Территориальное сводное финансовое планирование

Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, О.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в 1978 г. в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного, районного и городского уровней. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города)  сводного финансового баланса;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей:

Доходы Расходы
1. Прибыль 1. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий), в том числе:

за счет средств федерального бюджета;

за счет средств региональных и местных бюджетов;

за счет прочих источников

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы 2. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
3. Подоходный налог с физических лиц 3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений), из них:

народное образование, профессиональная подготовка кадров;

культура, искусство и средства массовой информации;

здравоохранение и физкультура;

социальное обеспечение;

государственные пособия и компенсационные выплаты населению

4. Налоги на имущество 4. Расходы на содержание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности 5. Расходы на научно-исследовательские работы (без капитальных вложений)
6. Ресурсные платежи 6. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений)
7. Региональные и местные налоги 7. Расходы на содержание органов государственной власти и управления (без капитальных вложений)
8. Амортизационные отчисления 8. Текущие расходы на целевые программы, в том числе:

региональные;

местные

9. Средства для образования государственных и других специальных бюджетных и внебюджетных фондов – всего

в том числе:

Пенсионного фонда

Фонда социального страхования Фонда страховой медицины

Фонда занятости населения

Дорожных фондов

Экологических фондов

Муниципальных фондов

9. Резервные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
10. Прочие налоги и доходы 10. Погашение долгосрочных кредитов, выданных на капитальные вложения
11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений 11. Прочие расходы
Итого доходов:

Средства, выделяемые:

1. Из вышестоящих бюджетов, в том числе:

дотации и субвенции

средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов

средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

2. Из государственных и муниципальных внебюджетных фондов

Всего доходов

Итого расходов:

Взносы средств:

1. В вышестоящие бюджеты – всего,

в том числе:

налог на добавленную стоимость

акцизы

налог на прибыль

подоходный налог с физических лиц

прочие

2. Отчисления в государственные и другие специальные бюджетные и внебюджетные фонды

 

 

Всего расходов и использования средств

 

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

— достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

— точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

— сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

— повысить качество бюджетного планирования;

— скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

— концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;

— изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

— наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

— осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

— активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

— добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.