Социально-экономическая сущность финансов

  1. Социально-экономическая сущность финансов, их специфические признаки и роль в системе экономических отношений.

 

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы – это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

 

  1. Этапы развития, функции финансов и принципы их организации.

 

Выделяют следующие предпосылки развития финансов:

  1. существенное ограничение власти монархов в результате первых буржуазных революций. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Она стала общегосударственным фондом денежных средств (бюджетом)
  2. Формирование госбюджета стало носить регулярный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом структурой и законодательным закреплением
  3. Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если ранее государственные доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу XIX- началу XXвв. на долю денежных налогов приходилось уже 80- 90% всех доходов бюджета. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении

Выделяют два этапа развития финансов:

  1. Неразвитая форма финансов. Ему был присущ не производственный характер, узость финансовой системы т.к. она состоит из одного звена (бюджетного). Количество финансовых отношений было ограниченно.
  2. Обусловлен многозвенностью финансовой системы, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. В настоящее время финансы находятся на данном этапе развития.

Рассматривают следующие функции финансов:

  1. Контрольная 2. Распределительная 3. Стимулирующая
  2. Распределение и перераспределение национального дохода государства на фонд накопления и фонд потребления. Эта функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурное перестроение народного хозяйства и выделение приоритетных отраслей экономики . Конечной целью распределения и перераспределения национального дохода и ВВП состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижения высокого качества жизни населения.
  3. Контрольная функция выражает объективно присущие финансам свойства контрольного воздействия на течение распределительного процесса. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств, о поступлении финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования в экономном и эффективном их использовании.
  4. Стимулирование заключается в разработке оптимальных методов и способов при обеспечении выполнения поставленных целей государства.

Принципы Финансов

  1. Единства — законодательные правовые базы, денежные, кредитные и налоговые системы. Унификация форм финансовой документации и отчетности
  2. Сбалансированности – сбалансированность бюджетных и госуд. внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общим объемам доходов формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а так же заемных средств 3. Принцип целевой направленности – цели государственных финансов привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений, перераспределения ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития секторов национальной экономики
  3. Принцип диверсификации – каждый участник финансовых отношений д.б. кредитором не одного, а для нескольких заемщиков и наоборот, это позволяет снизить предпринимательский риск
  4. Принцип организации во времени – заключается в том, что наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться на средне и долгосрочные перспективы.. В РФ на 2006-08 года сверстан среднесрочный финансовый план. Приоритетные направления расхода бюджета 2006: «Здравоохранение», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Жилье».

 

  1. Финансовые ресурсы как материальная основа финансовых отношений, состав, источники формирования и факторы роста.

 

Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансов, вещным носителем финансовых отношений.

Как экономическая категория финансовые ресурсы — это образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.

В экономической литературе ФР часто характеризуются как денежные средства, которыми распоряжается эконом-й субъект, т.е. средства, находящиеся в денежном обороте экономического агента.

Однако категорию «финансовые ресурсы» нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы и специфику финансовых ресурсов и категории «денежные средства».

В практике хозяйствования финансовые ресурсы выступают как совокупность доходов, денежных накоплений (резервы денежных средств, амортизационных отчислений и др.), кредитных ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, предприятий, домохозяйств в определенный период времени.

Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, составляют все его реальные финансовые ресурсы – его финансовый потенциал, иными словами – это «финансовая мощность» эк-го агента. Доходы и накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.

С позиции экономической теории понятие «ресурс» обычно трактуется как запас, источник и как средство, к которому обращаются в необходимых случаях.

Целевые «запасы» денежных средств, как правило, «связаны» в фондах (централизованные и децентрализованные), которые используются на удовлетворение определенных потребностей.

Денежный фонд – это целевое обособление денежных средств (для целевого использования) .

Денежные ресурсы государства мобилизуются в централизованные фонды налоговым и неналоговым методами.

Децентрализованные денежные фонды формируются на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств. К ним относятся: уставные фонды предприятий; фонды оплаты труд; фонд оборотных средств; резервные фонды, формируемые из чистой прибыли предприятий.

Некоторые источники денежных средств не имеют целевой направленности, они не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств, поступающих в распоряжение хозяйствующего субъекта в качестве штрафов, пени, неустоек за нарушения условий договоров, контрактов со стороны контрагентов, партнеров и др. Получение таких средств не может быть учтено заранее и поэтому не планируется.

Финансовые ресурсы подразумевают все возможные источники денежных средств, т.е. возможности экономического субъекта в образовании средств, то есть «мощность» в этом отношении, его потенциал.

Финансовые ресурсы государства причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы, например облигационные. Привлеченные финансовые ресурсы — это средства, привлеченные путем дополнительного выпуска акций акционерными обществами, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Часть финансовых ресурсов, инвестированная предприятием в материальные и нематериальные активы и приносящая доход, является капиталом предприятия.

Структура ФР предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и др. факторов. Так, например, в составе ФР сельскохозяйственного предприятия имеются бюджетные ассигнования, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления.

В экономической литературе существует мнение, что краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Таким образом, к финансовым ресурсам относятся средства, которые «связаны» в фондах, а также те, которые не имеют целевой направленности.

Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход (прибыль), налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления.

Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства — фондоотдача (капиталоотдача). Повышение фондоотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника — чистого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии текущих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи, уменьшает финансовые ресурсы.

Важный фактор — это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в общественном продукте — материалоемкости — способствует увеличению произведенного национального дохода — основного источника финансовых ресурсов.

На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения (первое подразделение общественного производства) ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения — второго подразделения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например, отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэтому, чем выше удельный вес и темп развития второго подразделения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.

Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.

Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности — по мере их исчерпывания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бонусы.

Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы пребывают в постоянном движении, часть ФР высвобождаясь из оборота экономического субъекта, вновь вовлекается в кругооборот (например, трансформируясь в капитал), другая их часть высвобождаясь, отвлекается из оборота и становится источником финансового резерва данного субъекта, либо объектом перераспределения в пользу другого экономического агента (государства, др.).

Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.

 

  1. Современная финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.

 

Фин. система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и органов управления ими.

Существует 2 сферы ФС РФ: 

Сфера централизованных финансов – это совокупность звеньев ФС, участвующих в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюд. фондов денежных средств, а также фондов денежных средств муниципальных органов власти. Это бюджетная система; государственный и муниципальный кредит.

Сфера децентрализованных финансов – это совокупность звеньев ФС, участвующих в процессе формирования, распределения и использования обособленных фондов денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и частных лиц. Это финансы государственных и муниципальных предприятий, организаций, корпораций и агентств, находящихся на самофинансировании; финансы коммерческих предприятий; финансы некоммерческих предприятий; финансы индивидуальных предпринимателей; финансы домашних хозяйств.

Звенья финансовой системы РФ:

— бюджетная система (ц). Действующая БС РФ – трехуровневая. Это федеральный, бюджет субъектов РФ, местные. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет— статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ. В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды, к ним относятся: пенсионный фонд; фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования. Федеральный бюджет и бюджеты социальных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы;

— государственный и муниципальный кредит (ц). К основным задачам государственного кредита можно отнести: финансирование бюджетного дефицита; проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности;

— финансы государственных и муниципальных предприятий (д);

— финансы коммерческих предприятий (д). Это система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов в процессе осуществления хозяйственной деятельности направленной на получение прибыли, как основной цели деятельности.

— финансы некоммерческих предприятий (д). Это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансо­вых ресурсов в процессе реализации социальных, общественных, образовательных, религиозных и иных задач, не связанных с извлечением прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и другие;

— финансы ИП (д) совмещают в себе особенности финансов коммерческих организаций и личные финансы, при этом акцент смещается в сторону коммерческих финансов, поскольку деятельность ИП связана, в первую очередь, с коммерческой деятельностью, направленной на получение прибыли на свой страх и риск;

— финансы домашних хозяйств (д). Система формирования и использования денежных доходов отдельных групп лиц, проживающих в од­ном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместно­го потребления и накопления, в наименьшей степени регламентирована государством.

Перспективы развития звеньев

В сфере финансов коммерческих предприятий: совершенствование законодательства о банкротстве (ускорение реструктуризации неконкурентоспособных предприятий), антимонопольного зак-ва, налогового (снижениее налогового бремени, сокращение числа налогов, снижение ставок взносов на соц. страх-е, снижениее налоговой задолженности предприятий), снижение барьеров для инвестиций в экономику, сокращение административного вмешательства в хоз. деят-ть, повышение эффективности гос. регулирования, необходим отказ от кредитования предприятий и предоставления гарантий за счет средств федерального бюджета – передать это специальным агентствам, страховым компаниям, банкам.

Финансы бюдж. учр-ий: установление жестких смет расходов, контроль обязательств бюджетных учреждений.

Бюджет: ликвидация расходных обязательств федерального бюджета, не обеспеченных источниками финансирования, направление средств бюджета на решение приоритетных задач, реформа пенс. системы, ликвидация кред. задолж-ти федер. бюджета, оптимизация перечня бюджетных орг-ций и получателей бюджетных средств, завершение формирования системы поддержки регионов, реструктуризация госдолга, обеспечение открытости всех бюджетов и хода их использования.

 

  1. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов.

 

Функционирование финансовой системы государства во многом зависит от работы финансового рынка. Финансовый рынок составляет основу, обеспечивающую движение денежных средств между участниками экономических отношений посредством выпуска и обращения финансовых инструментов. Он представляет собой механизм перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений. Именно капитал в процессе своего движения приносит прибыль его владельцам. Наряду с этим он перераспределяется между различными субъектами экономических отношений. Являясь одним из важнейших сегментов рыночной экономической системы, финансовый рынок обеспечивает движение, перераспределение, аккумуляцию временно свободных средств. В этой сфере происходит непосредственное взаимодействие таких функциональных экономических процессов, как инвестирование, потребление и накопление в ходе реализации и оборота финансовых активов, материализованных в форме конкретных финансовых инструментов.

Финансовый рынок представляет собой сложную организационно-экономическую систему, состоящую из отдельных, тесно взаимосвязанных между собой звеньев, участвующих в едином технологическом цикле (рис.).

Рис. Процесс общественного воспроизводства

 

Он встроен в структуру общественного воспроизводства, где ему принадлежит центральное место, обеспечивающее движение денежных средств в форме накоплений от домашних хозяйств к предприятиям. Деньги в процессе движения принимают форму инвестиций для производственного сектора. Соединяя между собой два рынка, — рынок факторов производства и рынок товаров и услуг — финансовый рынок выполняет и регулирующую функцию, параметры которой задаются государством в форме нормативов обращения финансовых инструментов.

 

Как видно из рис. 11.1, финансовые рынки выступают системообразующим механизмом в кругообороте ресурсов и продукции, основными экономическими функциями которого является осуществление трансформации временно свободных денежных средств, т.е. капитала, в инвестиции путем организации оборота финансовых инструментов. Обеспечивая финансирование факторов производства, финансовый рынок расширяет круг инвесторов, а также интенсифицирует денежный поток, обеспечивает процессы распределения и перераспределения финансовых средств между отраслями и предприятиями, создает возможность для значительной концентрации капитала.

Таким образом, финансовые рынки представляют собой механизм перераспределения финансовых ресурсов, в основе которого лежит спрос и предложение на капитал, реализующийся посредством вложения в финансовые инструменты. Посредством финансовых рынков производители, нуждающиеся в дополнительных ресурсах для вливания в производство, получают в свое распоряжение требующиеся финансы, осуществляя эмиссию и продажу собственных ценных бумаг. В то время как для владельцев капитала движущим мотивом определения предпочтений для вложений капитала является норма прибыли, а выбор конкретных финансовых инструментов связан с объективной оценкой выгодности тех или иных направлений инвестиций.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *