Средства физического воспитания.

 Для достижения цели ФВ применяются группы средств: 1. физические упражнения (содержание и форма); 2. оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода); 3. гигиенические факторы (режим, питание, общественная и личная гигиена. Физические упражнения – это основные специфические средства. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – вспомогательные.

 1.Физические упражнения – это двигательные действия, которые направлены на реализацию задач ФВ, сформированы и организованны по его закономерностям. Содержание ФУ – это совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов, которые происходят в организме человека при их выполнении. Содержание ФУ обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

 Оздоровительное значение: выполнение ФУ отражается на улучшении показателей здоровья и оказывают лечебный эффект. Можно изменить формы телосложения; массу мышечных мышц можно увеличить и уменьшить; воспитание физических качеств человека.

 Образовательная роль: через ФУ познаются законы движения в окружающей среде и своего тела и его частей, овладеть новыми двигательными умениями и навыками. Чем больше двигательных умений знает человек, тем легче приспосабливается к окружающей среде.

 Влияние на личность: вырабатывается смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность. В коллективе проводятся и поэтому действия одного иногда зависят от другого. Подчинение личности под общую стратегию действий. Учитель должен подбирать ФУ для коллектива.

  Форма ФУ – это определённая упорядоченность и согласованность процессов и содержания ФУ.

 Техника ФУ – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с большой эффективностью.

 ФУ выделяют три фазы: подготовительную, основную и заключительную.

 1. Предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия;

  2. Состоит из движений, с помощью которых решается главная задача действия;

 3. Завершает действие.

 Эффект ФУ зависит от биомеханических характеристик:

 1. пространственные (положение тела и его частей, направление и т.д.);

 2. временные (длительность движений и темп);

 3. пространственно-временные (скорость и ускорение);

 4.динамические (взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения; внутренние: тяга мышц, реактивные силы; внешние: сила реакций опоры, сила тяжести и т.д.).

 Классификация ФУ: классифицировать ФУ- это логически представлять их как некоторую совокупность групп по определённым признакам.

 1. КФУ по признаку исторически сложившихся систем ФВ: 4 типичные группы: гимнастика, игры, спорт, туризм.

 2. КФУ по их анатомическому признаку: все ФУ группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д.

 3. КФУ по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.

 4. КФУ по признаку биомеханической структуры движений.

 5. КФУ по признаку физиологических зон мощности.

 6. КФУ по признаку спортивной специальности: соревновательные, специально подготовленные, общеподготовительные.

 2. Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся. Изменение метеорологических условий вызывают определённые биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

 Эти силы природы используются по двум направлениям:

 1. как сопутствующие факторы, которые создают благоприятные условия, в которых осуществляется процесс ФВ. На свежем воздухе активизируется биологические процессы, повышают общую работоспособность, замедляют утомление.

 2. как самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Главное требование к использованию оздоровительных сил природы – системное и комплексное применение их в сочетании с ФУ.

 3. Гигиенические факторы: личная и общественная гигиена, соблюдение режима дня, питания, сна, двигательной активности. Несоблюдение – это отрицательный эффект занятий.