Стратегическая карта применяется в практике стратегического управления и оценки эффективности деятельности предприятий по нескольким различным системам показателей.
Цель метода — сосредоточение внимания на тех сторонах деятельности предприятия, которые наиболее важны в настоящий момент и перспективе.
Суть метода
Стратегические карты — это инструмент, позволяющий менеджменту предприятий формулировать и отображать то, как можно эффективно создавать ценность, согласовывая стратегические цели через цепь причинно-следственных связей.
План действий
K разработке стратегической карты приступают, имея краткое описание миссии, видения и стратегии предприятия.
Построение СK сводится к интеграции целей предприятия в четырех составляющих сбалансированной системы показателей (ССП) и подразумевает выполнение следующих действий:
- Определение стратегической цели в финансовых показателях — создание долгосрочной акционерной стоимости (финансовая составляющая).
- Предложение потребительной ценности клиентам, обеспечивающее достижение финансовых целей (клиентская составляющая).
- Выявление внутренних бизнес-процессов и доведение их до совершенства для обеспечения реализации финансовых и клиентских целей (составляющая внутренних процессов).
- Демонстрация возможностей, которые должно использовать предприятие для достижения целей, сформулированных в первых трех составляющих (составляющая обучения и развития).
Особенности метода
Стратегические карты (СK) предназначены для определения и наглядного описания стратегических целей, задач и показателей, а также путей их достижения и решения. СK позволяет донести до отдельных подразделений и сотрудников предприятия их роль в реализации стратегий. СK могут быть созданы на любом уровне управления, и каждый уровень будет иметь возможность видеть свое место на общей СK.
СK представляет собой модель, демонстрирующую, как стратегия объединяет нематериальные активы и процессы создания стоимости. Совершенствование нематериальных активов влияет на финансовые результаты через цепь причинно-следственных связей. СK, описывая логику стратегии, четко показывает как:
- создать новую стоимость при помощи составляющих внутренних бизнес-процессов, обучения и развития;
- разработать стратегические направления, основанные на создании стоимости;
- определить процессы, которые трансформируют нематериальные активы в материальную стоимость;
- построить новую схему для описания, оценки и приведения в стратегическое соответствие трех видов нематериальных активов составляющей обучения и роста (человеческого капитала, информационного капитала и организационного капитала) с целями и процессами внутренней составляющей.