Воспитательные аспекты школьного курса биологии: экологическое, гигиеническое, половое воспитание и способы его осуществления.

 Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках биологии. Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах:

  •  научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде);

  •  ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека);

  •  нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);

  •  деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).

 М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и И.Н. Лернер отмечают четыре компонента экологического воспитания:

  •  — систему знаний о природе, обществе, о результатах взаимодействия общества и природы;

  •  — опыт творческой деятельности по охране природной среды;

  •  — систему общих познавательных и практических навыков и умений природоохранного плана;

  •  — систему норм, проявляющихся в оценочно-эмоциональном отношении к природной среде на основе общечеловеческой морали.

 Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

 На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

 На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

 На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.

 Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического воспитания на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического воспитания на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

 Начальная школа (I-IV классы): у младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

 В настоящее время половое воспитание учащихся выступает как комплексная проблема. Половое воспитание — это система воспитательной и просветительской работы в целях формирования полового поведения, отвечающего нормам общества, и подготовки к семейной жизни.

 В современных условиях основные и общие задачи школы по половому воспитанию заключаются в формировании полоролевой идентификации мужского и женского поведения, становлении психосексуальной и нравственной культуры поведения в соответствии с общественными нормами и, наконец, в постепенной подготовке к ответственному семейному делу и родительству. Решая эти задачи, школа должна обучать и просвещать, а самое главное воспитывать, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение учащихся.

 В школьных условиях вопросы полового воспитания можно рассмотреть при изучении разных предметов и во время внеклассной работы учащихся. Для этого учителю биологии важно иметь представление о трех аспектах полового воспитания учащихся — медико-генетическом, просветительском и нравственно-этическом.

 Первый аспект отражает материал о предупреждении ранней половой жизни и беременности, профилактике заболеваний, передающихся половым путем.

 Второй аспект связан с выработкой линии поведения человека по отношению к лицам противоположного пола и невозможности поступков, противоречащих моральным устоям общества.

 Третий аспект является ведущим. Его основой выступает формирование поведения на нравственной основе. При этом наблюдается некоторая оторванность решения вопроса полового воспитания учащихся от физиологического его содержания.

 При изучении школьной биологии половое воспитание важно рассматривать как составную часть нравственного, санитарно-гигиенического и эстетического воспитания. Разные разделы школьной биологии имеют определенные потенциальные возможности для решения проблемы полового воспитания учащихся.

 Изучая раздел «Растения», можно акцентировать внимание учащихся на способах размножения и сущности оплодотворения у цветковых растений. Раздел «Животные» позволяет анализировать материал о строении половых клеток, их функционировании, способах размножения животных и ухаживания за потомством. Наибольшие возможности для полового воспитания имеет раздел «Человек и его здоровье». При изучении материала о развитии человеческого организма целесообразно актуализировать содержания вопросов о биологическом значении размножения, способах размножения растений и животных, половых клетках и сущности оплодотворения, а также о развитии зародыша человека. Эти вопросы должны обсуждаться во взаимосвязи с предшествующими разделами.

 При изучении в теме «Высшая нервная деятельность» вопросов гигиены физического и умственного труда, режима труда и отдыха важно рассказать учащимся о факторах, способствующих нормальному функционированию центральной нервной системы, сохранению здоровья и поддержанию высокой работоспособности человека. К этим факторам относятся полезные привычки, соблюдение правил гигиены учебного труда, правильный режим дня и т.д.

 Сначала следует раскрыть понятие «привычка», объяснив, что это действие, постоянное осуществление которого стало потребностью. Наличие полезных привычек раскрепощает человека, делает его более свободным, так как необходимые действия совершаются им как бы по себе, без усилия и специальной затраты внимания. В качестве примеров полезных привычек можно назвать привычку доводить начатое до конца, привычку четко соблюдать распорядок дня, привычку ценить время и др. Отсутствие полезных привычек может рассматриваться как вредные привычки, например, привычка собираться в последнюю минуту, привычка разбрасывать свои вещи и т.д, Это пассивные вредные привычки. Но есть и активные вредные привычки: например, привычка громко разговаривать, привычка хлопать дверью, привычка перебивать говорящего, не дослушав его, и т. д. Среди вредных привычек есть и такие, которые наносят особенно большой вред человеку, вред его организму и психике. Это употребление алкоголя и курение. Поэтому их называют пагубными пристрастиями. Чтобы помочь школьникам выработать в себе полезные привычки и сознательно бороться с вредными привычками, следует познакомить их с научными основами гигиены учебного труда, отдыха, сна. Для этого целесообразно в учебный материал курса анатомии, физиологии и гигиены человека включить ряд материалов гигиенического характера.

 Гигиена учебного труда. В отличие от занятий в школе, режим приготовления уроков дома не может быть проконтролирован учителем, а родители не всегда знают, как лучше организовать домашние занятия. В связи с этим следует на одном из уроков выяснить в беседе, как учащиеся выполняют дома задания, а затем, обобщив ответы учащихся, подробно разъяснить им основные правила гигиены учебного труда при выполнении домашних заданий.

 Гигиена сна. Важно рассказать школьникам, что сон дает отдых центральной нервной системе, а поэтому он должен быть спокойным и глубоким. Это в значительной степени зависит от ряда условий, которые следует выполнять.

 Учителю следует подчеркнуть, что курение и употребление алкоголя — пагубное пристрастие.