Античные первообразы права и их влияние на европейскую юриспруденцию

Культура Древней Греции – важнейший этап становления юридической науки. связан с переходом от мифологических представлений к философским, от образно-эмоцонального мышления к логико-понятийному анализу и зачаточным формам эмпирико-научного познания.

изначально политико-правовая мысль Древней Греции была мифологичной. Первые ростки политико-правовой мысли рождаются в поэмах Гомера и Гесиода. в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.) «Теогония» и «Труды и дни» проблемы правового устройства решаются посредством апелляции к мифологическому сюжету: от брака Зевса (олицетворения всего совершенного) и Фемиды (олицетворения вечного естественного порядка) рождаются дочери-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Дике охраняет естественно-божественную справедливость и карает неправду. Эвномия обозначает божественный характер начал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного устройства. Для поэм Гомера характерно превращение мифологических образов в обобщающие понятия, в частности Дике означает у него уже принцип вечной справедливости.

Гераклит (VI –V вв. до н.э.) определяет право как порождение всеобщего логоса – всеуправляющего разума. настаивает, что закон полиса имеет разумную природу, возникает в результате интеллектуального постижения логоса.

Переломный момент в развитии рационалистического понимания права – творчество софистов, выступивших в V в. до н.э. в период расцвета афинской демократии. Софистами – мудрецами называли в Древней Греции учителей политического красноречия, которые радикальным образом изменили представ-ления о праве и государстве.

1. софисты выступают с критикой идеи божественного происхождения права.

2 софисты выдвигают идею утилитаризма — обусловленности нравственных, правовых норм жизни общества человеческой пользой.

3. идея утилитаризма у софистов неразрывно связана с идеей релятивизма — относительности существующих нравственных и правовых норм, их изменчивости, текучести.

4. в толковании правовых норм софисты приближаются к антропоцентрическому пониманию права и государства, согласно кото-рому основным источником права и государства является человек.

Рационализация политико-правовых представлений в творчестве софистов связана, в первую очередь, с передачей права установления норм социальной жизни человеку. Определение человека как меры всех вещей (Протагор) открывала возможность рационального – аналитического, а не сакрального – апологетического отношения к существующему праву

вклад софистов в дело формирования юридической науки: они предложили деление права на естественное и позитивное; опираясь на естественно-правовую теорию заложили основания современной теории прав человека; с позиций естественного права обосновали аксиому правового равенства людей; обосновали факт разнообразия законов. Знание носило фрагментарный и во многом умозрительный характер.

Сократ (469– 399 гг. до н.э.) стоит у истоков традиции рационального понимания права. Идея тождества разумного, справедливого и законного. Утверждая, что править должны знающие, формулирует принцип компетентного правления.

Создателем целостной концептуальной системы знаний относительно государства и права является Платон (427–347 гг. до н.э.). В «Законах» Платон выдвигает ряд важных политико-правовых идей – создает классификацию форм правления государства в зависимости от количества правящих и их отношения к законам, вводит понятия «смешанной конституции» (форма государства) и «пропорционального равенства». учение Платона является философским.

Аристотеля часто называют основателем политической науки. трактат «Политика». в своих исследованиях права и государства Аристотель опирается на эмпирическую базу – в основу его исследования был положен сравнительный анализ действующих конституций. Аристотель преодолевает присущий Платону идеализм и дуализм в понимании государства и права. Государство — продукт естественного развития; отвечает самой природе человека, который есть существо социальное и политическое. Аристотель вплотную подходит к созданию науки о праве. создает понятия уравнивающей и распределяющей справедливости; осуществляет классификацию форм правления исходя из критерия количества правящих и служения интересам общего блага; разрабатывает проект идеальной формы правления – политии.