Смазочные материалы

Смазочные материалы следует подбирать таким образом, чтобы они в рассматриваемых условиях работы обеспечивали сохранение жидкой прослойки, не выдавливались, были бы физически и химически стойкими.

Важнейшей характеристикой смазок является их вязкость. При замене одного вида смазочного материала другим прежде всего подбирают смазки, близкие по вязкости, а затем проверяют другие свойства заменителя. Для оценки свойства смазки важными являются также температура каплепадения и температура вспышки.

По основному назначению смазки можно разделить на антифрикционные, защитные и уплотняющие. По основным свойствам смазки подразделяются на низкоплавкие – с температурой каплепадения до 65 град, среднеплавкие – с температурой кп до 100 град, тугоплавкие – с температурой кп свыше 100 град, водостойкие – не растворяющиеся в воде, морозостойкие – сохраняющие работоспособность при температуре ниже 30 град, защитные от коррозии, не растворяющие резину и кислотоупорные.

Для узлов трения без воды при темпрературе до 115 град широко применяют универсальную тугоплавкую смазку (консталин жировой) УТ-1 и при температуре до 135 град – смазку УТ-2.

Для сальников регулирующих клапанов применяют консистентную смазку различного состава ( в зависимости от температуры рабочей среды). Эта смазка должна создавать минимальное трение между штоком и набивкой. Сальниковые набивки пропитывают специальными составами с учетом назначения набивки и условий её работы. В частности применяют для пропитки масло цилиндровое 6 и смазку МГС, а также смазку бензиноупорную марки БУ. Для работы в контакте с агрессивными средами используют фторированные смазки.

 

Уплотняющие поверхности чугунных газовых кранов смазывают специальной кальциевой смазкой на касторовом масле. Смазка применима при температуре от –30 до +60 град. Уплотняющие поверхности кранов из цветных металлов (бронзы и латуни) смазывают смазкой «Карбюр». Смазка пригодна для температуры от –30 до +50 град.

Смазка, содержащая дисульфид молибдена, может значительно улучшит работу кранов и резьбовых соединений, уменьшить силу трения и износ при работе деталей до 250 град. Она может улучшить также условия работ уплотняющих поверхностей арматуры. Смазка представляет собой кремнийорганическую жидкость с дисульфидом молибдена.

Примерно на этой основе Ленинградский нефтемаслозавод им. Шаумяна изготовил смазку ГАЗ-41 для уплотнения поверхностей кранов из цветных металлов при длительных эксплуатационных испытаниях. Смазка хорошо заполняет неравномерности уплотняющих поверхностей кранов и обладает притирочными свойствами благодаря наличию дисульфита молибдена. Она пригодна для температур от –40 до +160 град (температура каплепадения +180 град). при температуре +160 град смазка может обеспечивать 50000 поворотов крана.

В зависимости от типа, назначения и конструктивных особенностей газовой аппаратуры применяют специальные смазки. Смазки должны храниться в закрытой таре  в сухом и проветриваемом помещении.

Специальные смазки для газовой арматуры.

 

 

 

 

Завод-изготовитель

Температура

 

 

 

Назначение

Каплепадения Допустимая

окруж.среды

1 Для газовых кранов

Нефтегаз г.Москва

 

60

 

-30   +60

Смазка уплотнительных поверхностей чугунных натяжных и сальниковых кранов
2 Синтетическая 1-13С Ленинградский нефтемаслозавод им Шаумяна  

 

120

 

 

-30  +100

Смазка уплотнительных поверхностей чугунных и стальных задвижек, а также полуосей регулирующих  заслонок
3 «Карбюр» рецептура Ленинградского завода  

70

 

-30   +50

Смазка уплотнительных поверхностей цветной арматуры, лабораторных и натяжных кранов
4 ГАЗ-41 (По рецепту Нефтемаслозавода Л 180 -40+160 Для уплотнения поверхностей кранов из цветных металлов

Для смазки кранов газовых плит, а также других бронзовых пробочных кранов в настоящее время рекомендуется смесь минерального масла и графита, обладающая устойчивостью при повышенной температуре. Состав следующий по массе: 2% молотой слюды; 36_+4% мыла натриевого на сало-масле, 58+-5% машинного масла.

Прокладки из паронита пропитывают цилиндровым маслом и покрывают графитовым порошком.

Для консервации деталей газового оборудования на время складского хранения наилучшую защиту создает пушечная смазка УНЗ. Может быть также рекомендован состав, который приготовляется следующим образом: в приборное масло, подогретое до температуры 50-60 град, насыпают измельченный парафин и размешивают до полного растворения. Кроме того рекомендуется консервационное масло НГ-204у.