Прокладка рукавных линий

Существуют различные виды прокладки рукавных линий:

—  горизонтальная: прокладывается по земле или по полу;

— вертикальная: прокладывается на высоту снаружи или внутри зда­ния;

—  ползучая: прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям;

— смешанная: одновременно по вертикальным, горизонтальным и наклонным плоскостям.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке — 1-2 м рукава на погонный метр местности; при вертикальной прокладке — 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке — 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

Различают магистральные и рабочие рукавные линии.

Магистральная линия предназначена для подачи воды от насоса до разветвления, для соединения насосов (емкостей), работающих в пере­качку; для подачи воды к лафетному стволу.

Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.

Прокладка рукавов из скаток. Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле рядом с пожарным.

По команде:

Пожарный наклоняется, берет скатку правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой — с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную го­ловку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично.                                                                                                                                При прокладке магистральной линии состав боевого расчета зависит от ее длины.

Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по 2 рукава. Исходное положение расчета — с правой стороны автомобиля в шеренгу.

По команде:

Пожарный №2 открывает отсек автомобиля и берет 2 скатки. Один рукав кладет на землю, раскатывает второй и присоединяет его соединительную головку к напор­ному патрубку насоса. Берет с земли первую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из 2-х рукавов, присоединяет рукав к рукаву, проложенному пожарным №1; пожар­ный № 1 берет 2 скатки рукавов и бежит в направлении прокладки рукавной линии, останавливается примерно там, где пожарный №2 должен закончить прокладку, раскатывает рукава и соединяет их между собой, прокладывая линию к мес­ту установки разветвления. Пожарный №3 берет разветвление, устанавливает его в указанном месте и присоединяет к нему рукавную линию.

При прокладке магистральной линии из рукавов, смотанных оди­нарной скаткой, пожарный №2 сначала раскатывает один рукав и присо­единяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет рукава, бежит к концу второго рукава и сое­диняет его с рукавом, проложенным пожарным №1.

Переносить рукава, смотанные в скатки, на дальние расстояния можно на правом (левом) плече. Для этого рукав кладется на правое (левое) плечо соединительными головками вперед, правой (левой) рукой удер­живается сверху, а левой (правой) — сбоку или снизу.

Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле «гармошкой», производится из расчета: 1 человек на 1 рукав.

По команде:

Пожарный № 1 берет за конец верхний рукав и прокладывает его в заданном направ­лении. По мере прокладки рукавной линии пожарный №2 берет за соеди­нительную головку второй рукав, пожарный №3 — третий рукав и протя­гивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса линию подсоединяет водитель.

Прокладка встречных рукавных линий производится, когда до бли­жайшего водоисточника более 200 м или водоисточник находится по пути следования на объект.

Начальник караула по радиостанции командует:

Командиры отделений дублируют команду начальника караула. Способ прокладки рукавной линии может выбираться в зависимости от рельефа местности и длины магистральной рукавной линии.