Внутриутробная пневмония
Госпитальная пневмония — острое инфекционное заболевание преимущественно бактериальной природы, с очаговым поражением респираторных отделов лёгких, развитием внутриальвеолярной экссудации, дыхательных расстройств, а также инфильтративными изменениями на рентгенограммах легких, возникшее через 3—4 сут после поступления ребёнка в стационар или в течение 3—5 сут после выписки из него
Классификация:
1.Вентилятор-неассоциированная, или просто госпитальная пневмония.
2.Вентилятор-ассоциированная пневмония (ВАЛ) возникает на фоне искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ):
-ранняя — развивается в первые 3 сут;
-поздняя — в более отдалённые сроки.
ЭТИОЛОГИЯ заболевания — Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis, Klebsiella pneumoniae; реже обнаруживают Streptococcus pneumoniae (в первом случае) и Pneumocystis carinii (во втором)
Факторы риска развития госпитальной пневмонии у детей
1. Возраст госпитализированных — младше 6 мес, особенно недоношенные.
2. Врождённые инфекции, особенно вирусные.
3. Врождённые пороки развития, особенно сердца и лёгких.
4. Длительная иммуносупрессивная терапия (глюкокортикоиды, нестероидные противовоспалительные 5.препараты и цитостати- ки).
6.Нервномышечная блокада.
7.Онкогематологические заболевания.
8.Первичный и вторичный иммунодефицит.
9.Проведение ИВЛ.
10.Развитие критического состояния на фоне основного заболевания.
11.Помимо вышеперечисленного, у новорождённых важное значение имеют также:
— недоношенность, особенно глубокая;
— нарушение сердечно-лёгочной адаптации;
— пневмопатии;
— синдром дыхательных расстройств;
— тяжёлая гипоксия.
Клиника: одышка, кашель, повышение температуры тела, нарушение общего состояния и симптомы интоксикации. Таким образом, пневмонию предполагают, если у ребёнка, находящегося в стационаре, появляются кашель и/или одышка, особенно в сочетании с втяжением податливых мест грудной клетки (у детей младше 3 мес частота дыхательных движений более 60 в минуту; младше года — более 50; младше 5 лет — более 40 в минуту); температура тела выше 38 °С дольше 3 сут.
Физикальном обследовании особое внимание обращают на их выявление:
— укорочение (притупление) перкуторного звука над поражённым участком лёгкого;
— локальное бронхиальное дыхание, звучные мелкопузырчатые хрипы или крепитация на вдохе;
— усиление бронхофонии и голосового дрожания (у детей старшего возраста и подростков).
ЛЕЧЕНИЕ
Режим. Постельный у ребенка старше года на весь лихорадочный период, частые проветривания комнаты. При легком течении пневмонии питание ребенка должно соответствовать возрасту, количество жидкости в сутки: а) для детей до года 140-150 мл/кг; б) старше года — к пищевому рациону + морсы, оралит, регидрон. При тяжелом течении объем пищи 50-60% от должного с допаиванием до нормального объема овощными отварами, оралитом.
Антибиотикотерапия.
Детям первого полугодия — ампиокс, цефалоспорины. Детям старше 6 мес. — пенициллиновый ряд, откашливающая терапия, витаминотерапия (А,Е,С,В1, В6), отвлекающая терапия, физиотерапия (соляно-щелочные ингаляции, при снижении температуры ДМВ на грудную клетку, парафиновые аппликации), ЛФК, массаж грудной клетки.
Показания к инфузионной терапии:
- выраженный токсикоз и эксикоз, нейротоксикоз;
- угроза ДВС;
- выраженные метаболические сдвиги;
- выраженный обструктивный синдром.
При токсикозе I степени и гиперкоагуляции используются растворы (реополиглюкин, плазма, альбумин, 10% раствор глюкозы). Объем жидкости внутривенно равен 30% от рассчитанной суточной водной нагрузки. При токсикозе II степени и коагулопатии потребление к растворам добавляется эритроцитарная масса, а объем инфузионной терапии равняется 50% от рассчитанного объема (1/2 от физиологической потребности и продолжающихся физиологических потерь). При III степени токсикоза — альбумин нельзя использовать, а к базисным растворам добавляется антигемофильная плазма. Суточный объем жидкости составляет 1/3 физиологической потребности и продолжающихся физиологических потерь и полностью вводится внутривенно.
Пневмонии в раннем возрасте дифференцируют с бронхитом, бронхиолитом, затяжной сердечной недостаточностью
2.Становление статических и динамических показателей
10 дней: держит в поле зрения движущийся предмет, вздрагивает при силбном звуке.
1 месяц: первая улыбка, прислушивается к голосу, пытается поднять голову, издает отдельные звуки.
2 месяца: быстро отвечает улыбкой, прислушивается, сосредоточен на другом ребенке, удерживает голову (5 сек), отдельные звуки.
3 месяца: комплекс оживления,удерживает голову, лежит опираясь на предплечья.
4 месяца: узнает мать,хватает игрушку рядом, гулит.
5 месяцев:отличает свой-чужой, сам переворачивается, стоит при поддержке подмышки, различает интонации голоса, ест из ложки.
6 мес. Реагирует на свое имя, сам берет игрушки, пытается ползать, произносит слоги, пьет из чашки.
7мес. Хорошо ползает, играет активно игрушками, подолгу лепечет.
8 мес. Подражает действиям взрослых, сам садится, сам встает, выполняет простые просьбы, ест корочку хлеба.
9 мес. Плясовые движения под музыку, играет с ребенком, ходит держась за край, знает имя, знает «где?».
10 мес. Идет вперед держась за руки, лепет, по просьбе ищет знакомые предметы.
11 мес. Избирательное отношение к детям, сам стоит, первые слова, новые действия с игрушками, самостоятельные шаги.
12 мес. Ходит сам, играет с детьми активно, выполняет поручения, 5- 10 слов, держит чашку.