БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
Бюджетная система государства
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.
Организационно бюджетная система строится в соответствии с установленными принципами.
В РФ бюджетная система построена в соответствии с законом, который называется «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
Согласно данному закону, бюджетная система РФ включает:
- республиканский бюджет РФ;
- республиканские бюджеты республик в составе РФ;
- краевые, областные бюджеты, а также городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- областной бюджет автономной области;
- окружные, городские и районные бюджеты;
- районные бюджеты в районах городов;
- бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Бюджетная система РФ в соответствии с бюджетным законодательством базируется на двух главных принципах:
- Единство бюджетной системы.
- Самостоятельность бюджета.
Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действовавшего аналогичного принципа, т.е. в настоящее время данный принцип обеспечивается:
- единой правовой базой;
- использованием единых бюджетных классификаций;
- единством форм бюджетной документации;
- предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета.
Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования и расходования.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Составной частью этого процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Составление и исполнение бюджета является функцией органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета — функциями законодательной власти.
В соответствии с законом решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент России за 18 месяцев до начала финансового года.
На основании этого решения правительство России организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
При утверждении бюджета Дума принимает решение по следующим основным характеристикам:
- Верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджетного развития (расходная часть).
- Пределы несбалансированности бюджета, т.е. излишек (профицит) или недостаток (дефицит).
После утверждения бюджета по основным характеристикам утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с бюджетной классификацией.
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписания Федерального бюджета Президентом РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.