Затворы

Затвор — промышленная трубопроводная арматура, в которой запираю­

щий или регулирующий элемент имеет форму диска, поворачивающегося

вокруг оси, перпендикулярной или расположенной под углом к направлению

потока рабочей среды. Наиболее часто затворы применяются при больших

диаметрах трубопроводов, малых давлениях среды и пониженных требова­

ниях к герметичности рабочего органа.

Конструктивно дисковый затвор представляет собой короткий цилин­

дрический корпус, через который протекает рабочая среда. Внутри корпу­

са расположена подвижная часть — запирающий элемент, имеющий форму

диска, который может перекрывать проход рабочей среде через кольцевое

седло в корпусе, прижимаясь к его уплотнительной поверхности, путем по­

ворота (как правило на 90°) вокруг оси, перпендикулярной направлению по­

тока среды. При этом ось вращения диска может являться его собственной

осью (осевые дисковые затворы) или же не совпадать с осью (эксцентрико­

вые дисковые затворы). В зависимости от конструкции диска и способа его

перемещения затворы подразделяются на эксцентриковые (обычные затво­

ры, ось вращения диска совмещена с центром диска и трубопровода), двух­

эксцентриковые (ось вращения диска смещена относительно центра диска и

оси уплотнения, а также относительно центра трубопровода), трех­ и четы­

рехэксцентриковые (три или четыре смещения диска).

Рассмотрим

устройство

затвора

поворотного

дискового

на

примере

ДТ­50 (стр. 315) — затвора с мягким

уплотнением

седлового

типа.

Затвор

поворотный дисковый состоит из корпуса,

диска с проходным штоком и уплотнения.

Уплотнение

охватывает

внутреннюю

поверхность корпуса затвора со стороны

рабочей среды, а также шток и торцы затвора,

образуя внешнее уплотнительное кольцо.

Благодаря

этому

исключается

контакт

рабочей среды с корпусом затвора и отпадает

необходимость установки уплотнительных

прокладок между фланцами. В результате

рабочая

среда

контактирует

только

с

материалом уплотнения и диском затвора.

Герметичность затвора при его закрытии

обеспечивается за счет упругой деформации

материала седла по кромке и торцам диска.

Уплотнения

затворов

изготавливаются

из

современных

высококачественных

полимерных

материалов,

таких

как

EPDM, BUNA­N, Viton и Silicone. Основные

характеристики эластомерных уплотнений

указаны в таб. на стр. 181.

Пружинное кольцо

блокировки

Стопорное кольцо

Вкладыш

подшипника

Уплотнение

шпинделя

(нитрил)

Шток

Корпус

Седло

Диск

www.gazovik.ru

Глава 3. Арматура трубопроводная промышленная

3

193

Затворы изготавливаются с разными типами присоединения: межфлан­

цевым, фланцевым и приварным; по специальному заказу могут быть изго­

товлены с одним фланцем. Управление затворами может осуществляться

вручную, с использованием редуктора, а также электро­ или пневмопривода.

Корпус затворов может быть как разборный, так и неразборный. Разбор­

ный корпус позволяет осуществлять замену в случае необходимости диска

и уплотнений. Основные материалы, из которых изготавливаются затворы:

чугун (серый, ковкий, высокопрочный), сталь (углеродистая, легированная,

нержавеющая), бронза. Уплотнение в затворах бывает как мягкое, так и ме­

талл по металлу.

Основными достоинствами затворов являются: малые габаритные раз­

меры и масса, малое время открытия и закрытия, незначительное гидрав­

лическое сопротивление, возможность плавного регулирования расхода,

простота конструкции, отстуствие в проточной части «застойных зон», малое

число деталей и относительно низкая стоимость.

К типичным недостаткам можно отнести: большие крутящие моменты

для управления затворами больших диаметров (при ручном управлении это

влечет за собой необходимость установки редуктора), в открытом состоя­

нии диск располагается в проходе корпуса (что ухудшает гидравлические

характеристики и делает затрудненной очистку трубопровода при помощи

механических устройств), сложности с получением расчетных пропускных

характеристик при использовании в качестве регулирующей заслонки, а так­

же возможность возникновения гидроудара в случае быстрого открытия за­

твора либо в конце хода.

Диапазон применения: ДУ от 40 до 2800, РУ от 0,01 до 2,5МПа, температу­

ра рабочей среды — от –40 до +420 °C.

Основные параметры затворов указаны в ГОСТ 12521­89.

Затвор «МЕТАРОССА» серии НР с редуктором (стр. 304)

газовик.рф

194

Клапаны

Клапан (вентиль) — промышленная трубопроводная арматура, в кото­

рой тарельчатый (золотниковый) или конический (игольчатый) запирающий

элемент (затвор) возвратно­поступательным движением перемещается па­

раллельно оси потока рабочей среды. Клапаны (вентили) применяются для

полного перекрытия потока в трубопроводах относительно небольших диа­

метров (до 300 мм).

По конструкции корпуса и расположению на трубопроводе запорные

клапаны различаются на проходные (направление потока среды на входе и

выходе одинаковое, но поток среды в корпусе делает как минимум два по­

ворота на 90)°, угловые (поток делает один поворот на 90°, ставятся на по­

воротных участках трубопроводов) и прямоточные (направление потока со­

храняется, но ось шпинделя расположена не перпендикулярно, а наклонно к

оси прохода).

По способу герметизации подвижного соединения шпиндель (шток)—

крышка, клапаны делятся на сальниковые, сильфонные и мембранные (диа­

фрагмовые).

Конструкция клапанов во многом схожа с конструкцией задвижек, но

принципиальное ее отличие в том, что перемещение затвора совпадает с

осью перемещения потока среды, а не перпендикулярно ему, что дает кла­

панам ряд преимуществ перед задвижками.

К достоинствам клапанов можно отнести следующие: простая конструк­

ция (обеспечивает хорошую герметизацию в запорном органе и облегчает

техническое обслуживание и ремонт); малый ход затвора для полного от­

крытия/закрытия (соответственно, малая строительная высота и масса, не­

высокая цена); при закрытии и открытии клапана практически исключается

трение уплотнения затвора о седло, что

существенно уменьшает износ уплотни­

тельных поверхностей.

К недостаткам клапанов (вентилей)

можно отнести высокое (по сравнению

с шаровыми кранами и задвижками) ги­

дравлическое сопротивление, ограниче­

ние пределов применения по диаметру,

наличие в большинстве конструкций за­

стойных зон, в которых скапливаются ме­

ханические примеси из рабочей среды,

что приводит к интенсификации процес­

сов коррозии в корпусе арматуры.

Основные параметры клапанов указа­

ны в ГОСТ 5761­2005.

Клапан предохранительно­запорный

электромагнитный газовый КПЭГ