Задержка в развитие

Задержка моторного развития проявляется в том, что ребенок вовремя и самостоятельно:

— не начинает удерживать головку в вертикальном положении (1-й мес. жизни)

— переворачиваться (4-5 мес.)

— ползать (5-6 мес.)

— садиться (6 мес.)

— ходить (10-12 мес.) 

Задержка психического развития проявляется в том, что ребенок вовремя не начинает:

— смотреть на маму и улыбаться ей (2-й мес. жизни)

— "гулить" (3 мес.)

— четко различать «своих и чужих» (5-6 мес.)

— самостоятельно играть простыми игрушками (8-9 мес.)

— "лепетать" (10-11 мес.)

Задержка психомоторного развития довольно часто встречается в медицинских картах детей.

Причины — могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Предрасполагающих факторов — генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения.

Можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

1.Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с ЗПР эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.

2.Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

3.Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.

4.Отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

5.Проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Др. особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.

Профилактика: Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет.

— в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка.

— необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным прописать лекарства, не стоит пренебрегать его рекомендациями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *