Тенденции развития ИТ

 Развитие ИТ можно рассматривать с позиции совершенствования технических средств и создания прикладных программных продуктов, ориентируемых на решение определенных классов задач. Перечислим важнейшие этапы развития современных ИТ, обусловленные совершенствованием технических средств.

 Период с конца 1950-х до начала 1960-х годов характеризуется появлением и применением для решения отдельных расчетных задач (главным образом инженерных) ЭВМ первого и второго поколений.

 С 1960-х до начала 1970-х годов значительно расширяются возможности ЭВМ, создаются ИТ в виде вычислительных систем сбора и обработки данных.

 В начале 1970-х годов на базе ЭВМ третьего поколения появились автоматизированные системы управления (АСУ) деятельностью предприятия, т. е. ИТ стали выполнять функции централизованной автоматизированной обработки информации в условиях вычислительных центров коллективного пользования.

 В конце 1970-х годов стали распространяться персональные компьютеры (ПК), открывшие широкий доступ для автоматизации многих процессов человеческой деятельности, к созданию ИТ с диалоговым режимом работы.

 Начиная с 1980-х годов развивается тенденция децентрализованной обработки данных, решения задач в многопользовательском режиме, получило широкое развитие АСУТП, САПР, отраслевых и общегосударственных АСУ. Появились ИТ, использующие удаленный доступ к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ, ИТ стали применяться для испытания сложных объектов, в экономике и других областях.

 Появление сетевого оборудования, включая стремительное развитие Интернета, привело к значительному расширению круга решаемых задач, в том числе к комплексному решению экономических задач, созданию широкого спектра приложений и сетевых информационных структур, развитию интерактивного взаимодействия пользователя при эксплуатации вычислительной техники и реализации интеллектуального человеко-машинного интерфейса, созданию систем поддержки принятия решений и информационно-справочных систем.

 В начале 21 века стало быстро развиваться направление сетевых ИТ, в том числе электронная почта, Web-технологии и др. Дальнейшее совершенствование компьютерной техники привело к появлению новых направлений: беспроводных технологий (Bluetooth, Wi-Fi, WiMax), встроенных телекоммуникационных систем (Embedded-System, Mini-Web-Server), GRID-технологии (информационные базы данных глобальных ресурсов), интеллектуальных информационных систем и др. Этапы развития ИТ как прикладных программных продуктов соответствовали возрастающим возможностям вычислительной техники и росту массовости их применения.

 На первом этапе в большинстве случаев программы разрабатывались отдельно для каждой задачи. Затем начали создавать библиотеки подпрограмм для каждого класса ЭВМ. Они в основном решали наиболее часто встречаю-щиеся математические задачи, например поиск решения систем уравнений, определение экстремума, обработка экспериментальных данных и т д.

 Второй этап характеризовался созданием сложных программных продуктов — различных автоматизированных систем управления (АСУ) предприятиями (АСУП), технологическими процессами (АСУТП), автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), САПР и т. п. Эти программные средства разрабатывались в основном для конкретных предприятий, были малоуниверсальными и устаревали при смене поколения ЭВМ.

 На третьем этапе с появлением персональных компьютеров началось интенсивное создание пакетов прикладных программ (ППП) как общего пользования, так и специализированных. Именно в это время стали широко использоваться системы CAD/CAM/ CAE (ComputerAidedDesign / ComputerAidedManufacturing / ComputerAidedEngineering — автоматизированные системы проектирования, технологической подготовки и управления производственными процессами), отвечающие международным стандартам. Особенностью третьего этапа было то, что специализированное программное обеспечение разрабатывалось для отдельных процессов жизненного цикла продукта, в частности для его проектирования, технологии производства и т. п.

 На четвертом этапе стали создаваться программные комплексы, охватывающие весь жизненный цикл продукта от планирования до утилизации. Это системы типа MRPII, ERP, CRM и др. Дальнейшее развитие прикладных программных средств идет в направлении их использования в сетевых технологиях, совместного применения программ, созданных на различных языках высокого уровня, обеспечения требуемого уровня защиты информации.

 В последние годы создание новых версий ППП,идет очень высокими темпами. Каждый год они обновляются. Программное обеспечение современных ИТ обычно создается как система-конструктор (или трансформер). Такие системы обеспечивают возможность решения специфических для пользователя задач, учитывать их узкоспециализированность и уникальность. Они дают возможность непрерывного внесения изменений в систему (доработка, настройка на специфические и уникальные задачи управления и т. п.) собственными силами потребителей для адаптации системы к специфическим и уникальным задачам управления. Все это позволяет увеличить жизненный цикл программного продукта до десятков лет. Примерами таких систем являются OracleApplications, SAP R/3 и др.

 В настоящее время развитие ИТ отражает эволюционные изменения в производственных отношениях, которые характеризуются следующими проявлениями. Во-первых, наблюдается тенденция стирания границ между организациями, регионами и даже между странами.

 Во-вторых, происходит гуманизацияпроизводства*, переход от авторитарного стиля руководства к командной работе, стремлению к лидерству, вовлечению всех сотрудников в решение задач организации.

 В-третьих, структуры организаций становятся более гибкими, возрастает роль горизонтальных связей, широко используются управление проектами, создание виртуальных предприятий**, стратегическое партнерство. В этих условиях новое поколение ИТ должно обеспечивать высокую конкурентоспособность, быструю адаптацию предприятий к постоянным переменам, «симбиоз» реинжиниринга и гуманизации бизнеса, соответствие уровню организации и ее традициям, сбалансированность системы технико-экономических показателей, решение задач управления знаниями, изменениями и др. Развитие ИТ привело к появлению таких новых видов деятельности, как консалтинг, аутсорсинг, системная интеграция и ситуационное управление, дистрибуция, электронный бизнес, защита информации, дистанционное обучение и т.д. Развитие ИТ можно рассматривать с позиции совершенствования технических средств и создания прикладных программных продуктов, ориентируемых на решение определенных классов задач. Перечислим важнейшие этапы развития современных ИТ, обусловленные совершенствованием технических средств.