БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

Бюджетная система государства

Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Организационно бюджетная система строится в соответствии с установленными принципами.

В РФ бюджетная система построена в соответствии с законом, который называется «Об основах бюджетного уст­ройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Согласно данному закону, бюджетная система РФ вклю­чает:

  1. республиканский бюджет РФ;
  2. республиканские бюджеты республик в составе РФ;
  3. краевые, областные бюджеты, а также городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  4. областной бюджет автономной области;
  5. окружные, городские и районные бюджеты;
  6. районные бюджеты в районах городов;
  7. бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Бюджетная система РФ в соответствии с бюджетным законодательством базируется на двух главных принципах:

  1. Единство бюджетной системы.
  2. Самостоятельность бюджета.

Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действовавшего аналогичного принципа, т.е. в насто­ящее время данный принцип обеспечивается:

  • единой правовой базой;
  • использованием единых бюджетных классификаций;
  • единством форм бюджетной документации;
  • предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета.

Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечи­вается наличием собственных источников доходов и пра­вом определять направление их использования и расходо­вания.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Составной частью этого процесса является бюджетное  регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Составление и исполнение бюджета является функцией органов исполнительной власти, а рассмотрение, утвержде­ние и контроль за исполнением бюджета — функциями законодательной власти.

В соответствии с законом решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент Рос­сии за 18 месяцев до начала финансового года.

На основании этого решения правительство России орга­низует поэтапную работу по составлению проекта бюджета.

При утверждении бюджета Дума принимает решение по следующим основным характеристикам:

  1. Верхний предел объема ассигнований бюджета теку­щих расходов и бюджетного развития (расходная часть).
  2. Пределы несбалансированности бюджета, т.е. излишек (профицит) или недостаток (дефицит).

После утверждения бюджета по основным характеристи­кам утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с бюджетной классификацией.

Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписания Феде­рального бюджета Президентом РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функцио­нальной бюджетной классификации.