При обследовании речи детей с четвертым уровнем речевого развития отмечается, что в их произношении нет ярко выраженных искажений фонем или их отсутствия. Однако звукопроизношение еще не соответствует абсолютной
Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 271
норме. Встречаются искажения слоговой структуры слова и нарушения дифференцировки оппозиционных фонем. Поэтому ставят прежде всего задачи:
1) Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, р – л), а затем – отработка этих дифференцировок в произношении.
2) Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. При этом акцент делается на их дифференциацию, использование в самостоятельной речи сложной слоговой структуры и звуко-наполняемости (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболистки играют
в баскетбол).
3) Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
4) Обучение грамоте.
Логопедические занятия по формированию произносительных навыков на этом этапе коррекционного обучения включают несколько направлений:
– закрепление навыков четкого, внятного произношения гласных и согласных звуков;
– усвоение сложных дифференцировок (ть-ч-сь-щ-с;
ррь-ллъ-])',
– употребление в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (велосипедистки едут на велосипедах и т. д.).
Продолжают работу по развитию речевого слуха, осознанию звуко-буквенного состава слов наибольшей сложности. Выделенные из слов звуки сравнивают на слух с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Все это помогает закрепить приобретенные ранее умения звукового анализа и синтеза. Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), прописной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения позволяет постепенно перейти к формированию других навыков – правописанию звонких и глухих согласных в конце слова (умение изменить слово так, чтобы правильно определить нужный согласный звук таз – тазы, дуб – дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, слов
272
Т.Е. Филичева
с безударной гласной – их можно проверить, изменив слово таким образом, чтобы на него падало ударение (столы – стол, грибы – гриб).
Много времени уделяют упражнениям по закреплению навыков чтения: складывание из букв разрезной азбуки (или написания) слов, коротких предложений по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем изменения буквы, слога; самостоятельное составление слов и предложений только из задуманных букв; слуховые диктанты; списывание. В течение года дети знакомятся со всеми буквами алфавита, читают слоги, слова, предложения и короткие тексты. При этом используются разнообразные методические приемы, которые преподносятся в виде игровых фрагментов (« Поле чудес » – где угадываются и вписываются в карточки слова, содержащие определенное количество клеточек; «Волшебное дерево» –на котором выросли предложения с пропущенными словами (их надо вписать); ребусы, где зачеркнутые или дописанные буквы помогают прочитать слово; звуковые кроссворды в картинках, сочетающие отгадку и определенный звуко-буквенный состав слова и т. д. Все это позволяет закрепить фонетические и графические знания детей о буквах и звуках, что обеспечивает в дальнейшем грамотное правописание.
Уточнение и расширение словарного запаса
Этот раздел предусматривает не столько увеличение количественных показателей, сколько усиление качественных характеристик. При работе над лексическим компонентом языка акцентируется внимание:
– на уточнение и расширение значений слова;
– на формирование семантической структуры слова;
– на введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь.
В связи с этим выделяют ряд направлений по обучению детей навыкам практического употребления в речи:
– существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище; сапог – сапожок – сапожище; голос – голосок – голосище; нос – носик – носище; нога – ножка – ножища);
Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 273
– существительных с противоположным значением (холод – тепло, вежливость – грубость, бег – ходьба, жадность – щедрость);
– глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть, впустить – выпустить, вкатить – выкатить, вползти – выползти);
– сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар, ледокол);
– прилагательных с противоположным значением (сухая тряпка – мокрая тряпка, задняя дверь – передняя дверь, нижняя полка – верхняя полка, румяное лицо – бледное лицо, мягкое сиденье – жесткое сиденье).
Разнообразие методических приемов обучения предполагает:
– подбор предметов с тем же признаком: белый мел (халат, снег, сахар, пар, дым).
узкий пояс (узкая тропинка, дорожка, лента, полоска,
линейка).
быстрая река (быстрый ручеек, заяц, олень);
– узнавание предмета по его признакам: Круглый, полосатый,
С огорода взятый (арбуз); Летит, пищит, Ножки длинные тащит. Случай не упустит – Сядет и укусит (комар);
– узнавание предмета, животного, птицы по действиям, связанным с ним (спит в берлоге, сосет лапу; скачет по деревьям, грызет орехи, сушит грибы, и ягоды; живет в норе, следы хвостом заметает, кур в деревне таскает; жужжит, летает, из цветочков нектар собирает);
– объяснение переносного значения слов (часы – стоят, спешат, отстают, ходят; про кого (что) можно сказать: стоят, спешат, отстают, ходят? Волк – воет; вьюга, ветер – воет);
– образование названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка, художник – художница, гимнаст – гимнастка, пианист –
пианистка);
– подбор омонимов с последующим их включением в предложения (потеряли ключ от двери; в горах бьет холодный ключ;
274
Т.Б. Филичева
у Тани длинная русая коса; новая коса стоит у крыльца);
– подбор родственных слов (лес – леса – лесовик – лесничий – лесок; вода – воды – водяной – водопад – водоросли – водянка);
– преобразование глагольных форм (прыгать – прыгающий; скакать – скачущий; желтеть – желтеющий; бежать – бегущий);
– образование притяжательных прилагательных (лиса – хвост лисий; волк – хвост волчий; сова – хвост совиный; корова – хвост коровий; лошадь – хвост лошадиный; петух – хвост петушиный; овца – морда овечья; медведь – морда медвежья; заяц – морда заячья; баран – морда баранья).