Р. Шуман. Фортепианный цикл «Карнавал» Роберт Шуман 1810 – 1856 гг.

Основные произведения: Фортепианные произведения – около 50 сборников и пьес («Бабочки», «Карнавал», «Симфонические этюды», «Танцы давидсбюндлеров», «Фантастические пьесы», «Альбом для юношества», «Детские сцены», «Крейслериана», новеллетты, фантазия C-dur, 3 сонаты).

Вокальные произведения – более 200 песен, «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты», «Круг песен».

4 симфонии, концерты, трио, квартеты, квинтет, опера «Геновева».

«Карнавал».

 Фортепианный цикл «Карнавал» создан в 1834-1835 гг. Это произведение оригинально, необычно по содержанию, идейной направленности, приемам развития. По форме «Карнавал» сочетает черты сюиты, цикла миниатюр и вариаций. Состоит цикл из 20 контрастных пьес, каждая из которых является вариацией на очень своеобразную тему. Эта тема не имеет самостоятельного художественного значения и складывается из 4-х нот: Asch. Буквы составляют название города в Чехии, в котором жила Эрнестина Фрикен, любимая девушка Шумана. Название города он трактует как название нот (ля, ми-бемоль, до, си) и записывает их в трех вариантах. Шуман помещает эту своеобразную тему не в начале произведения, как это принято в вариациях, а между 8 и 9 пьесами. Записывает в басовом ключе старинными нотами бревис и называет тему «Сфинксы». Долгое время «Сфинксы» не исполнялись. Начиная с Антона Рубинштейна, «Сфинксы» стали исполнять, придавая им величавое, таинственное звучание. Каждая пьеса является своеобразной вариацией на различные сочетания этих четырех нот. Цикл отличается единством, цельностью развития. Это достигается благодаря тому, что:

 1. Все пьесы вырастают из варианта одной темы.

 2. Пьесы чередуются по принципу контраста.

 3. Преобладают бемольные тональности.

 4. Цикл обрамляется пьесами, близкими по характеру, музыкальному материалу.

Каждая миниатюра имеет название. Названия Шуман дал после написания музыки для более ясного представления замысла. Произведение связано с критической деятельностью композитора. Программой служит одна из статей Шумана, где говорится о карнавале, на котором, якобы, давидсбюндлеры дали отпор филистерам. В критических статьях Шуман упоминал о Давидовом братстве – давидсбюндлерах. Братство Давида, так как покровителем избрал легендарного певца царя Давида, который силой искусства побеждал врагов своего народа – филистимлян. Это вымышленный союз, объединяющий всех прогрессивных музыкантов прошлого, настоящего и будущего. Основная борьба давидсбюндлеров, а следовательно самого Шумана, была направлена против филистерства, то есть мещанства, обывательской ограниченности.

Шуман назвал «Карнавал» маленькими сценами. Действительно, в пьесах показаны зарисовки сцен карнавала, даются яркие музыкальные портреты масок, давидсбюндлеров, реальных людей. Начинается цикл развернутой пьесой №1 «Вступление». Это словно парад масок, открывающих празднество. Интересна ремарка Шумана — Quasi maestoso – вроде величественно, что подчеркивает шутливый характер этой торжественности. Основная тема аккордовая, с четкой акцентировкой, пунктирным ритмом, имеет маршевый характер, хотя размер ¾. Затем вступает вальсовое движение, словно все смешалось в пестрой карнавальной толпе. Завершается в быстром темпе, в ритме галопа.

 Следующие две пьесы – маски клоунов, №2 «Пьеро» и №3 «Арлекин». Это два контрастных музыкальных портрета. «Пьеро» — старый клоун, который уже тяготится своей ролью, он внимательно всматривается в окружающих, в его речах слышны скорбные нотки. Спокойные, на пиано, аккорды сопоставляются с неожиданными фразами на форте. Но эти неожиданные всплески энергии тут же гасятся. Пьеса в умеренном темпе, преобладает нисходящее движение, используются хроматизмы. Штрих стаккато сглаживается легато. «Арлекин» молодой клоун, весь в движении, гибкий, ловкий. Характерны скачки на большие интервалы, неожиданные акценты на слабой доле, четкие ходы стаккато – как бы разгон перед новым прыжком. Пьеса в быстром темпе, с яркой динамикой, преобладает восходящее движении. №4 «Благородный вальс» — жанрово-бытовая зарисовка, своеобразная связка.

 Следующие два номера – портреты давидсбюндлеров, №5 «Эвзебий» и №6 «Флорестан». Это два вымышленных персонажа, герои его критических статей. Мечтатель и поэт Эвзебий и бурный, порывистый, темпераментный Флорестан. Эти герои как бы раскрывают две стороны характера самого Шумана и его музыки. Таким образом, в «Карнавале» Эвзебий и Флорестан составляют вместе как бы музыкальный автопортрет. Пьеса №5 «Эвзебий» — лирическая, поэтическая. Мечтательность. отрешенность от обыденности подчеркивается мелодической и ритмической зыбкостью, текучестью. Используются септоли, триоли, полиритмия, сползания по хроматизмам. Мечты Эвзебия разрушает пламенный «Флорестан» №6. Его настроения изменчивы. В пьесе постоянная смена динамики, фактуры, ритма, господство диссонирующих гармоний. К концу темп ускоряется, заканчивается пьеса неожиданно, неустойчиво, подчеркивается неуравновешенность характера Флорестана.

«Кокетка» — карнавальная маска, грациозная, изящная, с капризным ритмом. Пьеса №8 «Реплика», словно чья-то осуждающая реплика на предыдущий образ. После этой миниатюры появляются «Сфинксы». Далее идут карнавальные маски №9 «Бабочки» и №10 «Танцующие буквы».

И вновь три музыкальных портрета. Здесь под вымышленными именами появляются реальные лица. №11 «Киарина» — это Клара Вик (впоследствии стала женой Шумана, но встретил он ее еще 9-летней девочкой). Пьеса раскрывает душевный мир девочки-подростка. Основана на движении вальса, на выразительных напевных интонациях. В то же время пунктирный ритм, постепенно расширяющийся диапазон подчеркивают внутреннюю страстность, порывистость, темперамент, которые переплетаются с поэтичностью.

«Шопен» — одна из самых поэтичных, лирических пьес. Миниатюра является стилизацией ноктюрна Шопена. Шуман использует типичные Шопеновские приемы: арпеджированный гармонический фон, певучую мелодию, большой скачок и его заполнение, любимый Шопеном нонаккорд.

«Эстрелла» — бурная, темпераментная, порывистая, стремительная. Этим именем названа Эрнестина Фрикен, девушка, которая жила в городе Asch.

№14 «Признательность» — лирико-жанровая зарисовка, №15 «Панталон и Коломбина» — скерцозная, изящная сценка.

«Немецкий вальс» — сдержанная, чопорная, строгая, словно олицетворение самодовольного мещанства. Средним разделом является интермеццо (вставка) – музыкальный портрет Паганини (знаменитый скрипач) – бурный, страстный, неистовый. Он словно взрывает это мещанское благодушие. Используются сложные скачки, имитируется игра на скрипке. В репризе возвращается невозмутимый вальс.

«Признание» — лирическая сценка. Вырастает из мягких, нежных интонаций, искренняя, проникновенная. №18 «Прогулка» и №19 «Пауза» — зарисовки карнавальных сцен, подготавливают заключительный номер.

«Марш давидсбюндлеров против филистимлян» — вывод произведения, выступление против мещанства. Марш на ¾. По музыкальному материалу, по характеру перекликается с первой пьесой. Музыка радостная, наступательная, яркая, мощные аккорды – это характеристика давидсбюндлеров. Затем в басу появляется тема XVII столетия. Это тема старинного немецкого танца гросфатер («Как бабушка за дедушку замуж выходила», им обычно заканчивались семейные вечеринки в патриархальных бюргерских домах). Тема олицетворяет филистеров. Повторяется два раза, развивается, но под натиском музыки давидсбюндлеров отступает. Завершается цикл радостной, стремительной музыкой давидсбюндлеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *