Деятельность государства в кредитных отношениях как заемщика

В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг.

Государственный долг – это сумма долговых обязательств Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, не погашенная на определенную дату.

 

Общегосударственный долг включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть:

  • краткосрочными (до одного года),
  • среднесрочными (свыше одного года до пяти лет)
  • долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Бюджетный кодекс РФ ввел следующие ограничения:

  1. Максимальный срок заимствований: для Российской Федерации и субъектов РФ – 30 лет, для муниципальных образований – 10 лет.
  2. Займы в иностранной валюте могут привлекать только Российская Федерация и субъекты РФ.
  3. Предельный объем расходов на обслуживание и погашение – установлен для субъектов РФ и муниципальных образований в размере не более 15% от общей суммы расходов бюджета.
  4. Предельный размер долга – установлен для субъектов РФ и муниципальных образований – в объеме не превышающем доходов бюджета без учета финансовой помощи.

Если нарушается хотя бы один из указанных параметров, то принятие субъектом РФ или муниципальным образование новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных параметров в соответствие с требованиями БК РФ, если же это невозможно, то орган государственной власти Российской Федерации может применить следующие меры:

  • назначить проверку исполнения бюджета субъекта Российской Федерации;
  • передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации.

В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации. Министерство финансов ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации. Внесение информации в Государственную или муниципальную долговую книгу должно производится в течение трех дней с момента возникновения долговых обязательств.

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению.

Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Управление государственным долгом предполагает использование нескольких методов:

  • рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
  • стерилизация – погашение долгов своевременно и в полном объеме за счет средств бюджета.
  • Реструктуризация – такое изменение параметров долга, при котором повышаются возможности заемщика по исполнению просроченных обязательств. Реструктуризация – это прекращение старого обязательства и возникновение взамен него нового с иными условиями погашения и обслуживания.
  • конверсия – объем долга на иные активы, например экспортируемые товары или акции приватизируемых предприятий;
  • консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новуюс более длительным сроком погашения;
  • отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
  • аннулирование – отказ государства от уплаты государственного долга.