Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи

 Экспериментальное исследование показало, что низкая готовность к проведению словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи объясняется несформиро-ванностью когнитивных и речевых предпосылок. Исходя из этого предлагается использовать специальные упражнения, наглядно моделирующие словообразовательные отношения на основе материализованных опор.

 Не отрицая традиционных методов формирования практических способов словообразования у дошкольников, мы предлагаем, начиная с подготовительной возрастной группы (т. е. со второго года обучения), на индивидуальных, подгруп-повых, а затем и фронтальных занятиях вводить упражнения из следующих разделов.

 Ориентировочно-исследовательская деятельность детей

 Основная задача этого раздела – выявить наиболее общие правила словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности детей. В его содержании можно выделить два направления.

 Первое – формирование предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как: длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов. Для ориентировки детей в морфемной структуре слов используется метод их бинарного (парного) противопоставления, сопровождающийся сравнением содержательного аспекта.

 286

 Т.В. Туманова

 Отдельно остановимся на специфике подбора лексического материала для специальных упражнений. В современной лингвистике в зависимости от степени членимости слов выделяют два класса: исходные, или производящие основы, типа «лист, цвет», и производные слова типа «лиственный, цветной». Именно такой принцип деления слов обусловливает целесообразность указанных выше критериев для ориентировки. Объединяя исходные и производные слова в пары для ориентировки, необходимо соблюдать следующие условия:

 • наличие между словами существенной семантической разницы, например, «камень – каменщик» Уменьшительно-ласкательные суффиксы не изменяют полностью значение слова, а лишь меняют качественную характеристику обозначаемого, а поэтому представляется нецелесообразным начинать с них парное противопоставление значений слов;

 • наличие значительной кинестетически ощутимой разницы между исходным и производным словами. В ряде случаев, когда словообразовательный аффикс выражен одним звуком, ребенок игнорирует произносительную разницу между вариантами слов («конфета – конфетка»), использование продуктивных словообразовательных принципов: суффиксального – для имен существительных и прилагательных, префиксального – для глаголов;

 • подбор слов, имеющих четкие границы членимости, например «ключ – ключник»;

 • при контекстном предъявлении парных однокоренных слов располагать их в непосредственной близости друг от друга – по принципу минимальной удаленности производного слова от производящего в рамках одного предложения.

 Содержание первого направления работы реализуется на индивидуальных и под групповых занятиях. Подобные занятия проводят 2–3 раза в неделю, их протяженность по времени варьируется от 10 до 15 мин. Приведем примерные фрагменты занятий.

 Фрагмент 1

 На столе у логопеда набор предметов: мыло, мыльниц, сахар, сахарница, хлеб, хлебница, салат, салатница.

 Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР

 287

 Логопед. Посмотри на предметы. Какой предмет куда можно положить? Куда положим хлеб?

 Ребенок выполняет действие – кладет хлеб в хлебницу. Аналогичным образом раскладывает остальные предметы.

 Логопед. Послушай, как похоже называются предметы: хлеб – хлебница.

 Вместе с логопедом ребенок называет и показывает пары предметов. Затем логопед предлагает поиграть в лото. Ребенок получает одну большую карточку с изображениями нескольких предметов, названных ранее. Логопед достает и называет предметные картинки, ребенок накрывает ими соответствующие изображения на большой карточке, проговаривая названия вслух. Логопед собирает предметные картинки и просит ребенка разложить их парами по принципу: что куда можно положить. Ребенок, выкладывая пары, проговаривает: «мыло лежит в мыльнице», «хлеб лежит в хлебнице» и т. д.

 

 Фрагмент 2

 Ребенку предъявляют набор предметов: конфета, салат, конфетница, хлеб, хлебница, сахарница – вперемешку.

 Логопед. Какой предмет в какую посуду можно положить?

 Ребенок раскладывает предметы и обнаруживает, что два предмета – лишние: салат и сахарница.

 Логопед. Почему эти предметы лишние?

 Ребенок. Салат нельзя положить в сахарницу.

 Логопед убирает эти предметы и просит назвать оставшиеся. Ребенок называет парные предметы: конфета – конфетница, хлеб – хлебница.

 Логопед предлагает усложненный вариант лото: к большим карточкам с изображением нескольких предметов предлагаются контурные/силуэтные картинки. Ими ребенок накрывает основные изображения и называет их.

 Фрагмент 3

 Логопед предлагает ребенку предметные картинки вперемешку: салфетка, суп, салфетница, супница, конфета,

 г

 288

 Т.Н. Туманова

 Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР

 289

 конфетница. Просит разложить картинки по парам и назвать их. Логопед, закрывая листом все пары, кроме первой, говорит: «Первую картинку я назову коротко: "сахар", а вторую – длинно: "сахарница". Назови короткое слово».

 Ребенок: Сахар.

 Логопед кладет под картинку короткую полоску и говорит: «Короткое слово обозначим короткой полоской».

 Аналогичным образом длинное слово маскируют длинной полоской.

 Затем ребенок совместно с логопедом проговаривает оставшиеся пары слов, определяет их длину и маркирует разными полосками.

 _ ,

 Фрагмент 4

 Логопед предлагает ребенку контурные силуэтные изображения: селедка, селедочница, иголка, игольница, салфетка, салфетница. Называет слова вслух, просит ребенка выкладывать соответствующие картинки. Затем ребенок закрывает глаза, а логопед нарушает порядок в парных картинках. Логопед просит ребенка исправить ошибку, восстановив пары изображений. Затем ребенок выкладывает под картинками полоски, маркируя короткие и длинные слова, и объясняет свои действия. Приблизительный ответ ребенка: «Селедка лежит в се-ле-доч-ни-це. Первое слово – короткое, а последнее – длинное».

 После того как ребенок обозначил все слова полосками, логопед просит его закрыть глаза и говорит: «Налетел ветер, спутал картинки и полоски. Разложи все по местам».

 Ребенок не просто раскладывает картинки и полоски в парном порядке, но и сопровождает свои действия речью: «К картинке "хлеб" положи картинку "хлебница". "Хлеб" – говорю коротко, значит, кладу короткую полоску. "Хлебница" – говорю длинно, значит, кладу длинную полоску».

 Фрагмент 5

 Логопед предлагает вперемешку предметные картинки и «схемы-паровозики» (изображение паровозика и вагончика)

 

 с прорезями для картинок. Просит разложить картинки по парам и вставить в данные схемы.

 Логопед. Назови первую пару картинок.

 Ребенок. Иголка и игольница.

 Логопед. Это слова совсем разные или похожи?

 Ребенок. Похожи.

 Логопед. Слова похожи потому, что в них есть одинаковый (по звучанию) кусочек. Послушай: иголка, игольница (интонационно выделяется корневая часть слова).

 Затем логопед вместе с ребенком произносят эти слова сопряженно.

 Логопед. Какой кусочек слова звучит похоже – в начале или конце слова?

 Ребенок. В начале слова.

 Логопед вместе с ребенком заштриховывают полоски: короткую полоску – целиком, длинную – только начало полоски. Проговаривают: «Закрашиваем кусочек слова, который звучит похоже». Аналогичным образом проговариваются остальные пары слов, выделяются интонационно и графически их корневые части.

 Фрагмент 6

 Логопед предлагает ребенку поднять флажок, когда в тексте встретятся похожие слова.

 После каждого текста логопед уточняет, какие слова звучали похоже. Просит ребенка назвать их и подобрать соответствующие предметы (контурные силуэтные картинки). Ребенок поясняет, почему названные слова звучат похоже, какой именно кусочек в словах похож (первый или последний), подбирает соответствующие полоски со штриховкой. В качестве усложнения логопед помимо необходимых полосок-маркеров может ввести и ложные, например неправильно заштрихованные.

 Задания подобного плана можно использовать при формировании предварительной ориентировки детей в морфемной структуре не только имен существительных, но и других частей речи. Лексический материал при этом подбирают в соответствии с указанными выше принципами.

 IО Э-4Н

 290

 Т.В. Туманова

 Таким образом, первое направление логопедической работы фактически направлено на формирование начальных уровней антиципации как особого качества восприятия, обеспечивающего опережающее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты.

 Второе направление в рамках первого раздела работы ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации (т. е. обобщения, гипотезы об объекте, явлении), а как следствие – обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковый знак. Для этого необходимо:

 • закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;

 • закрепить умение выделять в них корневые морфемы;

 • научить детей выделять в словах словообразовательные аффиксы;

 • отметить изменение, которое произошло с реальными предметами, явлениями;

 • сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;

 • показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

 Соблюдая перечисленные выше требования к лексическому материалу, приведем следующие образцы слов:

 • существительные с суффиксом «ник»: пожарник, дворник, печник, лесник, мясник, огородник, дачник, школьник, ключник;

 • относительные отыменные прилагательные с суффиксом «ов»: сливовый, луковый, гороховый, перловый, рисовый, садовый, дубовый, березовый, липовый;

 • приставочные глаголы: убежал, выбежал, забежал; унес, занес, вынес; улетел, вылетел, залетел.

 Приведем фрагменты логопедических занятий по выделенному направлению работы.

 Фрагмент 1

 Логопед предлагает ребенку две картинки «пожар» и «пожарник». Спрашивает, что нарисовано на картинках?

 формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР 291

 Ребенок. На первой картинке нарисован пожар, а на второй – пожарник. Это человек, который тушит пожар.

 Логопед. Пожар – пожарник. Какое слово короткое? Длинное?

 Ребенок. Пожар – короткое слово кладу короткую полоску. Пожарник – длинное слово, кладу длинную полоску.

 Логопед. Какая часть этих слов звучит одинаково?

 Ребенок. Одинаково говорю первую часть слова.

 Ребенок подбирает полоски-маркеры со штрихом.

 Логопед. Давай найдем ту часть слова, которая звучит непохоже. Положи короткую полоску на длинную. Отрежь лишний кусочек полоски. Смотри: длинная полоска состоит из двух кусочков. Так же и длинное слово состоит из двух кусочков. Первый кусочек – «пожар» (выкладывается соответствующая картинка), второй кусочек – «ник» (выкладывается незаштрихованная часть полоски). Пожар…ник, пожарник (выкладывается изображение). Перед ребенком оказывается выложенным следующее словообразовательное уравнение:

 картинка «пожар» + карточка-символ = картинка «пожарник».

 Логопед. Назови первый кусочек слова (Показ рукой части схемы).

 Ребенок. Пожар.

 Логопед. Назови все длинные слова. (Показ итоговой картинки).

 Ребенок. Пожарник.

 Логопед. Пожар – пожарник (выделяя интонацию). Как звучит новый кусочек слова?

 Ребенок вместе с логопедом проговаривает слова и выделяет кусочек «ник». Показывает на схеме место этой части (после картинки «пожар») и еще раз называет «ник».

 Логопед. Давай сложим короткие кусочки в длинное слово.

 Ребенок сопряженно с логопедом показывает и называет части «уравнения».

 Логопед. Смотри – было короткое слово «пожар» мы добавили к нему кусочек «ник» и получилось название человека, который тушит пожар. Какой кусочек слова помог правильно назвать профессию?

 Ребенок. Кусочек «ник». (Показ на схеме).

 292

 Т.В. Туманова

 Фрагмент 2

 Логопед предлагает ребенку специальное панно для «записи» словообразовательных уравнений с помощью предметных картинок и карточек-символов. Там уже выложена модель образования слова «пожарник».

 Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР

 293

 

 

 

 •••т

 Логопед. Вспомни, как получается длинное слово.

 Ребенок. К короткому слову добавляется новый кусочек.

 Логопед. Какое длинное слово мы складывали в прошлый раз? (Показ на схему).

 Ребенок. Пожарник.

 Логопед. От какого короткого слова оно получилось?

 Ребенок. От слова «пожар».

 Логопед. Какой кусочек к нему добавляли?

 Ребенок вместе с логопедом выделяют часть «ник». Затем логопед предлагает по аналогии (по заданному образцу) выстроить другое уравнение:

 картинка «лес» + карточка-символ = картинка «лесник».

 Логопед задает опорные вопросы: какую картинку назовем коротким словом? Какую – длинным? Как сложить длинное слово? Где на панно должна стоять картинка «лес» ? Картинка «лесник»? Карточка-символ? Какой кусочек добавим к слову «лес» ? Назови все части схемы. Какое слово было вначале? Какое получилось? Какой кусочек слова помог назвать профессию?

