Бюджетная система

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Таким образом, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (рис.10). Два из них – федеральный и субъектов РФ – обслуживают потребности государственной власти. А уровень местных (муниципальных) бюджетов – потребности местного самоуправления.

Бюджеты городов федерального значения г.Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя относятся к региональным бюджетам, поскольку их объем настолько велик, что не сопоставим с бюджетами даже крупных регионов.

На местном уровне формируется два уровня бюджетов – уровень муниципальных районов, и уровень поселений, находящихся на территории муниципального района. Особняком стоят бюджеты городских округов – поселений, не входящих в территорию ни одного муниципального района.

Для оценки ресурсов бюджетной системы и их использования используется специальный свод бюджетов всех уровней – консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет объединяет все бюджеты, находящиеся на конкретной территории.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  3. самостоятельности бюджетов;
  4. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  6. сбалансированности бюджета;
  7. эффективности использования бюджетных средств;
  8. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  9. прозрачности (открытости);
  10. достоверности бюджета;
  11. адресности и целевого характера бюджетных средств;
  12. подведомственности расходов бюджетов;
  13. единства кассы.