Физическая культура как продукт и фактор социального развития человека.
Физическая культура – составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений в его создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенства человека.
В самом содержании физической культуры можно с некоторой успеваемостью выделить две основные стороны:
- во-первых, все то ценное, что создает и использует общество к качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально обеспечивающая сторона физической культуры);
- во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры).
Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир – мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом – зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.
Физическая культура – продукт развития определенных исторических условий.
Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:
- географической среды;
- условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил;
- экономических и социальных факторов.
Показателями состояния физической культуры в обществе являются:
-
- массовость;
-
- степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
-
- уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;
-
- уровень спортивных достижений;
-
- наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
-
- пропаганда физической культуры и спорта;
-
- степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
-
- состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.
В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания.
Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.
В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических воин. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.
В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом. Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам спорта.
На современном этапе главная социальная функция физического воспитания состоит в формировании физических совершенных, социально активных морально стойких здоровых людей.