Бюджетная система
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (рис.10). Два из них – федеральный и субъектов РФ – обслуживают потребности государственной власти. А уровень местных (муниципальных) бюджетов – потребности местного самоуправления.
Бюджеты городов федерального значения г.Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя относятся к региональным бюджетам, поскольку их объем настолько велик, что не сопоставим с бюджетами даже крупных регионов.
На местном уровне формируется два уровня бюджетов – уровень муниципальных районов, и уровень поселений, находящихся на территории муниципального района. Особняком стоят бюджеты городских округов – поселений, не входящих в территорию ни одного муниципального района.
Для оценки ресурсов бюджетной системы и их использования используется специальный свод бюджетов всех уровней – консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет объединяет все бюджеты, находящиеся на конкретной территории.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджетов;
- единства кассы.