Тенденции развития ИТ

 Развитие ИТ можно рассматривать с позиции совершенствования технических средств и создания прикладных программных продуктов, ориентируемых на решение определенных классов задач. Перечислим важнейшие этапы развития современных ИТ, обусловленные совершенствованием технических средств.

 Период с конца 1950-х до начала 1960-х годов характеризуется появлением и применением для решения отдельных расчетных задач (главным образом инженерных) ЭВМ первого и второго поколений.

 С 1960-х до начала 1970-х годов значительно расширяются возможности ЭВМ, создаются ИТ в виде вычислительных систем сбора и обработки данных.

 В начале 1970-х годов на базе ЭВМ третьего поколения появились автоматизированные системы управления (АСУ) деятельностью предприятия, т. е. ИТ стали выполнять функции централизованной автоматизированной обработки информации в условиях вычислительных центров коллективного пользования.

 В конце 1970-х годов стали распространяться персональные компьютеры (ПК), открывшие широкий доступ для автоматизации многих процессов человеческой деятельности, к созданию ИТ с диалоговым режимом работы.

 Начиная с 1980-х годов развивается тенденция децентрализованной обработки данных, решения задач в многопользовательском режиме, получило широкое развитие АСУТП, САПР, отраслевых и общегосударственных АСУ. Появились ИТ, использующие удаленный доступ к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ, ИТ стали применяться для испытания сложных объектов, в экономике и других областях.

 Появление сетевого оборудования, включая стремительное развитие Интернета, привело к значительному расширению круга решаемых задач, в том числе к комплексному решению экономических задач, созданию широкого спектра приложений и сетевых информационных структур, развитию интерактивного взаимодействия пользователя при эксплуатации вычислительной техники и реализации интеллектуального человеко-машинного интерфейса, созданию систем поддержки принятия решений и информационно-справочных систем.

 В начале 21 века стало быстро развиваться направление сетевых ИТ, в том числе электронная почта, Web-технологии и др. Дальнейшее совершенствование компьютерной техники привело к появлению новых направлений: беспроводных технологий (Bluetooth, Wi-Fi, WiMax), встроенных телекоммуникационных систем (Embedded-System, Mini-Web-Server), GRID-технологии (информационные базы данных глобальных ресурсов), интеллектуальных информационных систем и др. Этапы развития ИТ как прикладных программных продуктов соответствовали возрастающим возможностям вычислительной техники и росту массовости их применения.

 На первом этапе в большинстве случаев программы разрабатывались отдельно для каждой задачи. Затем начали создавать библиотеки подпрограмм для каждого класса ЭВМ. Они в основном решали наиболее часто встречаю-щиеся математические задачи, например поиск решения систем уравнений, определение экстремума, обработка экспериментальных данных и т д.

 Второй этап характеризовался созданием сложных программных продуктов — различных автоматизированных систем управления (АСУ) предприятиями (АСУП), технологическими процессами (АСУТП), автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), САПР и т. п. Эти программные средства разрабатывались в основном для конкретных предприятий, были малоуниверсальными и устаревали при смене поколения ЭВМ.

 На третьем этапе с появлением персональных компьютеров началось интенсивное создание пакетов прикладных программ (ППП) как общего пользования, так и специализированных. Именно в это время стали широко использоваться системы CAD/CAM/ CAE (ComputerAidedDesign / ComputerAidedManufacturing / ComputerAidedEngineering — автоматизированные системы проектирования, технологической подготовки и управления производственными процессами), отвечающие международным стандартам. Особенностью третьего этапа было то, что специализированное программное обеспечение разрабатывалось для отдельных процессов жизненного цикла продукта, в частности для его проектирования, технологии производства и т. п.

 На четвертом этапе стали создаваться программные комплексы, охватывающие весь жизненный цикл продукта от планирования до утилизации. Это системы типа MRPII, ERP, CRM и др. Дальнейшее развитие прикладных программных средств идет в направлении их использования в сетевых технологиях, совместного применения программ, созданных на различных языках высокого уровня, обеспечения требуемого уровня защиты информации.

 В последние годы создание новых версий ППП,идет очень высокими темпами. Каждый год они обновляются. Программное обеспечение современных ИТ обычно создается как система-конструктор (или трансформер). Такие системы обеспечивают возможность решения специфических для пользователя задач, учитывать их узкоспециализированность и уникальность. Они дают возможность непрерывного внесения изменений в систему (доработка, настройка на специфические и уникальные задачи управления и т. п.) собственными силами потребителей для адаптации системы к специфическим и уникальным задачам управления. Все это позволяет увеличить жизненный цикл программного продукта до десятков лет. Примерами таких систем являются OracleApplications, SAP R/3 и др.

 В настоящее время развитие ИТ отражает эволюционные изменения в производственных отношениях, которые характеризуются следующими проявлениями. Во-первых, наблюдается тенденция стирания границ между организациями, регионами и даже между странами.

 Во-вторых, происходит гуманизацияпроизводства*, переход от авторитарного стиля руководства к командной работе, стремлению к лидерству, вовлечению всех сотрудников в решение задач организации.

 В-третьих, структуры организаций становятся более гибкими, возрастает роль горизонтальных связей, широко используются управление проектами, создание виртуальных предприятий**, стратегическое партнерство. В этих условиях новое поколение ИТ должно обеспечивать высокую конкурентоспособность, быструю адаптацию предприятий к постоянным переменам, «симбиоз» реинжиниринга и гуманизации бизнеса, соответствие уровню организации и ее традициям, сбалансированность системы технико-экономических показателей, решение задач управления знаниями, изменениями и др. Развитие ИТ привело к появлению таких новых видов деятельности, как консалтинг, аутсорсинг, системная интеграция и ситуационное управление, дистрибуция, электронный бизнес, защита информации, дистанционное обучение и т.д. Развитие ИТ можно рассматривать с позиции совершенствования технических средств и создания прикладных программных продуктов, ориентируемых на решение определенных классов задач. Перечислим важнейшие этапы развития современных ИТ, обусловленные совершенствованием технических средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *