненный вариант лото: к большим карточкам с изображением нескольких предметов предлагаются контурные/силуэтные картинки. Ими ребенок накрывает основные изображения и называет их.
Фрагмент 3
Логопед предлагает ребенку предметные картинки вперемешку: салфетка, суп, салфетница, супница, конфета,
г
288
Т.Н. Туманова
Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР
289
конфетница. Просит разложить картинки по парам и назвать их. Логопед, закрывая листом все пары, кроме первой, говорит: «Первую картинку я назову коротко: "сахар", а вторую – длинно: "сахарница". Назови короткое слово».
Ребенок: Сахар.
Логопед кладет под картинку короткую полоску и говорит: «Короткое слово обозначим короткой полоской».
Аналогичным образом длинное слово маскируют длинной полоской.
Затем ребенок совместно с логопедом проговаривает оставшиеся пары слов, определяет их длину и маркирует разными полосками.
_ ,
Фрагмент 4
Логопед предлагает ребенку контурные силуэтные изображения: селедка, селедочница, иголка, игольница, салфетка, салфетница. Называет слова вслух, просит ребенка выкладывать соответствующие картинки. Затем ребенок закрывает глаза, а логопед нарушает порядок в парных картинках. Логопед просит ребенка исправить ошибку, восстановив пары изображений. Затем ребенок выкладывает под картинками полоски, маркируя короткие и длинные слова, и объясняет свои действия. Приблизительный ответ ребенка: «Селедка лежит в се-ле-доч-ни-це. Первое слово – короткое, а последнее – длинное».
После того как ребенок обозначил все слова полосками, логопед просит его закрыть глаза и говорит: «Налетел ветер, спутал картинки и полоски. Разложи все по местам».
Ребенок не просто раскладывает картинки и полоски в парном порядке, но и сопровождает свои действия речью: «К картинке "хлеб" положи картинку "хлебница". "Хлеб" – говорю коротко, значит, кладу короткую полоску. "Хлебница" – говорю длинно, значит, кладу длинную полоску».
Фрагмент 5
Логопед предлагает вперемешку предметные картинки и «схемы-паровозики» (изображение паровозика и вагончика)
с прорезями для картинок. Просит разложить картинки по парам и вставить в данные схемы.
Логопед. Назови первую пару картинок.
Ребенок. Иголка и игольница.
Логопед. Это слова совсем разные или похожи?
Ребенок. Похожи.
Логопед. Слова похожи потому, что в них есть одинаковый (по звучанию) кусочек. Послушай: иголка, игольница (интонационно выделяется корневая часть слова).
Затем логопед вместе с ребенком произносят эти слова сопряженно.
Логопед. Какой кусочек слова звучит похоже – в начале или конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Логопед вместе с ребенком заштриховывают полоски: короткую полоску – целиком, длинную – только начало полоски. Проговаривают: «Закрашиваем кусочек слова, который звучит похоже». Аналогичным образом проговариваются остальные пары слов, выделяются интонационно и графически их корневые части.
Фрагмент 6
Логопед предлагает ребенку поднять флажок, когда в тексте встретятся похожие слова.
После каждого текста логопед уточняет, какие слова звучали похоже. Просит ребенка назвать их и подобрать соответствующие предметы (контурные силуэтные картинки). Ребенок поясняет, почему названные слова звучат похоже, какой именно кусочек в словах похож (первый или последний), подбирает соответствующие полоски со штриховкой. В качестве усложнения логопед помимо необходимых полосок-маркеров может ввести и ложные, например неправильно заштрихованные.
Задания подобного плана можно использовать при формировании предварительной ориентировки детей в морфемной структуре не только имен существительных, но и других частей речи. Лексический материал при этом подбирают в соответствии с указанными выше принципами.
IО Э-4Н
290
Т.В. Туманова
Таким образом, первое направление логопедической работы фактически направлено на формирование начальных уровней антиципации как особого качества восприятия, обеспечивающего опережающее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты.
Второе направление в рамках первого раздела работы ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации (т. е. обобщения, гипотезы об объекте, явлении), а как следствие – обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковый знак. Для этого необходимо:
• закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;
• закрепить умение выделять в них корневые морфемы;
• научить детей выделять в словах словообразовательные аффиксы;
• отметить изменение, которое произошло с реальными предметами, явлениями;
• сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;
• показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Соблюдая перечисленные выше требования к лексическому материалу, приведем следующие образцы слов:
• существительные с суффиксом «ник»: пожарник, дворник, печник, лесник, мясник, огородник, дачник, школьник, ключник;
• относительные отыменные прилагательные с суффиксом «ов»: сливовый, луковый, гороховый, перловый, рисовый, садовый, дубовый, березовый, липовый;
• приставочные глаголы: убежал, выбежал, забежал; унес, занес, вынес; улетел, вылетел, залетел.
Приведем фрагменты логопедических занятий по выделенному направлению работы.
Фрагмент 1
Логопед предлагает ребенку две картинки «пожар» и «пожарник». Спрашивает, что нарисовано на картинках?
формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР 291
Ребенок. На первой картинке нарисован пожар, а на второй – пожарник. Это человек, который тушит пожар.
Логопед. Пожар – пожарник. Какое слово короткое? Длинное?
Ребенок. Пожар – короткое слово кладу короткую полоску. Пожарник – длинное слово, кладу длинную полоску.
Логопед. Какая часть этих слов звучит одинаково?
Ребенок. Одинаково говорю первую часть слова.
Ребенок подбирает полоски-маркеры со штрихом.
Логопед. Давай найдем ту часть слова, которая звучит непохоже. Положи короткую полоску на длинную. Отрежь лишний кусочек полоски. Смотри: длинная полоска состоит из двух кусочков. Так же и длинное слово состоит из двух кусочков. Первый кусочек – «пожар» (выкладывается соответствующая картинка), второй кусочек – «ник» (выкладывается незаштрихованная часть полоски). Пожар…ник, пожарник (выкладывается изображение). Перед ребенком оказывается выложенным следующее словообразовательное уравнение:
картинка «пожар» + карточка-символ = картинка «пожарник».
Логопед. Назови первый кусочек слова (Показ рукой части схемы).
Ребенок. Пожар.
Логопед. Назови все длинные слова. (Показ итоговой картинки).
Ребенок. Пожарник.
Логопед. Пожар – пожарник (выделяя интонацию). Как звучит новый кусочек слова?
Ребенок вместе с логопедом проговаривает слова и выделяет кусочек «ник». Показывает на схеме место этой части (после картинки «пожар») и еще раз называет «ник».
Логопед. Давай сложим короткие кусочки в длинное слово.
Ребенок сопряженно с логопедом показывает и называет части «уравнения».
Логопед. Смотри – было короткое слово «пожар» мы добавили к нему кусочек «ник» и получилось название человека, который тушит пожар. Какой кусочек слова помог правильно назвать профессию?
Ребенок. Кусочек «ник». (Показ на схеме).
292
Т.В. Туманова
Фрагмент 2
Логопед предлагает ребенку специальное панно для «записи» словообразовательных уравнений с помощью предметных картинок и карточек-символов. Там уже выложена модель образования слова «пожарник».
Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР
293
•••т
Логопед. Вспомни, как получается длинное слово.
Ребенок. К короткому слову добавляется новый кусочек.
Логопед. Какое длинное слово мы складывали в прошлый раз? (Показ на схему).
Ребенок. Пожарник.
Логопед. От какого короткого слова оно получилось?
Ребенок. От слова «пожар».
Логопед. Какой кусочек к нему добавляли?
Ребенок вместе с логопедом выделяют часть «ник». Затем логопед предлагает по аналогии (по заданному образцу) выстроить другое уравнение:
картинка «лес» + карточка-символ = картинка «лесник».
Логопед задает опорные вопросы: какую картинку назовем коротким словом? Какую – длинным? Как сложить длинное слово? Где на панно должна стоять картинка «лес» ? Картинка «лесник»? Карточка-символ? Какой кусочек добавим к слову «лес» ? Назови все части схемы. Какое слово было вначале? Какое получилось? Какой кусочек слова помог назвать профессию?
Фрагмент 3
Логопед предлагает ребенку панно с уже выложенными словообразовательными «уравнениями». Просит назвать их
части:
картинка «лес» + карточка-символ = картинка «лесник»;
картинка «печь» + карточка-символ = картинка «печник»;
картинка «пожар» + карточка-символ = картинка «пожарник».
Ребенок не только проговаривает сами схемы, но и делает вывод о том, какой кусочек слова помог назвать разные профессии. Затем логопед нарушает порядок частей в словообразовательных «уравнениях» и просит исправить ошибку. Ребенок восстанавливает последовательность частей в схемах, комментируя свои действия: лесник – человек, который охраняет лес, а не печь, значит, первую картинку кладу «лес».
Логопед. Какие длинные слова у тебя получились?
Ребенок. Лесник, печник, пожарник.
Логопед. Назови и покажи на схеме, какой кусочек слова всегда повторялся?
Ребенок. Кусочек «ник».
Фрагмент 4
,,,/"-• ч'> , •</. .. ..•':•;., :; .чмГ.У'' ' *Х>"Т>'- Г- <"
Логопед предлагает прослушать названия профессий, поднимая флажок тогда, когда услышит слово с частичкой «ник».
Сначала добиваемся грубых дифференцировок, а затем предлагаем ряд слов с похожими по звучанию/значению аффиксами.
Логопед. Огород, мойщик, огородник, дача, дачник, строитель, пианист, мясник и пр.
Логопед. Вспомни и назови все слова с кусочком «ник».
Ребенок. Огородник, дачник, мясник.
Логопед. Подбери к этим словам картинки. Расскажи, что делают люди на картинках.
Ребенок. Огородник – сажает огород. Дачник – живет на даче. Мясник – продает мясо.
Логопед. От какого короткого слова получим слово «огородник»?
Ребенок. От слова «огород».
Логопед. Подбери недостающие карточки и выложи на панно; расскажи, как получилось слово «огородник».
294
Т.В. Туманова.
Аналогичным образом выкладываются схемы к другим вышеназванным словам. Логопед задает опорные вопросы и в конце уточняет, какая часть слова помогла из коротких слов сделать длинные.
Фрагмент 5
Логопед предлагает панно с выложенными неполными словообразовательными « уравнениями »:
картинка «ключ» + карточка-символ = ?
картинка «двор» + карточка-символ = ?
К схемам предлагаются изображения людей различных профессий.
Логопед. Я задумала длинные слова с частичкой «ник». Какие это слова? Подбери и вставь в схему недостающую картинку. Назови все части схемы. Что обозначают новые слова?
Затем логопед предлагает другой вариант деформированных «уравнений»:
? + карточка-символ = картинка «пожарник»;
? + карточка-символ = картинка «лесник»;
? + карточка-символ = картинка «печник».
К «уравнениям» предлагается набор предметных картинок (как соответствующих схемам, так и не подходящих к ним).
Логопед. Какие картинки пропущены? Вставь их и назови. Почему нужны именно эти картинки? Назови все части схемы.
Следующий вариант нарушенных «уравнений» предполагает поиск карточек-символов.
картинка «мясо» + ? = картинка «мясник»;
картинка «огород» + ? = картинка «огородник»;
картинка «дача» + ? = картинка «дачник»;
Логопед. Какую карточку я пропустила? Какая частичка слова помогла правильно назвать людей? Назови все части слова.
Представленные фрагменты занятий иллюстрируют процесс ознакомление ребенка лишь с одной словообразовательной моделью – моделью образования существительного
формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР 295
с суффиксом «ник». Аналогичным путем можно знакомить детей со способами образования не только имен существительных, но и прилагательных и глаголов. В последнем случае карточки-символы (префиксы) будут находиться в схеме на первом месте.
Опираясь на данные о генерализации как центральном процессе овладения речью детьми, следует соблюдать поэтапность в порядке введения новых словообразовательных моделей.
1. Знакомство с моделью существительного с суффиксом
«ник».
2. Знакомство с моделью существительного с суффиксом
«ниц» (а).
3. Дифференциация двух пройденных моделей.