этапы формирования финансовой политики

Финансовая политика первичной рыночной структуры находит свое от­ражение в сформулированной для достижения цели и поставленных задачах, которые необходимо решить на пути движения к цели.

Процесс управления денежным оборотом и финансами подчинен и зави­сим от финансовой политики. Управление финансами как процесс, находя­щийся в компетенции финансовой политики, выступает важным инструмен­том для реализации цели и задач финансовой политики.

Планово-целевой характер формирования, распределения, использования денежных средств и финансовых ресурсов корпорации выступает основой движения денежных средств и финансовых ресурсов. Это движение подчи­няется сформулированной и принятой цели проводимой финансовой полити­ки.

Финансовую политику корпорации и других организаций принято под­разделять, в зависимости от периода разработки, на долгосрочную и кратко­срочную. Цели и задачи таких политик, могут быть сформулиро­ваны как стратегические (долгосрочные) и тактические (краткосрочные).

Финансовая стратегия корпорации представляет собой совокупность стратегических финансовых целей и задач, которые достигаются и выполня­ются в ходе совершенствования процесса управления денежным оборотом и финансами. Финансовая стратегия определяет и формулирует, процесс управления изыскивает пути и способы качественного исполнения стратеги­ческих установок, инструменты и формы их достижения, которые могут быть не очевидны на момент разработки и принятия финансовой стратегии.

Финансовая тактика корпорации представляет собой совокупность годо­вых и оперативных целей и задач, взаимосвязанных и обусловленных страте­гическими, которые достигаются и выполняются в ходе повседневной де­нежно-финансовой работы по полному финансово-кредитному обеспечению запланированных расходов, полноте и своевременности отпуска средств на их покрытие в порядке финансирования.

Важно иметь в виду, что соотношение целей и задач в рамках их страте­гического и тактического разделения может быть разным. Например, страте­гическая цель (миссия) может быть подкреплена стратегическими задачами. В других случаях, стратегическая цель, как цель долгосрочной финансовой политики, может быть подкреплена тактической целью и краткосрочными задачами, которые могут корректироваться по ходу движения к поставленной стратегической цели.

Важно иметь в виду, что финансовая политика это наши волеизъявления в области специфики практической организации денежного оборота и финан­сов в интересах достижения поставленных целей и выполнения задач. Эти устремления формируются и реализуются на практике в виде двух составля­ющих финансовой политики: финансовой стратегии и тактики. При этом так­тические цели и решаемые текущие задачи должны работать на достижение стратегических целей и задач.

Зарубежные и крупные отечественные объединенные структуры часто придерживаются подхода, согласно которому приоритет принадлежит стра­тегической цели, на пути движения к которой допустимо даже обоснованное ухудшение отдельных текущих, не говоря уже об оперативных, финансово-экономических показателей.

Финансовой стратегии соответствует долгосрочный, укрупненный, прин­ципиальный выбор цели. Этот выбор не может быть произвольным. Страте­гическая часть финансовой политики основывается и связана, прежде всего, с философией корпоративной организации в области экономической и финан­сово-хозяйственной деятельности. Философия компании в принципе долго­срочна.

Например, финансовая политика «Тойота» базируется на четырехкомпонентной экономической модели. Она включает следующие составляющие: философия компании; непрерывное совершенствование процесса; сотрудни­ки и партнеры; решение проблем. При этом философия, стратегическая цель проведения всех видов политик определена принципиальным рассмотрением компании как средства создания ценностей для потребителей, общества и партнеров.

Практика ведущих зарубежных и отечественных компаний, корпораций, концернов, других объединенных структур свидетельствует о том, что стра­тегические цели должны не декларироваться, а будучи четко сформулиро­ванными, постоянно культивироваться в процессе ведения бизнеса.

В основе стратегической цели бизнеса вообще и финансовой цели в част­ности лежит принятая концепция цели финансово-хозяйственной деятельно­сти, или существования бизнеса вообще (имеется в виду например, концеп­ция бережливого производства и другие).

В процессе финансово-хозяйственной деятельности рыночной структуры могут преследовать разные цели. Однозначной трактовки цели финансовой деятельности не существует, на практике имеется некий набор. Обычно цель связывается с максимизацией финансового результата, в качестве которого выступает прибыль, как сальдо счета прибылей и убытков.

Многие организации не стремятся к максимизации прибыли, а скорее наоборот — стремятся к ее минимизации. На практике минимизация прибыли нередко проводится под определяющим влиянием налоговых соображений, как результат отсутствия налогового щита и осуществляется разными мето­дами: завышение производственной себестоимости товарной продукции, коммерческих и управленческих расходов; занижение отпускных цен в от­грузочных документах; проведение не прозрачных сделок.

Принципиально другая ситуация во многих зарубежных странах. Дости­жение и отражение в отчетности устойчивой динамики роста прибыли в условиях жестко фиксированных законом, реальных и постоянных налого­вых льгот оказывает благотворное влияние на рыночные котировки акций, укрепляет доверие акционеров и кредиторов, увеличивает доступ к заемным источникам, формирует высокую деловую репутацию фирмы, компании, корпорации.

В качестве цели финансовой деятельности корпорации и ее организаций может выступать удовлетворение потребностей рынка данного товара. Дело в том, что высокий объем продаж и финансовый результат деятельности предприятия не может быть достигнут без признания потребителем продук­ции ее общественной полезности. Эта полезность фиксируется путем акта купли-продажи товара на рынке.

Следовательно, для дальновидных и солидных производителей на первый план могут выходить задачи удержания рыночной доли своей марки товара, а также попытка завоевания или расширения рынка путем систематического увеличения объема продаж, в том числе за счет проникновения и закрепле­ния на рынках третьих стран.

Это предопределяет целенаправленное использование значительной и не­редко постоянно возрастающей доли финансовых ресурсов на инновации с целью удержания, или формирования конкурентной позиции, т.е. на разработку принципиально новых образцов и продукции с улучшенными потреби­тельскими свойствами. Цель финансовой деятельности, как максимизация финансового результата в виде прибыли, становится производной от описан­ного подхода к определению цели финансово-хозяйственной деятельности.

Цель финансово-хозяйственной деятельности может зависеть от финансо­вого состояния организации. Плохое финансовое состояние неизбежно ста­вит проблему его улучшения. Поэтому на первый план выходят вопросы до­стижения финансовой устойчивости на базе поддержания платежеспособно­сти и достижения ликвидности баланса. Финансовую же устойчивость, как и более широкое комплексное понятие финансового состояния организации, нельзя связывать только с наличием прибыли или убытка. Финансовое состо­яние и финансовая устойчивость как форма его проявления относятся к ком­плексным понятиям.

Цель финансово-хозяйственной деятельности корпорации и других акци­онерных организаций может быть представлена как увеличение их стоимо­сти, определяемой массой собственного капитала, а значит размера богатства акционеров, приходящихся на их доли в уставном капитале.

Стоимостно  ориентированная концепция, направленная на обеспечения роста стоимости корпорации, не снимает трактовку прибыли как цели фи­нансово-хозяйственной деятельности в большинстве ведущих отечественных и зарубежных корпораций. Дело состоит в том, что ориентация на рост стои­мости корпорации не исключает, а неизбежно предполагает обеспечение ро­ста прибыли, эффективное в целом и инновационное в частности ее распре­деление и использование.

Большинство корпораций проводят в жизнь финансовую стратегию развития, финансовую стратегию обеспечения устойчивого фи­нансового роста. Целевые стратегические установки корпораций могут также включать, например, следующие финансовые стратегии:

-финансовое обеспечение процесса формирования конкурентной позиции в части новых рынков сбыта, инноваций и т.д.;

-стратегия привлечения в коренной бизнес зарубежного капитала;

-стратегия поглощений и слияний для укрепления финансовой мощи корпорации;

-финансовое обеспечение и окупаемость капитальных вложений;

  • стратегия перераспределения финансовых ресурсов в более выгодные сферы деятельности и др.

Задачи формирования долгосрочной финансовой политики определены поставленной целью такой политики. Основными стратегиче­скими задачами корпоративной финансовой политики могут высту­пать:

  • максимизация прибыли;
  • обеспечение роста стоимости бизнеса;
  • оптимизация структуры капитала корпорации;
  • обеспечение ее инвестиционной привлекательности и рост выплат диви­дендов;
  • создание эффективного механизма управления денежным оборотом и финансами;

— обеспечение финансовой устойчивости бизнеса и др.

Финансовая стратегия практически материализуется через финансовое прогнозирование и избранные формы долгосрочного денежно-финансового планирования.

Финансовая стратегия реализуется в полной мере через тактику обычны­ми мерами лишь при условии относительной стабильности экономических отношений. При потере стабильности объективно возникает потребность в ужесточении финансовой политики. Объективный характер возникновения потребности в проведении жесткой финансовой политики есть объективность по отношению к фактическому наличию и углублению стоимостных и нату­рально-вещественных диспропорций в хозяйстве, которые объективно отра­жаются на состоянии финансов.

В числе тактических целей финансовой политики корпораций могут быть определены следующие цели краткосрочной финансо­вой политики:

  • финансовое оздоровление корпорации;
  • нормализация текущей финансовой ситуации месяца, квартала, года;
  • стабилизация финансового состояния корпорации;
  • улучшение ее финансового состояния и др.

Задачи формирования краткосрочной финансовой политики определены поставленной целью такой политики. В качестве основных тактических задач корпоративной финансовой политики могут, напри­мер, выступать:

  • активное участие финансовых служб в формировании и проведении учетной политики, проведении инвентаризаций, общее руководство бухгал­терским учетом;
  • изыскание путей снижения денежных расходов и авансируемых затрат, уплачиваемых налогов, увеличения прибыли, рентабельности и доходности операций по вложению денежных средств;
  • обеспечение финансовыми и кредитными ресурсами бизнеса в размерах необходимых для полного покрытия запланированных текущих денежных расходов;
  • оптимизация внутренних и внешнеторговых расчетов, выполнение всех текущих к платежу финансовых обязательств;
  • организация и оптимизация внутрикорпоративных денежно-финансовых расчетов, денежных потоков и зачетов, а также их проведение между филиа­лами (дочерними) структурами;
  • обеспечение внутреннего аудита и текущего контроля за формировани­ем и использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности соб­ственных оборотных средств;

— поиск новых инструментов и механизмов зарабатывания денежных средств для увеличения объема финансовых ресурсов, выраженных в рублях
и иностранной валюте и др.

Финансовая тактика формализуется в практике через годовое и оператив­ное денежно-финансовое планирование, контрольно-аналитическую работу финансовых служб, проведение мероприятий по улучшению базовых усло­вий оперативного управления денежным оборотом и финансами.

Особенность достижения стратегических и тактических финансовых це­лей и выполнения соответствующих задач состоит в том, что эти цели и за­дачи реализуются в ходе практической повседневной финансовой работы. Поэтому, подавляющее большинство задач долгосрочной и краткосрочной финансовой политики, так или иначе, формируются и вытекают из основных направлений, по которым осуществляется текущая и оперативная финансовая деятельность.

В составе таких направлений:

— регулирование соотношения между собственными и заемными источни­ками финансирования расходов, основным и оборотным капиталом;

  • инвестиционная активность и привлекательность фирмы, компании, корпорации для инвесторов;
  • получение денежных доходов, уплата налогов, формирование целевых фондов и резервов, выплата дивидендов, или доходов учредителям;
  • осуществление текущих затрат на ведение бизнеса, производство и про­дажи продукции, а также нормативная база осуществления производимых расходов;
  • формирование, изменение, удержание, фиксация и контроль за входны­ми и выходными ценами (тарифами);
  • авансирование денежных средств на создание и поддержание мини­мально необходимого уровня запасов материальных ценностей и готовой продукции;
  • авансирование временно свободных денежных средств корпорации;
  • сбалансирование и практическая координация производимых расходов с получаемыми доходами;

— мониторинг поступления причитающихся платежей и взыскания аванси­рованных денежных средств в расчеты, т.е. дебиторскую задолженность покупателей и других дебиторов;

— система стратегического, годового и оперативного денежно-финансового планирования;

  • система финансового контроля за отклонениями отдельных параметров протекания процессов в перечисленных блоках;
  • определение взаимосвязей и документооборота по источникам данных и производимым финансово-экономическим операциям.

Первое направление, реализуется как структурная финансовая политика корпорации в области улучшения структуры капитала и увеличения стоимо­сти фирмы, компании, корпорации.

Второе, — выступает как проводимая инвестиционная политика корпора­ции.

Третье, — предстает как политика формирования и распределения денеж­ных доходов и поступлений. Важнейшими составляющими этой политики выступают: амортизационная политика, бюджетно-налоговая, политика в об­ласти фондирования и резервирования, а также дивидендная политика.

Четвертое направление, — может быть определено в качестве политики в области снижения себестоимости продукции (выполняемых работ, оказывае­мых услуг), или издержек обращения.

Пятое направление занимает особое место. Оно теснейшим образом свя­зано со вторым и третьим. Это ценовая политика корпорации, которая в определяющей мере влияет на ее денежные доходы и расходы, в том числе сметного характера.

Шестое, — политика формирования собственных оборотных средств на основе определения минимальной потребности во вложениях денежных средств в запасы товарно-материальных ценностей. Минимальную потреб­ность в запасах надлежит определять, дабы обеспечить минимальный расход денежных средств и минимум возможных отвлечений денежных средств в излишние запасы.

Седьмое  направление  составляет  политику  использования  свободных остатков денежных средств. В практической плоскости эта политика связана с использованием временно свободных остатков денежных средств по направлениям их возможного и целесообразного вложения.

Восьмое, – представляет собой политику взаимной увязки долгосрочных, краткосрочных и оперативных денежных потоков. В практической плоскости эта политика сопряжена с методами практического регулирования нехватки денежных средств под производимые расходы, учтенные в ходе составления денежно-финансовых планов и бюджетов.

Девятое направление, — политика в области дебиторской задолженности или кредитная политика корпорации. Связано с политикой в области расче­тов по кредиторской задолженности.

Десятое, — политика в области денежно-финансового планирования. Определяет перечень, формы и показатели составляемых и исполняемых плановых денежно-финансовых документов, лежащих в основе системы управления и контроля за денежным оборотом и финансами.

Одиннадцатое направление — политика внутреннего контроля за оборотом денежных средств и финансовых ресурсов.

Двенадцатое направление составляет политику координации работы фи­нансовых служб с другими структурными подразделениями фирмы, компа­нии, корпорации с целью создания эффективной системы управления финан­сами.

Следует иметь в виду, что каждая корпорация, фирма, компания самосто­ятельно определяет свои стратегические, а также тактические цели и задачи. Делается это исходя из того понимания соотношения стратегии и тактики, целей и задач, которое принимается руководством конкретной организации в конкретных обстоятельствах ведения и состояния бизнеса. Поэтому в зави­симости от принятых формулировок соотношение целей и задач может быть подвижным. Это означает, что ранжирование целей и задач может быть раз­ным. То, что для одной организации выступает задачей, для другой может быть выдвинуто в качестве цели. Ровно также отдельные приведенные выше цели могут трактоваться как задачи.

Процесс формирования финансовой политики корпорации осуществляет­ся поэтапно. Первоначально осуществляется формирование финансовой стратегии.

Финансовая стратегия имеет приоритет над финансовой тактикой. Последняя, призвана обеспечить разворот стратегических целей и задач в их те­кущем (годовом) и оперативном виде. Одна из главных задач формирования финансовой политики состоит в обеспечении взаимной увязки финансовой стратегии и тактики.

В нашей экономической литературе нередко ошибочно считается, что финансовая политика корпорации есть средство для реализации ее финансо­вой стратегии. Сторонники подобного подхода не учитывают того обстоя­тельства, что на самом деле формирование и обоснование финансовой стра­тегии уже выступает важнейшим элементом содержания самой финансовой политики.

В методических рекомендациях по разработке финансовой политики Минэкономразвития РФ  говорится об основных стратегических задачах разработки финансовой политики и определяются не этапы форми­рования финансовой политики, а следующие основные направления разра­ботки финансовой политики организации:

  • анализ финансово-экономического состояния предприятия;
  • разработка учетной и налоговой политики;
  • выработка кредитной политики предприятия;
  • управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

— выбор дивидендной политики.

Методология разработки финансовой политики, этапы этой работы, их содержание и последовательность проведения могут различаться в хозяй­ственной практике. Например, разработка финансовой политики в консалтинговой компании «B&G Group Ltd» осуществляется для организаций по следующим 10 этапам:

  • определение общего периода формирования финансовой стратегии;
  • исследование факторов внешней среды, влияющих на финансовые пока­затели;
  • исследование внутренней среды;
  • комплексная оценка действующей финансовой стратегии;
  • формирование стратегических целей;
  • разработка целевых стратегических нормативов;
  • принятие основных стратегических финансовых решений;
  • оценка разработанной финансовой стратегии;
  • обеспечение реализации финансовой стратегии;

— организация контроля и анализа реализации финансовой стратегии.

При этом стратегический финансовый план, в понимании разработчика финансовой политики, включает следующие разделы: цели и задачи органи­зации, масштабы и сфера деятельности; описание внешней и внутренней фи­нансово-экономической среды (SWOT, PEST, SNW – анализы, включая про­гноз экономической обстановки); политика управления оборотным капита­лом; дивидендная политика.

Затем идут такие разделы как: финансовый прогноз (включая, прогноз объема реализации, ценовую политику, инвестиционную политику, основные финансовые бюджеты, оценку потребности во внешнем финансировании); учетная политика; налоговая политика; финансовый контроль; повышение качества финансовых решений.

Помимо вышеприведенных этапов формирования финансовой политики, в практике ее разработки в фирмах и компаниях находит применение следу­ющая последовательность прохождения уже 6 этапов:

  • определение периода действия финансовой стратегии;
  • формирование стратегических финансовых целей;

-планирование финансовых показателей и оценка финансовых результатов деятельности;

  • детализация плановых финансовых показателей и системы мероприятий по их достижению;
  • разработка финансовой политики;
  • контроль реализации финансовой стратегии.

Период действия обычно составляет от 3 до 5 лет. Формирование страте­гических финансовых целей включает также их привязку к конкретным целе­вым показателям, которые зависят от стадии развития бизнеса, определение действий по конкретным целям, просчет требуемых финансовых ресурсов для реализации стратегии.

Третий этап связан с планированием целевых финансовых показателей и оценкой финансового результата. Это этап применения финансовых моделей, т.е. составления в том или ином ракурсе прогнозных бюджетов на перспек­тиву.

Четвертый этап призван детализировать принятые целевые плановые фи­нансовые показатели, а также систему мероприятий по их достижению для каждого периода (года).

На пятом этапе осуществляется разделение и разработка финансовой стратегии по определяемым направлениям, связанным с формированием и управлением структурой капитала, инвестициями, оборотными и внеоборотными средствами, финансовыми ресурсами, финансовыми рисками и т.д.

Шестой, заключительный этап связан с контролем за исполнением целе­вых финансовых показателей, соответствующих бюджетов и оценкой степе­ни достижения намеченных целей.

Несколько отличается от двух выше представленных вари­антов другой встречающийся в литературе вариант, согласно которому выде­ляются следующие 6 этапов формирования финансовой политики:

  • определение периода реализации финансовой стратегии;
  • анализ финансового состояния и факторов на него влияющих в конкрет­ных условиях ведения бизнеса;

— формирование стратегических целей и задач в области денежного оборота и финансов;

— разработка финансовой политики по видам политик;

  • определение системы мероприятий по обеспечению реализации финан­совой стратегии;
  • оценка разработанной финансовой стратегии по параметрам плана, оп­тимальности концепции управления, контроля.

Представляется, что в наибольшей степени финансовой ме­тодологии разработки финансовой политики соответствовало бы последова­тельное проведение следующих 8 этапов:

  • определение срока реализации и формулирование финансовой стратегии как генеральной цели;
  • разработка критериев оценки эффективности финансовой политики и анализ динамики финансового состояния за ряд лет;
  • формирование и представление финансовой стратегии в системе про­гнозных параметров по избранным критериям оптимизации и взаимосвязан­ным показателям;

 

  • денежно-финансовое моделирование финансовой стратегии на базе ожидаемого исполнения плановых показателей отчетного года;
  • разворот финансовой стратегии по краткосрочным целям и задачам, определение необходимости и направлений изменения проводимых финан­совых политик по их видам;

— внесение поправок на изменение проводимых финансовых политик, в
планово-прогнозные показатели, материализующие финансовую стратегию и
тактику;

— сбалансирование параметров модели долгосрочного денежно- финансового плана-прогноза на базе мобилизующих мероприятий и других методов регулирования доходов и расходов;

-определение режима контроля исполнения целей и задач финансовой
политики, а также оценка ее эффективности.

Срок, в течение которого финансовая стратегия должна быть реализована, зависит от характера поставленных стратегических целей и задач, а также от макроэкономических и других факторов, например крупности бизнеса, фи­нансового состояния. На этом этапе формулируется одна и главная стратеги­ческая цель.

На втором этапе, изначально решается вопрос по критериям эффективно­сти финансовой политики, определяются критерии, целевые показатели и нормативы по ним, формулируются цели и задачи в развитие генеральной цели.

Для обоснованной проработки стратегических, а впоследствии на других этапах тактических направлений финансовой политики, осуществляется вы­яснение стартовых финансово-экономических условий, в которых оказалась корпорация на момент разработки финансовой стратегии, а также причин та­кого положения.

Основой формирования целей и задач финансовой политики выступает финансово-экономическое состояние корпорации. От него во многом зависит формирование финансовой стратегии и тактики, реальность выдвигаемой це­ли, актуальность и выполнимость поставленных задач. Вместе с тем на прак­тике, текущее финансовое состояние корпорации может не всецело опреде­лять стратегическую цель.

Третий этап состоит в прогнозировании основных финансово-экономических контуров на избранный стратегический период. По сути, идет «оцифрование» в первом приближении числовых значений тех показателей, которые избраны в качестве критериев эффективности финансовой политики, а также ограниченного ряда финансово-экономических показателей, играю­щую определяющую роль в решении стратегических задач.

Четвертый этап – выступает развитием третьего этапа и связан с вариант­ным прогнозированием и долгосрочным денежно-финансовым планировани­ем. В ходе этого этапа осуществляется формализация финансовой стратегии в вариантных прогнозах финансово-экономических показателей и долгосрочного денежно-финансового плана. Это по существу означает проверку целей и задач на прогнозную реальность их достижения. При этом централь­ным вопросом этапа выступают вопросы определения потребности в финан­совых ресурсах для реализации стратегических целей и задач, а также выяв­ления уровня прогнозируемой обеспеченности требуемыми ресурсами по го­дам. Исходя из этого, выявляются реальные перспективы развития корпора­ции.

Пятый этап, едва ли не самый важный, обеспечивает разворот выработан­ной стратегии в тактические цели и задачи, проверку возможностей увеличе­ния источников и сокращения расходов при реализации финансовой страте­гии, разработку финансовых политик по их направлениям и видам.

Источников для достижения стратегических целей и задач закономерно не хватает, либо долгосрочные финансовые ресурсы могут плохо просматри­ваться и не отвечать требованиям достоверности. Как правило, встает задача «подтянуть» долгосрочные источники финансирования требуемых расходов за счет их мобилизации в течение каждого года по ходу исполнения страте­гических целей и задач.

Основа такого изыскания источников состоит в мобилизации имеющихся резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет существенно увеличить размер, а быть может и долю собственных и прирав­ненных к ним средств. Могут использоваться другие формы финансового обеспечения связанные с надежным получением заемных источников финан­сирования и возможным увеличением привлеченных средств в структуре ис­точников финансирования деятельности.

Параллельно осуществляется примерно аналогичная работа в части де­нежных расходов. Речь идет, по сути, о том, в какой мере потенциальные возможности корпорации по увеличению собственных источников финансо­вых ресурсов и снижению расходов могут быть в краткосрочном плане реа­лизованы.

В ходе проведения работы с источниками и расходами выявляется потребность в корректировке и, по сути, формируется финансовая политика по важнейшим направлениям ее проведения, а также видам в разрезе учетной, налоговой, кредитной, эмиссионной, амортизационной, ценовой, дивиденд­ной и других разновидностей политик. Задача этого этапа – выявить потреб­ность в корректировке условий в более благоприятную для корпорации сто­рону против принятых в расчетах базовых условий разворота стратегических целей и задач в тактические, т.е. краткосрочные, ограниченные пределами соответствующих лет.

На шестом этапе, вносятся корректировки на изменения финансовых по­литик в планово-прогнозные денежно-финансовые показатели, материализу­ющие финансовую стратегию и тактику в долгосрочных планах (бюджетах) или принятой модели.

Седьмой этап направлен на неформальное сбалансирование, ранжирован­ных по годам, финансовых ресурсов с потребностями в них для осуществле­ния денежных расходов. При этом используется весь арсенал методов регу­лирования денежно-финансовых позиций.

В результате планируемой к проведению контрольно-экономической и контрольно-аналитической работы, в том числе и финансовых служб, выяв­ляются и формулируются конкретные предложения по проведению необхо­димых мероприятий, обеспечивающих успех проведения разработанной фи­нансовой политики. В числе таких мероприятий обычно большое значение имеют: мероприятия финансово-экономического плана, т.е. увеличивающие доходы и снижающие расходы; организационные мероприятия, связанные например, с формированием центров ответственности, определением прав и обязанностей руководителей, меры установления или повышения их ответ­ственности за результаты реализации финансовой политики.

Восьмой этап разработки финансовой политики связан с проработкой во­просов осуществления оперативного и текущего контроля за исполнением денежно-финансовых параметров финансовой политики, а также с проведе­нием оценки эффективности финансовой политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *