Прямоточные вентили

К прямоточным относятся вентили, корпус которых имеет соосные патрубки, а ось шпинделя расположена под углом к оси прохода (см. рисунок 6.2).

Преимущества вентилей этого типа по сравнению с проходными следующие: относительно малое гидравлическое сопротивление: компактность конструкции; отсутствие зон застоя.

Недостатки прямоточных вентилей — большая по сравнению с проходными строительная длина и относительно большая масса.

Рисунок 6.1 Проходной вентиль с золотником тарельчатого типа

1- корпус; 2- седло; 3-золотник; 4-шпиндель; 5-крышка; 6-сальник; 7-стойка; 8 — ходовая гайка; 9 — маховик.

В представленной на рисунке 6.2 конструкции крышка крепится к корпусу вместе со стойкой. Сальниковое устройство обычной конструкции с нажимным фланцем. На стойке жестко посажена ходовая гайка. Наиболее интересным в рассматриваемой конструкции является то, что узел соединения (сцепка) штока со шпинделем вынесен за пределы корпуса. Таким образом, шпиндель вращаясь и перемещаясь поступательно, передает штоку, а с ним и золотнику только поступательное движение. Этим устраняется вращение золотника, а также улучшаются условия работы сальниковой набивки. Золотник состоит из тарелки с приваренным к ней полым штоком. Этим облегчается конструкция затвора.

В прямоточном вентиле (см. рисунок 6.3 а) корпус состоит из двух частей простой конфигурации — собственно корпуса 1 и патрубка 2 с двумя фланцами. Седло одновременно является соединяющим и центрирующим элементом патрубка и корпуса. В такой конструкции отпадает необходимость в верхней крышке, так как этот разъем практически не нужен. Доступ к дроссельной паре возможен со стороны патрубка. Сальниковое устройство смонтировано непосредственно на корпусе. Это существенно уменьшает габаритные размеры вентиля.

Конструкция сальникового устройства исключает применение нажимного фланца для затягивания набивки сальника. Его роль выполняет гайка 7, одновременно служащая направляющей для шпинделя. Отсутствие крышки позволяет отлить стойку вместе с корпусом. Однако недостаток такого конструктивного решения заключается в том, что уплотнение (золотник и седло) оказывается под непосредственным воздействием усилий, действующих на патрубок со стороны трубопровода. Оригинальность такого конструктивного решения заключается еще и в том, что прямоточный вентиль легко можно превратить в угловой. Для этого достаточно переставить патрубок, как показано на рисунок 6.3 б.

Рисунок 6.2 Прямоточный вентиль.

1 — корпус; 2 — золотник; 3 — шток; 4 — крышка; 5 — сальник; 6 — стойка; 7 — маховик; 8 — ходовая гайка; 9 — шпиндель; 10 — сцепка.

а

б

Рисунок 6.3. Запорные вентили сборной конструкции.

а — прямоточный; б-угловой; 1 — корпус; 2 — входной патрубок; 3 -седло; 4-золотник; 5-шпиндель; б — сальник; 7 — нажимная гайка; 8 — ходовая гайка.