 Фрагмент 3

 Логопед предлагает ребенку панно с уже выложенными словообразовательными «уравнениями». Просит назвать их

 части:

 

 картинка «лес» + карточка-символ = картинка «лесник»;

 картинка «печь» + карточка-символ = картинка «печник»;

 картинка «пожар» + карточка-символ = картинка «пожарник».

 Ребенок не только проговаривает сами схемы, но и делает вывод о том, какой кусочек слова помог назвать разные профессии. Затем логопед нарушает порядок частей в словообразовательных «уравнениях» и просит исправить ошибку. Ребенок восстанавливает последовательность частей в схемах, комментируя свои действия: лесник – человек, который охраняет лес, а не печь, значит, первую картинку кладу «лес».

 Логопед. Какие длинные слова у тебя получились?

 Ребенок. Лесник, печник, пожарник.

 Логопед. Назови и покажи на схеме, какой кусочек слова всегда повторялся?

 Ребенок. Кусочек «ник».

 Фрагмент 4

 ,,,/"-• ч'> , •</. .. ..•':•;., :; .чмГ.У'' ' *Х>"Т>'- Г- <"

 Логопед предлагает прослушать названия профессий, поднимая флажок тогда, когда услышит слово с частичкой «ник».

 Сначала добиваемся грубых дифференцировок, а затем предлагаем ряд слов с похожими по звучанию/значению аффиксами.

 Логопед. Огород, мойщик, огородник, дача, дачник, строитель, пианист, мясник и пр.

 Логопед. Вспомни и назови все слова с кусочком «ник».

 Ребенок. Огородник, дачник, мясник.

 Логопед. Подбери к этим словам картинки. Расскажи, что делают люди на картинках.

 Ребенок. Огородник – сажает огород. Дачник – живет на даче. Мясник – продает мясо.

 Логопед. От какого короткого слова получим слово «огородник»?

 Ребенок. От слова «огород».

 Логопед. Подбери недостающие карточки и выложи на панно; расскажи, как получилось слово «огородник».

 294

 Т.В. Туманова.

 Аналогичным образом выкладываются схемы к другим вышеназванным словам. Логопед задает опорные вопросы и в конце уточняет, какая часть слова помогла из коротких слов сделать длинные.

 Фрагмент 5

 Логопед предлагает панно с выложенными неполными словообразовательными « уравнениями »:

 картинка «ключ» + карточка-символ = ?

 картинка «двор» + карточка-символ = ?

 К схемам предлагаются изображения людей различных профессий.

 Логопед. Я задумала длинные слова с частичкой «ник». Какие это слова? Подбери и вставь в схему недостающую картинку. Назови все части схемы. Что обозначают новые слова?

 Затем логопед предлагает другой вариант деформированных «уравнений»:

 ? + карточка-символ = картинка «пожарник»;

 ? + карточка-символ = картинка «лесник»;

 ? + карточка-символ = картинка «печник».

 К «уравнениям» предлагается набор предметных картинок (как соответствующих схемам, так и не подходящих к ним).

 Логопед. Какие картинки пропущены? Вставь их и назови. Почему нужны именно эти картинки? Назови все части схемы.

 Следующий вариант нарушенных «уравнений» предполагает поиск карточек-символов.

 картинка «мясо» + ? = картинка «мясник»;

 картинка «огород» + ? = картинка «огородник»;

 картинка «дача» + ? = картинка «дачник»;

 Логопед. Какую карточку я пропустила? Какая частичка слова помогла правильно назвать людей? Назови все части слова.

 Представленные фрагменты занятий иллюстрируют процесс ознакомление ребенка лишь с одной словообразовательной моделью – моделью образования существительного

 

 формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР 295

 с суффиксом «ник». Аналогичным путем можно знакомить детей со способами образования не только имен существительных, но и прилагательных и глаголов. В последнем случае карточки-символы (префиксы) будут находиться в схеме на первом месте.

 Опираясь на данные о генерализации как центральном процессе овладения речью детьми, следует соблюдать поэтапность в порядке введения новых словообразовательных моделей.

 1. Знакомство с моделью существительного с суффиксом

 «ник».

 2. Знакомство с моделью существительного с суффиксом

 «ниц» (а).

 3. Дифференциация двух пройденных моделей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *