А. Шенберг. «Лунный Пьеро».

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (1874—1951) — австрийский, затем американский композитор, дирижёр, музыковед и художник-живописец, представитель музыкального направления экспрессионизма, родоначальник атональной музыки и 12-тоновой системы композиции (известной также как «додекафония» или «серийная техника»). Шёнберг был одним из наиболее влиятельных деятелей западной музыки XX века.В 1912 году Арнольд Шёнберг создал вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire») на стихи Альбера Жиро

«Если это искусство – значит, это не для всех; а если это для всех – значит, это не искусство», – писал Арнольд Шенберг. В 1912 году он создал свой знаменитый вокальный цикл «Лунный Пьеро», который стал квинтэссенцией музыки композитора атонального периода его творчества…

С одной стороны, цикл «Лунный Пьеро» восходит к романтической традиции Шуберта и Малера, но с другой, представляет собой яркий образец атонального творчества Шенберга начала XX века.

На создание этого произведения композитора сподвигла актриса Альбертина Цеме, которая в то время специализировалась на мелодекламации. В основу сочинения легли тексты бельгийского поэта Альбера Жиро из его сборника «Лунный Пьеро» (1884 г.), содержащего 50 ронделей. Тексты были взяты в переводе Отто Эриха Гартлебена.

Выбрав 21 стихотворение, Арнольд Шенберг скомпоновал их, отклоняясь от композиции сборника, чтобы создать новый идейный контекст, который нашел свое выражение в членении на три мелодрамы по семь номеров.

В предисловии Шенберг написал:

«Записанная нотами мелодия для голоса (кроме особо указанных исключений) не предназначена для пения. Перед исполнителем стоит задача сделать из нее мелодию речевого пения, не забывая о предписанной высоте звуков…».

Обращаясь к вокальному циклу Шенберга, авторы программы «Бал» размышляют об амбивалентности луны, проблеме человека и его подсознания, метафизическом беспокойстве и «людях лунного света», появившихся в искусстве на рубеже веков…

A. Шёнберг вошел в историю музыки XX в. как создатель додекафонной системыкомпозиции. Но значение и масштаб деятельности австрийского мастера не исчерпываются этим фактом. Шёнберг был разносторонне одаренной личностью. Он был блестящим педагогом, воспитавшим целую плеяду современных музыкантов, среди которых такие известные мастера, как А. Веберн и А. Берг (вместе со своим учителем они образовали так называемую додекафонной системы). Он был интересным художником-живописцем, другом О. Кокошки; его картины неоднократно появлялись на выставках и печатались в репродукциях в мюнхенском журнале «Голубой всадник» рядом с работами П. Сезанна, А. Матисса, В. Ван Гога, B. Кандинского, П. Пикассо. Шёнберг был литератором, поэтом и прозаиком, автором текстов многих своих сочинений. Но прежде всего он был композитором, оставившим значительное наследие, композитором, прошедшим очень трудный, но честный и бескомпромиссный путь.

Творчество Шёнберга тесно связано с музыкальным экспрессионизмом. Оно отмечено той напряженностью переживаний и остротой реакции на окружающий мир, которые характеризовали многих современных художников, творивших в атмосфере встревоженности, предчувствия и свершения страшных социальных катаклизмов (Шёнберга объединяла с ними и общая жизненная судьба — скитания, неустроенность, перспектива жить и умереть вдали от родины

Постромантический культ маски, рафинированная аффектация в стиле «трагического кабаре» ощущаются в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912) для женского голоса и инструментального ансамбля. В этом произведении Шёнберг впервые воплотил принцип так называемого речевого пения (Sprechgesang): сольная партия хотя и зафиксирована в партитуре нотами, но звуковысотный строй ее приблизителен — как в декламации. И «Ожидание» и «Лунный Пьеро» написаны в атональной манере, соответствующей новому, экстраординарному складу образов. Но знаменательно и различие между произведениями: оркестр-ансамбль с его скупыми, но дифференцированно выразительными красками отныне притягивает композитора больше, чем полный оркестровый состав позднеромантического типа.