Финансы и финансовая система

Тема Финансы и финансовая система

  • Сущность финансов
  • Функции финансов
  • Роль финансов в системе экономических отношений
  • Генезис категории финансов
  • Определение финансовой системы. Ее структура

 

1.1.Сущность финансов

 

Финансы – система экономических отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач в соответствии с присущими государству функциями.

Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта. (В.В. Ковалев)

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует  свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

Денежные фонды имеют строго целевой порядок формирования и использования. Денежные средства не имеют заранее закрепленной системы формирования и целей использования.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Деньги первичны, финансы вторичны.

Процесс воспроизводства включает в себя ряд последовательных непрерывно повторяющихся циклов:

Производство ® Распределение ® Обмен ® Потребление. Производство ®и т.д….

Каждый последующий цикл воспроизводства возможен только после того, как вновь созданная стоимость подвергнется перераспределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся источником средств для удовлетворения различных потребностей.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением или целевым обособлением каждой части стоимости. На этой стадии (стадии возникновения финансовых отношений) происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и по субъектам хозяйствования.

Таким образом, критериями отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

  1. Реальное одностороннее движение денежных средств (переход от одного владельца к другому).
  2. Распределительный характер отношений.
  3. Место возникновения – вторая стадия воспроизводственного процесса.
  4. Присутствие государства в роли организатора и контролера данных отношений.

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций. Они могут быть централизованными (финансовые ресурсы государства и местных органов власти) и децентрализованными (финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов).

 

1.2. Функции и финансов

 

Сущность финансов проявляется в их функциях, основными из которых являются контрольная и распределительная.

Распределительная функция финансов заключается:

  • в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников национального производства;
  • в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

С помощью распределительной функции финансов происходит возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах. Распределительная функция позволяет сформировать фонды целевого назначения на предприятиях, которые необходимы для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работников. Через данную функцию обеспечивается удовлетворение общегосударственных потребностей. Создаваемые бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для устранения диспропорций в экономике.

Однако данная функция не отражает способность финансов количественно отображать стадии воспроизводственного процесса. Финансы «сигнализируют» о пропорциях распределения общественного продукта, о полноте и своевременности формирования различных фондов. Эта особенность финансов проявляется в их контрольной функции.

Контрольная функция финансов состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их распределением по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая содержится в показателях бухгалтерской, оперативной, статистической отчетности.

 

1.3. Роль финансов в системе экономических отношений

 

Роль финансов в системе экономических отношений заключается в полноте выполнения ими своих функций по формированию и использованию централизованных денежных фондов (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды), децентрализованных денежных фондов (фонды хозяйствующих субъектов), сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за рациональностью их функционирования в рамках единой системы.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому их роль зависит от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Основной источник денежных фондов – национальный доход, т. е. стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Без участия финансов НД не может быть распределен. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, которые в совокупности образуют финансовые ресурсы страны. Финансы – это в первую очередь распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение НД.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Роль финансов в условиях развивающейся экономики.

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Важная роль в воспроизводстве все составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

В условиях реформы экономики РФ произошла перестройка системы финансовых отношений. За счет централизованных фондов денежных средств должны обеспечиваться потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития регионов.

Однако в настоящее время сокращаются объемы централизованных капитальных вложений, государственных инвестиционных кредитов.

Несмотря на сокращение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства в условиях рыночной экономики облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве. Размер амортизационных отчислений периодически пересматривается в результате переоценки стоимости основных фондов. Существует возможность привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

Большое влияние на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, возможность использования льгот.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

 

1.4. Генезис категории финансов

 

Генезис – происхождение, возникновение. В широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Термин «финансы» появился в 13 – 15 веках в Италии и означал любой денежный платеж. Затем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования и использования государственных фондов денежных средств.

Выделяют два этапа развития финансов.

1 этап – неразвитая форма финансов, которая характеризуется:

  • непроизводительным характером финансов (в основном затрат на военные цели);
  • узостью финансовой системы, которая состояла из одного бюджетного звена.

2 этап обусловлен развитием товарно-денежных отношений, необходимостью общегосударственного фонда средств и изменений финансовой системы.

Каждой общественной формации соответствует определенное финансовое устройство. Различия финансов разных общественно-экономических формаций обусловлены следующими причинами:

Наличие собственной классовой структуры.

Финансы подчиняются интересам государства, защищают интересы господствующего класса.

Новый способ хозяйствования порождает новую систему хозяйственных отношений.

 

Первым европейским автором работы, посвященной финансам, был Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.) – «О доходах Афинской республики». У Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) основные воззрения в области финансов изложены в работе «Афинское государственное устройство». Фома Аквинский (1225 – 1274) первым попытался обосновать короля на сбор налогов с подданных. Первыми авторами работ по финансам были итальянцы Ф. Петрарка, Бернардо, Н. Макиавелли

. В 17 веке значительный вклад в финансовую науку внесли английские ученые Т. Мен, Дж. Локк, Т. Гоббс.

Основоположником политэкономии считается Вильям Петти («Трактат о налогах и сборах»). Представители классической политэкономии не выделяли финансы как отдельную науку. В целом, учение о финансах (А. Тюрго, Ф. Кенэ, В. Мирабо, А. Смит, Д. Рикардо) сводилось к обоснованию невмешательства государства в хозяйственную жизнь страны, однако они определили принципы налогообложения:

  • налоги должны платить все в соответствии со своим доходом;
  • налог следует точно определить заранее;
  • налог необходимо взимать в удобное для плательщика время;
  • взимание налогов должно быть дешевым.

Основные представители западной финансовой науки и их научные труды:

  • Дж. Миль – «Основы политической экономии», 1848 г.
  • П. Ле-руа-Болье – курс финансовой науки, 1877 г.
  • К. Бастбл – «Публичные финансы», 1892 г.
  • А. Вагнер – «Наука о финансах», 1880 г.

 

Отечественная наука о финансах

 

Первым русским автором сочинения в области финансов был И.С. Пересветов, живший при Иване Грозном. Он выступал за увеличение доходов казны с целью усиления военной мощи государства, за централизацию ресурсов государства и сокращение расходов на систему наместничества.

В 17 веке Ю. Крижанич изложил свои взгляды в ряде работ. Основное внимание он уделял различным способам обогащения государства, которые он разделял на две группы: «правильные» и «неправильные»; предлагал для обогащения государства  развивать земледелие, ремесла, государственное хозяйство.

В начале 18 века И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» предлагал следующие мероприятия в области финансов:

  • при взимании недоимок не разорять неплательщика, а взять с него письменное обязательство о сроках платежа;
  • исключить из расходов казны расходы по содержанию судебных органов, за ведение дел установить твердые тарифы;
  • установить льготные пошлины для русских купцов и высокие пошлины и низкие цены на привозные товары;
  • для поддержание купечества следует развивать взаимный кредит.

В 1766 г. А. Поленов в сочинении «О крепостном состоянии крестьян» впервые применил термин «налог», доказывал необходимость имущественного страхования, дал критический анализ налоговой системы России.

Впервые в российской печатной литературе термин «финансы» как научное понятие был использован как синоним слову «казна» в предисловии к изданной в 1767 году Московским университетом книге «Переводы из энциклопедии». В научный обиход термин «финансы» ввел профессор Московского университета С.Е. Десницкий в работе «О Узаконении финансовом». С образованием в 1802 г. Министерства финансов термин «финансы» прочно входит в научный оборот.

18 век завершается работами А. Радищева «Письмо о Китайском торге», «Описание моего владения», «Записка о податях Петербургской губернии».  А. Радищев исследовал сущность налогов, отделил прямые налоги от косвенных, предлагал устанавливать величину налога исходя из реальных экономических условий отдельных регионов страны.

С развитием экономики России последней четверти 19 – начала 20 века совпадает и бурное развитие финансовой науки, сопровождавшееся огромным количеством публикаций по различным аспектам финансовой науки. К их числу относятся финансовый план графа Сперанского, первый русский учебник по теории финансов И. Горлова, исследования по истории развития финансов Ю. Гагемайстера, В. Кури, Д. Толстого, работу о государственном кредите М. Орлова. Наиболее важны для теории финансов исследования таких авторов конца 19 века, как В. Лебедев, И. Янжул, Л. Ходский, С. Витте, И. Озеров.

 

1.5. Определение финансовой системы. Ее структура

 

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используется фонды денежных средств.

Также под термином «финансовая система» понимается система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, выполняет присущие ему функции.

Финансовая система РФ включает следующие звенья:

  1. Централизованные Финансы (Государственные и муниципальные финансы):

-Бюджетная система (Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальные бюджеты и бнебюджетные фонды экономической и социальной направленности)

-Государственный и муниципальный кредит

  1. Децентрализованные финансы (Финансы хозяйствующих субъектов):

-Финансы коммерческих предприятий,

-Финансы некоммерческих предприятий,

-Финансы домохозяйств,

-Финансы финансовых посредников (кредитная система, система частного страхования)

Основой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов — редприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Финансы предприятий относятся к децентрализованным финансам. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. От состояния финансов предприятий зависит финансовое положение страны. При этом ведущая роль в системе принадлежит государственным  и муниципальным финансам.

Государственные и муниципальные (централизованные) финансы состоят из бюджетной системы, внебюджетных специализированных фондов, государственного и муниципального кредита.

Бюджетная система трехуровневая в соответствии с федеральным устройством Российского государства, состоит из Государственного (Федерального) бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов местных органов власти (муниципальных)

Главным орудием перераспределения национального дохода в финансовой системе является государственный бюджет. Через него мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями народного хозяйства, регионами, отдельными социальными группами. Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения исполнения функции органов государственного управления.

Основными доходам государственного бюджета являются налоги. Из государственного бюджета производятся основные расходы: на военные цели, социальные расходы, государственное управление, внешнеполитическую деятельность, субсидии и кредиты.

Государственный бюджет оказывает влияние на остальные звенья финансовой системы. Так, могут предоставляться субсидии и кредиты местным органам власти, правительственным фондам, предприятиям.

Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Их основное назначение в РФ в настоящее время — решение социальных задач (содержание нетрудоспособных, оказание помощи безработным, финансирование жизненно важных расходных статей и т.д.). В настоящее время в РФ функционируют 3 фонда социальной направленности :

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Государственный фонд социального страхования — ФСС;
  3. Фонд обязательного медицинского страхования — ФОМС;

Исключительная особенность внебюджетных фондов — то, что они осуществляют финансирование ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

 

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством – с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой. При этом государство, как правило, выступает в роли заемщика. Государственный кредит — объединяет в себе специфические финансовые отношения, существующие для мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов, а также предоставления средств предприятиям, организациям, другим государствам на условиях срочности, платности, возвратности. В основном государственный кредит — это финансовые отношения, связанные с использованием, мобилизацией дополнительных финансовых ресурсов для бюджетной системы.

 

Финансы предприятий и организаций — очень большая сфера финансовых отношений (в РФ — ок. 3 млн. предприятий). Точно систематизировать эту совокупность достаточно сложно. Классификация производится по ряду признаков:

  • Отдельные звенья финансовых отношений в зависимости от форм собственности и ОПФ хозяйствования. Выделяют финансы товариществ, обществ, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, общественных организаций, общественных фондов, производственных кооперативов, финансовых посредников(кредитная система).
  • В зависимости от степени централизации:
  • финансы предприятий;
  • финансы объединений, корпораций, холдингов, ФПГ;
  • финансы министерств и ведомств (здесь речь идет о фактических отношениях, связанных с формированием и использованием на основе централизованного распределения финансовых ресурсов по фондам).
  • финансы филиалов, дочерних предприятий.
  • Отраслевой признак: финансы промышленных, с/хозяйственных, транспортных предприятий. Отраслевые особенности — большое влияние (обязательно создание резервного фонда в таких отраслях, как  с/х и др. сезонные работы). Сюда же можно отнести и финансы кредитно-банковской системы
  • В зависимости от характера хозяйственной деятельности выделяют некоммерческие и коммерческие финансы предприятий и организаций.

 

Финансы страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев. В сфере страхования (2500 страховых компаний) финансовые отношения возникают по поводу формирования страховых фондов, за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователю с целью возмещения ущерба, возникающего у участников страхования при наступлении страховых случаев. Страхование объединяет большое количество отношений, отсюда разделение на звенья:

  • социальное страхование (объект — потеря доходов и дополнительные расходы населения в результате потери трудоспособности, безработицы, а также в связи с материнством и др. выплаты)
  • медицинское страхование (финансовые отношения, возникающие по поводу возмещения затрат на оказание медицинской помощи застрахованным гражданам — предоставление помощи в натуре, а оплачивает страховая компания медпредприятию — производителю).
  • личное страхование (связано со страхованием жизни и здоровья граждан — т.е. страхуется только свое здоровье — учитывается та сумма, в которую оценивается ваша жизнь).
  • имущественное страхование (объект — имущество физических и юридических лиц; гибель, повреждение, пропажа — все это может быть основанием для выплаты страхового взноса. Это самое древнее звено).
  • страхование предпринимательских рисков (объект – убытки, недополученная прибыль, дополнительные расходы, возникшие в результате хозяйственной деятельности застрахованного предприятия).
  • страхование ответственности (объект — ущерб, нанесенный застрахованным третьим лицам (“физлица и юрлица”) — например, страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств).

Схема ФС РФ дана на лекции.