СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ

Этот период длится в среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волне­ний: ребенок манипулирует пуговицами, го­рошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность ов­ладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удо­вольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадает­ся на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких час­тей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребен­ку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нани­зывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проде­ланными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что поз­воляет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).