ФИНАНСЫ

ФИНАНСЫ

 

31.

 

 

 

 

 

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

1) местные налоги и сборы:

 

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследство или дарение;

д) местные лицензионные сборы;

2) доходы от приватизации, в том числе:

 

а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
б) доходы от продажи земли;

в) доходы от продажи квартир гражданам;

 

3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

 

Возможный состав собственных источников доходов местного бюджета определяется законодательством Российской Федерации. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах со стороны вышестоящих уровней власти, средства по взаимным расчетам, а также неизрасходованный остаток средств по бюджету за прошлый финансовый год.

 

Структура местного бюджета.

Как и любой другой бюджет, местный бюджет состоит из 2 частей:

  1. доходной
  2. расходной

Структура местного бюджета определяется бюджетным кодексом, т.к. финансовое право РФ устанавливает принцип единого бюджетного регулирования.

Доходная часть бюджета.

Доходы, входящие в эту часть по критериям  своего происхождения делятся на следующие группы:

  1. собственные доходы – доходы, полученные от:

* местных налогов и сборов (перечень местных налогов и сборов – налоговый кодекс)

* доходы от деятельности муниципальных предприятий и учреждений

* доходы от так называемого самообложения граждан

  1. так называемые регулируемые доходы – это доходы от государственных дотаций. Возможны ситуации, когда у муниципального образования недостаточно собственных финансовых средств для регулирования вопросов местного значения, тогда государство обязано профинансировать решение этого вопроса, делая это за счет дотаций.

Дотации – причисление из вышестоящего бюджета в нижестоящий, не имеет в отличие от субвенций строго целевого назначения.

Дотации распределяются из регионального фонда соответствующего уровня бюджетного обеспечения муниципальных образований данного субъекта Федерации. Объем дотирования заранее может быть неизвестен, определяется в процессе исполнения  местного бюджета. Поэтому данные доходы называются регулирующими.

3.Государственные субвенции – это средства, перечисляемые  из регионального бюджета, переданные для выплаты государственной помощи.

Имеют строго целевое назначение.

4.Иные доходы. Муниципальное образование является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Оно  может выпускать муниципальные займы, проводить лотереи, брать займы по другим гражданско-правовым договорам, выступать в качестве обычного субъекта частного права.

Расходная часть местного бюджета

Состоит из расходов на финансирование, вопросов местного значения и расходуются на финансирование  отдельных переданных государством полномочий.

Формирование местного бюджета

Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам.

Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исполнение местного бюджета

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Исполнение местного бюджета производится в соответствии и в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, и обеспечивается администрацией города.

Источники покрытия дефицита местного бюджета

 

Формирование источников финансирования дефицита местных бюджетов приводит к возникновению системы экономических отношений между органами местного самоуправления и другими субъектами внутреннего права. В процессе их реализации в местные бюджеты привлекаются дополнительные источники, за счет которых происходит финансирование утвержденных расходных обязательств. Эта система отношений определяется как муниципальные заимствования. Под муниципальными заимствованиями понимается совокупность долговых займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, а также кредитов, привлекаемых в бюджет муниципального образования из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций.

 

 

 

32.

Назначение Консолидированного бюджета:

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, т.е. включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.

Назначение – осуществление анализа финансовой ситуации и перспективы развития.

КБ образуют самостоятельные бюджеты, образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.

КБ РФ — федеральный бюджет и КБ субъектов РФ. КБ субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и КБ муниципальных образований. КБ муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.

Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ:

— Федеральный бюджет РФ

— Бюджеты государственных внебюджетных фондов

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

— Бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов)

— Региональных внебюджетных фондов

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

— Местные бюджеты

— Муниципальные внебюджетные фонды

В настоящее время консолидированный бюджет Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты);
Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

 

56.

 

Понятие, сущность и структура платежного баланса:

Платежный баланс — это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за грани­цей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

Платежный баланс за определенный период пред­ставляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить измене­ния в международных экономических отношениях стра­ны, состояние и развитие ее экономики. Платежный ба­ланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступ­ления.

Платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценнос­ти от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую. При этом не имеет значения, сопровождает­ся ли передача ценностей за границу денежным воз­мещением в виде реального платежа, или же она осуществляется в обмен на аналогичные ценности, в кре­дит либо безвозмездно.

Структура платежного баланса.

По характеру операций публикуемые платежные балансы включают два основных раздела.

  1. «Платежный баланс по текущим операциям»: 1) платежи и поступления по внешнеторговым опе­рациям, или торговый баланс; 2) баланс услуг и некоммерческих операций, доходы и платежи по инвестициям.
  2. «Баланс движения капиталов (краткосрочные и дол­госрочные операции) и кредитов».

За балансом движения капиталов и кредитов сле­дует статья «Ошибки и пропуски», которая показыва­ет неучтенное движение краткосрочного капитала.

Платежный баланс современной России:

 

Рост профицита счета текущих операций сопровождался увеличением дефицита финансового счета, который в I квартале 2017 г. без учета изменения резервных активов равнялся 8,6 млрд долл. (против 7,4 млрд долл. в I квартале 2016 г.). Обязательства российских экономических агентов перед иностранными экономическими агентами по итогам первых трех месяцев 2017 г. увеличились на 7,6 млрд долл., тогда как в I квартале 2016 г. их снижение составило 8,7 млрд долл. Рост иностранных обязательств был обеспечен увеличением прямых иностранных инвестиций прочих секторов, составившим 6,9 млрд долл. в I квартале 2017 г. (0,5 млрд долл. в I квартале 2016 г.).