Территориальное сводное финансовое планирование
Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.
Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, О.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.
Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в 1978 г. в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного, районного и городского уровней. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.
Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:
1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса;
3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;
Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей:
Доходы | Расходы |
1. Прибыль |
1. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий), в том числе:
за счет средств федерального бюджета; за счет средств региональных и местных бюджетов; за счет прочих источников |
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы | 2. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации |
3. Подоходный налог с физических лиц |
3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений), из них:
народное образование, профессиональная подготовка кадров; культура, искусство и средства массовой информации; здравоохранение и физкультура; социальное обеспечение; государственные пособия и компенсационные выплаты населению |
4. Налоги на имущество | 4. Расходы на содержание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложений) |
5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности | 5. Расходы на научно-исследовательские работы (без капитальных вложений) |
6. Ресурсные платежи | 6. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений) |
7. Региональные и местные налоги | 7. Расходы на содержание органов государственной власти и управления (без капитальных вложений) |
8. Амортизационные отчисления |
8. Текущие расходы на целевые программы, в том числе:
региональные; местные |
9. Средства для образования государственных и других специальных бюджетных и внебюджетных фондов – всего
в том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхования Фонда страховой медицины Фонда занятости населения Дорожных фондов Экологических фондов Муниципальных фондов |
9. Резервные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
10. Прочие налоги и доходы | 10. Погашение долгосрочных кредитов, выданных на капитальные вложения |
11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений | 11. Прочие расходы |
Итого доходов:
Средства, выделяемые: 1. Из вышестоящих бюджетов, в том числе: дотации и субвенции средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 2. Из государственных и муниципальных внебюджетных фондов Всего доходов |
Итого расходов:
Взносы средств: 1. В вышестоящие бюджеты – всего, в том числе: налог на добавленную стоимость акцизы налог на прибыль подоходный налог с физических лиц прочие 2. Отчисления в государственные и другие специальные бюджетные и внебюджетные фонды
Всего расходов и использования средств |
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
— достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
— точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
— сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
— повысить качество бюджетного планирования;
— скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
— концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;
— изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
— наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
— осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
— активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
— добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.