АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Общая характеристика Счетной палаты РФ.

Счетная палата Российской Федерации была образована в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» вступил в силу 14 января 1995 г. и определил ее как постоянно действующий независимый̆ орган государственного финансового контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности.

Миссия Счетной палаты – контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

Первым Председателем Счетной палаты стал Кармоков Хачим Мухамедович.

Первое заседание Коллегии Счетной палаты состоялось 18 апреля 1995 г.
Поиск эффективных методов работы позволил в 1998 г. возродить исторические традиции государственного финансового контроля России, проверить эффективность проводимой Коллегией Счетной палаты единой системы контроля за исполнением федерального бюджета, новых методов контрольной деятельности. В этом же году в рамках единой системы контроля был введен в практику Счетной палаты традиционно действовавший в России предварительный, документальный и последующий контроль.

С 19 апреля 2000 г. по 20 сентября 2013 г. обязанности Председателя Счетной палаты Российской Федерации исполнял Сергей Вадимович Степашин. Счетная палата принимала участие в совершенствовании бюджетного законодательства. Так, контрольное ведомство способствовало принятию поправок к Бюджетному кодексу Российской Федерации, направленных на формирование новой модели управления государственными финансами, основанной на программно-целевых методах бюджетного планирования.

С 20 сентября 2013 года Председателем Счетной палаты является Голикова Татьяна Алексеевна[10].

2.2. Анализ

Рассмотрим более подробно основные показатели деятельности Счетной палаты в 2015 – 2016 гг.

В условиях экономической ситуации 2015 года Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) уделяла особое внимание контролю за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; экспертизе законопроектов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов и поправок к ним, а также государственных программ. В связи с наличием широких полномочий и накопленного профессионального опыта Счетной палате были поручены важнейшие задачи по мониторингу исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года; реализации антикризисных мероприятий Правительства России; использования средств ФНБ, инвестированных в самоокупаемые инфраструктурные проекты, а также мониторинг госзакупок.

В отчетном периоде Счетной палатой проведено 322 контрольных и экспертно- аналитических мероприятия. Всего в 2015 году проведенными контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями было охвачено 259 объекта. По итогам проведенных контрольных мероприятий Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 300 представлений и 52 предписания Счетной палаты. В 2015 году инспекторами Счетной палаты возбуждено 299 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых, в том числе в 2015 году, за правонарушения, совершенные в финансово-бюджетной сфере, к административной ответственности привлечены 79 лиц. В органы прокуратуры, предварительного следствия, внутренних дел и государственной безопасности по решениям Коллегии Счетной палаты направлено 109 материалов по результатам проведенных контрольных мероприятий. По результатам рассмотрения материалов контрольных мероприятий Счетной палаты органами прокуратуры в целях устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации внесено компетентным должностным лицам 177 представлений, объявлено 28 предостережений о недопустимости нарушения закона, опротестовано 4 незаконных правовых акта, возбуждено 76 дел об административных правонарушениях, в целях защиты экономических интересов государства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах заявлено 6 исков. По результатам надзорных проверок, проведенных органами прокуратуры по материалам контрольной деятельности Счетной палаты, в отчетном периоде в порядке исполнения требований статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурорами в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании направлено 70 материалов, по результатам рассмотрения которых следователями возбуждено 27 уголовных дел, вынесено 14 процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела и по 32 материалам проведение процессуальных проверок в настоящее время не завершено. Всего по материалам контрольной деятельности Счетной палаты, направленным в отчетном периоде для принятия мер реагирования в связи с выявленными фактами нарушения уголовного законодательства, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, ФСБ России и МВД России возбуждено 40 уголовных дел. В 2015 году Счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно- аналитических мероприятий, необходимых для подготовки заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2016 год, на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2014 год, ежеквартальных оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2015 год. В целях реализации поставленных задач проведено 175 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Во исполнение задач, законодательно закрепленных за Счетной палатой и поставленных Президентом Российской Федерации, Счетная палата запланировала провести в 2016 году 388 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (в 2015 году проведено 322 мероприятия). Одна из основных задач Счетной палаты на 2016 год – тесное взаимодействие с регионами. В этой связи в плане работы на 2016 год особая роль отводится совместным проверкам с региональными контрольно-счетными органами. В 2016 году совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации будет проведено 28 мероприятий (в 2015 году – 7 мероприятий). Главными задачами по линии международной деятельности Счетной палаты в 2015 году были: использование международного опыта по повышению роли высших органов аудита в совершенствовании системы государственного управления; проведение совместных контрольных мероприятий, предусмотренных планами двустороннего сотрудничества Счетной палаты с высшими органами финансового контроля иностранных государств и в рамках организаций, их объединяющих; дальнейшее использование лучшего передового международного опыта в интересах совершенствования методики и стандартов аудиторской деятельности; расширение форматов сотрудничества и направлений взаимодействия в рамках аудиторского сообщества. Важной составляющей в работе Счетной палаты в 2016 году остается обеспечение методологического единства и повышение качества контрольной и экспертно-аналитической работы, оказание методической и методологической помощи при разработке стандартов внутреннего аудита с учетом передовой международной практики. [14]

В 2016 году Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) уделяла повышенное внимание мониторингу исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и реализации мероприятий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России, а также использованию средств Фонда национального благосостояния, инвестированных в самоокупаемые инфраструктурные проекты, перечень которых был утвержден Правительством Российской Федерации, и мониторингу государственных закупок. Приоритетные направления работы в 2016 году – контроль за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, экспертиза законопроектов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и поправок к ним, а также экспертиза государственных программ Российской Федерации. В отчетном периоде Счетной палатой проведено 321 контрольное и экспертно- аналитическое мероприятие Всего в 2016 году проведенными контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями было охвачено 321 объектов. По итогам проведенных контрольных мероприятий участникам бюджетного процесса направлено 376 представлений, 58 предписаний Счетной палаты, из которых по состоянию на отчетную дату выполнены полностью или не полностью 316. Кроме того, было направлено 476 информационных писем, в том числе Президенту Российской Федерации – 11, в Правительство Российской Федерации – 85. Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы составила 965,8 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в общем объеме выявленных нарушений приходится на нарушения при формировании и исполнении бюджетов, осуществлении государственных (муниципальных) закупок и ведении бухгалтерского учета. В ходе выполнения представлений Счетной палаты в федеральный бюджет возвращено 8 816,8 млн. рублей. В 2016 году инспекторами Счетной палаты возбуждено 411 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения к административной ответственности привлечены 234 лица, которыми в доход государства уплачены штрафы на сумму 33,3 млн. рублей. В органы прокуратуры, предварительного следствия, внутренних дел и государственной безопасности по результатам проведенных контрольных мероприятий направлен 131 материал. По результатам рассмотрения материалов контрольных мероприятий Счетной палаты органами прокуратуры Российской Федерации внесено 264 представления, объявлено 7 предостережений о недопустимости нарушения закона, опротестовано 4 незаконных правовых акта, возбуждено 112 дел об административных правонарушениях, в целях защиты экономических интересов государства в судах заявлено 368 исков. По результатам надзорных проверок, проведенных органами прокуратуры по материалам контрольной деятельности Счетной палаты, в порядке исполнения требований статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурорами в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании направлен 91 материал, по результатам возбуждено 32 уголовных дела, вынесено 4 процессуальных решения об отказе в возбуждении уголовного дела и по 55 материалам проведение процессуальных проверок в настоящее время не завершено. Органами предварительного следствия возбуждено 13 уголовных дел, 18 материалов контрольных мероприятий приобщены к материалам ранее возбужденных уголовных дел для использования в качестве доказательств в ходе досудебного производства, 14 материалов используются подразделениями ФСБ России и МВД России в оперативно-служебной деятельности. Всего в 2016 году по материалам контрольной деятельности Счетной палаты правоохранительными органами и органами государственной безопасности возбуждено 45 уголовных дел. В 2016 году Счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно- аналитических мероприятий, необходимых для подготовки заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2015 год, ежеквартальных оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2016 год. В целях реализации поставленных задач проведено 215 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В 2016 году Счетной палатой в рамках проведения контрольных и экспертно- аналитических мероприятий продолжена работа по контролю и анализу исполнения мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. По результатам выполнения задач, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в целом отмечается динамика позитивных изменений в таких наиболее значимых сферах, как здравоохранение, образование, культура, жилищно- коммунальное хозяйство. В 2016 году Счетной палатой в рамках аудита реализации госпрограмм осуществлен ряд контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в части проверки и анализа реализации отдельных мероприятий, достижения показателей госпрограмм. Осуществлялся ежемесячный мониторинг 40 госпрограмм, на основе которых сформирован Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год».   Проведена проверка и анализ формирования федерального бюджета в программном формате на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы. Главными целями международной деятельности в 2016 году являлись: повышение авторитета Счетной палаты в международном аудиторском сообществе; сохранение и повышение уровня и качества взаимодействия с ВОА зарубежных стран и международными аудиторскими организациями. В интересах реализации данных целей работа велась по следующим основным направлениям: обеспечение российского представительства на ключевых позициях в международных организациях и иных многосторонних объединениях ВОА; содействие процессам, нацеленным на укрепление авторитета России на мировой арене, недопущение его ослабления вследствие неблагоприятной международной обстановки и возникновения новых угроз национальной безопасности; участие в совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях с зарубежными ВОА, позволяющих максимально эффективно применить полученный международный опыт в проведении аудитов, а также поделиться своими знаниями и навыками в этой области; использование международного опыта по повышению роли ВОА в совершенствовании системы государственного управления; расширение форматов сотрудничества и направлений взаимодействия в рамках аудиторского сообщества. Во исполнение задач, законодательно закрепленных за Счетной палатой и поставленных Президентом Российской Федерации, Счетная палата запланировала провести в 2017 году 319 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий6 (в 2016 году проведено 321 мероприятие). Одной из первоочередных задач Счетная палата считает обеспечение и дальнейшее развитие аудита формирования и контроля исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, контроля за реализацией соглашений о разделе продукции, экспертизы проектов нормативных правовых актов. В рамках содействия реализации документов стратегического планирования Российской Федерации в 2017 году Счетная палата осуществит мониторинг и контроль разработки и реализации приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации: «Здравоохранение», «Образование», «Моногорода», «Безопасные и качественные дороги», «ЖКХ и городская среда», «Ипотека и арендное жилье», «Экология», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Производительность труда», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *