185
характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.
Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.
У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже при выборе правильного образца спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему пользуются ошибочными формулировками. Своеобразие речевого развития этих детей тормозит темп их интеллектуального развития.
При четвертом уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.
Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:
1) пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко – «чтобы не ходил далеко»);
2) замена союзов (я побежал, куда сидел щенок – «где сидел щенок»);
3) инверсия (наконец, все увидели долго искали которого котенка – «увидели котенка, которого долго искали»).
Следующей отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи.
1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
186
Т .Б. Филичева
Приведем примеры самостоятельных рассказов детей, в которых присутствуют перечисленные трудности.
№ 1. Рассказ по серии сюжетных картин «Спас товарища».
«Этот мальчик ловил рыбу, и этот ловил. Мальчик поймал рыбу и этот поймал. А тут удочка упала и мальчик побежал. И мальчик закричал мальчику, а тот – давай к дяди поймали рыбу. Мальчик достал этого мальчика, а дяди плывут и поймали рыбу». (Дима К., 6 л. 1 мес.).
№ 2. Рассказ на свободную тему «Воскресный день».
«Я с мамой и папой пошла в магазин. И потом я видела колобок. Пошла к своему дому. Там папа сидел мой. Из трубы дым сиял. У нас был дом хороший 2-х этажный. Я вышла гулять и навстречу был дождь». (Лена В., 6 л).
№ 3. Пересказ рассказа «Лгун».
«Мальчик овец стережет. Ну, стал звать народ, что волк идет. «Помогите, волк идет!» А мужики видят, ну, что мальчик врет и больше, ну, не приходили. А мальчик орать: «Волк, скорей!» А мужики не идут – думали, мальчик врет. Ну, мальчик и порезал все стадо».