БЮДЖЕТ РФ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ
Сущность государственного бюджета
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными.
Бюджетные отношения — это органическая часть экономической структуры общества, а их функционирование объективно предопределено тем, что необходима материально-финансовая база для осуществления государством его функций.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.
К числу особенностей относятся следующие:
- Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.
- С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.
- Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.
- Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе финансов, что обусловлено ключевым Положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через 2 функции:
- перераспределительную;
- контрольную.
Доходы и расходы бюджета — это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое значение:
доходы служат финансовой базой деятельности государства;
расходы — удовлетворению общегосударственных потребностей.
Доходы бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Основой доходов бюджета являются налоги.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, то есть налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.
Налоги возникли одновременно с возникновением государства и выполняют в обществе две функции:
- фискальную;
- регулирующую.
Для того, чтобы налоговая система функционировала эффективно, она должна соответствовать четырем принципам построения налогов и налоговой системы, выработанных в начале XIX века Адамом Смитом:
- Налоги должны быть всеобщими, то есть обязательными для всех налогоплательщиков.
- Равными, то есть никто не должен быть освобожден от их уплаты.
- Простыми, то есть доступными при их расчете даже малограмотным налогоплательщикам.
- Дешевыми, то есть налогоплательщику должно быть экономически выгодно их уплатить, а не уклониться от уплаты.
Расходы бюджета
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Для выявления роли многообразных бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам:
- По роли в общественном производстве: они связаны с развитием государственной собственности, государственного сектора материального производства.
- По общественному назначению — отражают выполняемые государством функции: экономическую, социальную и оборонную.
- Отраслевая группировка расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление производственно-хозяйственного комплекса на отрасли и виды деятельности.
Основными задачами в области государственных расходов являются:
- сокращение числа федеральных целевых программ;
- сокращение расходов на оборонный комплекс;
- снижение уровня дотаций отдельных отраслей;
- усиление контроля за использованием бюджетных средств.
Бюджетный дефицит и управление им
Бюджетный дефицит возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы.
Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита, оказывает также влияние увеличение или уменьшение остатков ликвидных финансовых средств у органов государственного управления.
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны.