Формирование фонетического строя языка

 

 При обследовании речи детей с четвертым уровнем речевого развития отмечается, что в их произношении нет ярко выраженных искажений фонем или их отсутствия. Однако звукопроизношение еще не соответствует абсолютной

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 271

 норме. Встречаются искажения слоговой структуры слова и нарушения дифференцировки оппозиционных фонем. Поэтому ставят прежде всего задачи:

 1) Развитие у детей умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, р – л), а затем – отработка этих дифференцировок в произношении.

 2) Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. При этом акцент делается на их дифференциацию, использование в самостоятельной речи сложной слоговой структуры и звуко-наполняемости (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболистки играют

 в баскетбол).

 3) Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

 4) Обучение грамоте.

 Логопедические занятия по формированию произносительных навыков на этом этапе коррекционного обучения включают несколько направлений:

 – закрепление навыков четкого, внятного произношения гласных и согласных звуков;

 – усвоение сложных дифференцировок (ть-ч-сь-щ-с;

 ррь-ллъ-])',

 – употребление в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (велосипедистки едут на велосипедах и т. д.).

 Продолжают работу по развитию речевого слуха, осознанию звуко-буквенного состава слов наибольшей сложности. Выделенные из слов звуки сравнивают на слух с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Все это помогает закрепить приобретенные ранее умения звукового анализа и синтеза. Знакомство с правилами раздельного написания слов в предложении (предлог рассматривается как маленькое самостоятельное слово), прописной буквы в именах собственных и начале предложения, постановки точки в конце предложения позволяет постепенно перейти к формированию других навыков – правописанию звонких и глухих согласных в конце слова (умение изменить слово так, чтобы правильно определить нужный согласный звук таз – тазы, дуб – дубок), сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, слов

 272

 Т.Е. Филичева

 с безударной гласной – их можно проверить, изменив слово таким образом, чтобы на него падало ударение (столы – стол, грибы – гриб).

 Много времени уделяют упражнениям по закреплению навыков чтения: складывание из букв разрезной азбуки (или написания) слов, коротких предложений по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем изменения буквы, слога; самостоятельное составление слов и предложений только из задуманных букв; слуховые диктанты; списывание. В течение года дети знакомятся со всеми буквами алфавита, читают слоги, слова, предложения и короткие тексты. При этом используются разнообразные методические приемы, которые преподносятся в виде игровых фрагментов (« Поле чудес » – где угадываются и вписываются в карточки слова, содержащие определенное количество клеточек; «Волшебное дерево» –на котором выросли предложения с пропущенными словами (их надо вписать); ребусы, где зачеркнутые или дописанные буквы помогают прочитать слово; звуковые кроссворды в картинках, сочетающие отгадку и определенный звуко-буквенный состав слова и т. д. Все это позволяет закрепить фонетические и графические знания детей о буквах и звуках, что обеспечивает в дальнейшем грамотное правописание.

 Уточнение и расширение словарного запаса

 Этот раздел предусматривает не столько увеличение количественных показателей, сколько усиление качественных характеристик. При работе над лексическим компонентом языка акцентируется внимание:

 – на уточнение и расширение значений слова;

 – на формирование семантической структуры слова;

 – на введение новых слов и сочетаний в самостоятельную речь.

 В связи с этим выделяют ряд направлений по обучению детей навыкам практического употребления в речи:

 – существительных с уменьшительным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище; сапог – сапожок – сапожище; голос – голосок – голосище; нос – носик – носище; нога – ножка – ножища);

 

 Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи 273

 – существительных с противоположным значением (холод – тепло, вежливость – грубость, бег – ходьба, жадность – щедрость);

 – глаголов с противоположным значением (пригнуть – отогнуть, впустить – выпустить, вкатить – выкатить, вползти – выползти);

 – сложных слов (книголюб, мышеловка, пчеловод, сталевар, ледокол);

 – прилагательных с противоположным значением (сухая тряпка – мокрая тряпка, задняя дверь – передняя дверь, нижняя полка – верхняя полка, румяное лицо – бледное лицо, мягкое сиденье – жесткое сиденье).

 Разнообразие методических приемов обучения предполагает:

 – подбор предметов с тем же признаком: белый мел (халат, снег, сахар, пар, дым).

 узкий пояс (узкая тропинка, дорожка, лента, полоска,

 линейка).

 быстрая река (быстрый ручеек, заяц, олень);

 – узнавание предмета по его признакам: Круглый, полосатый,

 С огорода взятый (арбуз); Летит, пищит, Ножки длинные тащит. Случай не упустит – Сядет и укусит (комар);

 – узнавание предмета, животного, птицы по действиям, связанным с ним (спит в берлоге, сосет лапу; скачет по деревьям, грызет орехи, сушит грибы, и ягоды; живет в норе, следы хвостом заметает, кур в деревне таскает; жужжит, летает, из цветочков нектар собирает);

 – объяснение переносного значения слов (часы – стоят, спешат, отстают, ходят; про кого (что) можно сказать: стоят, спешат, отстают, ходят? Волк – воет; вьюга, ветер – воет);

 – образование названий профессий мужского и женского рода (проводник – проводница, скрипач – скрипачка, художник – художница, гимнаст – гимнастка, пианист –

 пианистка);

 – подбор омонимов с последующим их включением в предложения (потеряли ключ от двери; в горах бьет холодный ключ;

 274

 Т.Б. Филичева

 у Тани длинная русая коса; новая коса стоит у крыльца);

 – подбор родственных слов (лес – леса – лесовик – лесничий – лесок; вода – воды – водяной – водопад – водоросли – водянка);

 – преобразование глагольных форм (прыгать – прыгающий; скакать – скачущий; желтеть – желтеющий; бежать – бегущий);

 – образование притяжательных прилагательных (лиса – хвост лисий; волк – хвост волчий; сова – хвост совиный; корова – хвост коровий; лошадь – хвост лошадиный; петух – хвост петушиный; овца – морда овечья; медведь – морда медвежья; заяц – морда заячья; баран – морда баранья).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *