ТРУБОПРОВОДНЫЕ КРАНЫ
Кран – промышленная трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган имеет форму тела вращения или части тела вращения, который поворачивается вокруг собственной оси, произвольно расположенной к направлению потока рабочей среды (ГОСТ 24856-81).
Кран состоит из двух основных деталей: неподвижного корпуса и вращающейся пробки с отверстием для пропуска потока (затвора). При перекрытии потока затвор поворачивается вокруг своей оси, которая перпендикулярна оси потока среды. Если пробка крана повернута так, что ось отверстия совпадает с осью трубопровода, то кран находится в открытом положении и поток может протекать через отверстие. Если же пробку повернуть на 90°, то ось отверстия установиться, перпендикулярно оси трубопровода и кран будет закрыт. Таким образом, для того, чтобы открыть или закрыть кран, требуется совершить всего один поворот пробки на 90°. Поэтому краны, как правило, снабжают не маховиком, а рукояткой.
Отличительная особенность кранов – простота конструкции, компактность, малое сопротивление проточной части, сравнительно небольшие размеры по высоте, надежность в работе, быстродействие кранов по сравнению с другими видами запорной арматуры.
В зависимости от геометрической формы уплотнительных поверхностей затвора (пробки) и корпуса краны разделяются на три основные типа:
- конусные (конические) пробковые;
- цилиндрические пробковые;
- шаровые (или со сферическим затвором).
Помимо формы затвора краны классифицируются:
- по способу создания удельного давления на уплотнительных поверхностях;
- по форме окна прохода пробки;
- по числу проходов;
- по наличию или отсутствию сужения прохода;
- по типу управления и привода;
- по материалу уплотнительных поверхностей;
- по направлению потока (проходные, угловые);
- по числу рабочих положений пробки (многоходовые).
Многоходовые краны имеют запорный элемент, направляющий поток в несколько трубопроводов. В зависимости от формы отверстий на пробке краны могут выполнять различные функции.
Краны изготавливают из цветных металлов (бронзы и латуни), серого чугуна, высококремнистого чугуна, нержавеющих сталей, керамики, стекла, фарфора, пластмасс, графита. Чаще краны изготавливают из цветных металлов, так как требуется высокое качество обработки поверхности корпуса и пробки. Кроме того, цветные металлы меньше подвержены коррозии, что снижает возможность «прикипания» затвора (пробки).
Краны присоединяется к трубопроводу с помощью фланцев (фланцевые), с помощью резьбы (муфтовые краны с резь6ой на концах), либо сваркой