Задвижки с составным клином
Чаще всего эти задвижки называют двухдисковыми. Как правило, применяются они тогда, когда требуется весьма высокая степень герметичности затвора при закрытом положении задвижки. Поэтому применяют подобные конструкции в весьма ответственных случаях (когда по требованиям технологического процесса пропуск среды через затвор исключен).
Несмотря на сложность конструкции и, следовательно, высокую стоимость, а также нежесткий затвор, эти задвижки имеют явные преимущества перед другими типами задвижек: незначительный износ уплотнительных поверхностей затвора и седел; высокая герметизация прохода в закрытом положении; меньшее усилие привода, необходимое для закрытия задвижки.
Рис. 13.9. Задвижка с составным клином и выдвижным шпинделем:
1-внутренний диск; 2-диск; 3-подпятник; 4-шпиндель; 5-обойма; 6-седло; 7-разжимной грибок; 8-корпус.
Обычно затвор в задвижках подобного типа состоит из двух плоских дисков, между которыми закладывается разжимной элемент, выполненный в виде шара или грибка, иногда связанный со шпинделем Сила. уплотнения обеспечивается составляющими усилиями привода, нормальными к внутренним поверхностям дисков и приложенными в точке или по линии касания рабочей поверхности разжимного элемента и внутренних поверхностей дисков.
Однако в двухдисковых задвижках предъявляются повышенные требования к величине люфта в резьбовой системе ходовая гайка—шпиндель, так как от нее существенно зависит надежность герметичного перекрытия прохода.
Затвор задвижки с составным клином (рис. 13.9) состоит из двух дисков 2, между которыми размещен разжимной элемент 7, выполненный в виде грибка с шаровой поверхностью. Грибок упирается в подпятник 3, закрепленный на другом диске. Во избежание распада диски при открывания про хода размещают в обойме 5. Усилие от шпинделя 4 передается при помощи внутреннего нажатия диска 1.
Часто встречаются конструкции без подпятника. При этом грибок 5 (рис. 13.10) сферическим концом упирается во внутреннюю поверхность одного из дисков 1. Усилие от привода передается через обойму 3 на внутренний диск 4. При движении шпинделя из открытого положения в закрытое диски не разжимаются и трение между седлами и затвором отсутствует. В момент касания нижних кромок дисков с седлами усилие привода передается на разжимной элемент и проход герметизируется. Необходимо отметить, что выпускаемые промышленностью задвижки с составным клином имеют только выдвижной шпиндель.
Отсутствие трения уплотнительных поверхностей на всем пути движения затвора позволяет в двухдисковых задвижках уплотнить проход с помощью эластичных колец, смонтированных на дисках затвора.
Рис. 13.10. Задвижка с составным клином:
1-диски; 2-уплотнительное кольцо; 3—обойма; 4-внутренний диск; 5-грибок