БЮДЖЕТ РФ, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ

Сущность государственного бюджета

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными.

Бюджетные отношения — это органическая часть экономической структуры общества, а их функционирование объек­тивно предопределено тем, что необходима материально-фи­нансовая база для осуществления государством его функций.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет по­нятие государственного бюджета.

К числу особенностей относятся следующие:

  1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.
  2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.
  3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определя­ются задачами, стоящими перед обществом в целом.
  4. Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе финансов, что обусловлено ключевым Положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через 2 функции:

  • перераспределительную;
  • контрольную.

Доходы и расходы бюджета — это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое значение:

доходы служат финансовой базой деятельности государства;

расходы — удовлетворению общегосударственных потребностей.

 Доходы бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой проявления этих экономических отношений слу­жат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобили­зуемые в бюджетный фонд.

Основой доходов бюджета являются налоги.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, то есть налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юри­дических и физических лиц.

Налоги возникли одновременно с возникновением госу­дарства и выполняют в обществе две функции:

  • фискальную;
  • регулирующую.

Для того, чтобы налоговая система функционировала эффективно, она должна соответствовать четырем принципам построения налогов и налоговой системы, выработанных в начале XIX века Адамом Смитом:

  1. Налоги должны быть всеобщими, то есть обязательны­ми для всех налогоплательщиков.
  2. Равными, то есть никто не должен быть освобожден от их уплаты.
  3. Простыми, то есть доступными при их расчете даже малограмотным налогоплательщикам.
  4. Дешевыми, то есть налогоплательщику должно быть эко­номически выгодно их уплатить, а не уклониться от уплаты.

Расходы бюджета

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Для выявления роли многообразных бюджетных расхо­дов их классифицируют по определенным признакам:

  1. По роли в общественном производстве: они связаны с развитием государственной собственности, государственного сектора материального производства.
  2. По общественному назначению — отражают выполняемые государством функции: экономическую, социальную и оборонную.
  3. Отраслевая группировка расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление производственно-хозяйственного комплекса на отрасли и виды деятельности.

Основными задачами в области государственных расходов являются:

  • сокращение числа федеральных целевых программ;
  • сокращение расходов на оборонный комплекс;
  • снижение уровня дотаций отдельных отраслей;
  • усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Бюджетный дефицит и управление им

Бюджетный дефицит возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы.

Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляе­мое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита, оказывает также влияние увеличение или умень­шение остатков ликвидных финансовых средств у органов государственного управления.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны.