Запорные краны

Для газа и нефтепродуктов при повышенных давлениях применяются запорные краны специальных конструкций.

Чугунные и бронзовые краны обычных конструкций предназначаются для воды, нефти и масла, применяются для газа при низких давлениях (до 4 кГ/см кв) при тщательной притирке и до давления соответствующего условному).

Простые поворотные (пробковые)  краны подразделяются на сальниковые  натяжные и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).

Сальниковые краны обеспечивают более надежную герметичность, чем натяжные, но со временем сальниковое уплотнение высыхает. Что приводит к утечкам газа. Такие краны требуют более тщательного обслуживания. Краны имеют указатели положения «Открыто», «Закрыто», а также ограничитель поворота пробки.

В натяжных кранах взаимное притяжение уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженной шайбой. Герметичная работа натяжных кранов обеспечивается плотно прилегающей к торцовой поверхности корпуса шайбой.

Для создания натяжения  пробки конец её конической части не должен доходить до шайбы на 2..3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса имеет цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать её ниже, натягивая гайку хвостовика, тем самым обеспечивая плотность.

На подземных газопроводах удобнее обслуживать краны с принудительной смазкой. Герметизация в кране достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением.

Краны различаются по материалу, способу уплотнения, рабочему давлению, размерам, конструкции присоединительного устройства.

Широко применяются краны из латуни и бронзы, обладающие высокими механическими и антикоррозионными свойствами; их устанавливают на газопроводах небольших диаметров, например на отводах к газовым приборам.

Вентили, как и пробковые краны, используются на вспомогательных линиях (таблица 13) Они отличаются простотой конструкции и обеспечивают хорошую герметичность при закрытом положении затвора.

Запорные задвижки.

Наиболее распространенным видом запорной арматуры являются задвижки, в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Это достигается вращением шпинделя.

Запорные задвижки, как и запорные краны, характеризуются небольшим коэффициентом гидравлического сопротивления и поэтому широко могут применяться на газопроводах. В задвижках трудно обеспечить в течение длительного времени герметичность затворного соединения. В результате трения затвора о седло при больших удельных давлениях поверхности этих деталей быстро изнашиваются, в результате чего нарушается герметичность.

Устранение указанных недостатков связано с большими трудностями. Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. Для этого задвижку следует устанавливать в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен.

На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах из сборного железобетона или красного кирпича.

Для газопровода с давлением до 0,6 Мпа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов с давлением более 0,6 Мпа – из стали.

На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли. В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны.