Состав и структура доходов федерального бюджета

 Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета – в странах, имеющих федеральное устройство, доходы центрального государственного бюджета. В каждой стране используется собственная система формирования доходов центральных и местных бюджетов, но с учетом опыта других стран, т.е. на основе своих возможностей и мировой практики. Налоговый кодекс страны, другие законы определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого бюджета.

Д.ф.б. РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ. Они состоят из доходов федерального уровня и части доходов субъектов РФ. В Д.ф.б. указываются поступления доходов по источникам.

Налоговые доходы: налог на доходы (прибыль) предприятий и организаций; НДС; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы, налог от приватизации и продажи государственного имущества федерального значения; налог с доходов от внешней торговли; налоги на внешнеэкономические операции; платежи за пользование природными ресурсами.

К неналоговым доходам относятся доходы от приватизации и продажи собственности (федеральной), от арендных сборов, пошлин и др. К ним относятся доходы целевых фондов.

Среди Д.ф.б. по своей величине и значимости для формирования доходов всех видов бюджетов РФ выделяются основные: НДС, налог на прибыль (доходы от капитала), акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и др.

Все эти Д.ф.б., но это не означает, что все суммы поступлений по ним зачисляются только в федеральный бюджет. Ежегодно устанавливаются или пересматриваются размеры (в %) зачисления доходов в федеральный бюджет. Так, в установленном законом проценте зачисляются в Д.ф.б. налоги: НДС, например в 1997г. — 75% по товарам российского производства и 100% — иностранного; акцизы — по импортируемым товарам полностью, а по спирту, водке и ликеро-водочным изделиям российского производства — только 50%. Следовательно, Д.ф.б. частично поступают на формирование доходов нижестоящих бюджетов. Практикуется и обратное, когда законодательно устанавливаются отчисления в федеральный бюджет части доходов (налогов) регионального уровня, например по налогу на физических лиц, по арендным доходам, по земельному налогу. Это означает, что в РФ нет полного закрепления налогов и доходов федерального, регионального и местного уровня за их бюджетами. Функционирует система отчислений по устанавливаемым законом нормативам от федеральных налогов в региональные, из региональных доходов — в местные бюджеты.

В условиях кризиса экономики, финансов, бюджета положение с формированием доходов бюджетов осложняется. Мобилизация налогов (их сбор) приобретает жесткий характер, в ответ налогоплательщики уходят в теневую экономику, составляющую в экономике страны в конце 1990-х гг. не менее 40%. Такое положение создалось в значительной мере из-за недостатков принятой налоговой системы, хотя в целом доля налогов в ВВП в РФ (33%) не выше доли в США, Канаде, Японии, Италии, Германии (40%). Но по сравнению с этими странами доля налога с прибыли предприятий у них значительно ниже (в 4-6 раз), наоборот, доля подоходного налога с населения (физических лиц) в РФ сравнительно низка.