Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

 99

 предложений по вопросам. Умение передавать по вопросам содержание короткого рассказа. Умение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

 5. Анализ и синтез звукового состава слова: – деление слов на части (слоги). Схема одно-, дву-, трехсложных слов.

 – звуко-слоговой анализ и схема: односложных слов типа суп (*= двусложных слов типа зубы (*=.

 – звуко-слоговой анализ:

 );

 односложных слов со стечением согласных в начале сло-

 ); двусложных слов типа кошка (••'• • – *),

 ва типа стол

 каток (»–• т); – преобразование слов путем замены или добавления звуков (сук – лук, сто – стол).

 6. Знакомство с буквами А, У, М, Ш. Вписывание букв в схему. А, У – гласные буквы, они образуют слог. М, Ш – согласные буквы.

 7. Развитие графических навыков.

 Произношение

 Если в течение первого периода обучения большое внимание обращалось на закрепление и осознание наиболее простых по артикуляции звуков и на постановку звуков, то в течение второго периода обучения наряду с продолжающейся постановкой звуков максимальное количество времени отводится на закрепление поставленных звуков и дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (Ф – В, С – 3, П – Б, Т – Д, К – Г, Ш – Ж); свистящие и шипящие (С – Ш, 3 – Ж); фрикативные и аффрикаты (С – Ц); плавные и вибранты (Р – Л, Р' – Л'); мягкие

 100

 Г.А. Каше, Т.Е. Филичева

 и твердые (С – С', 3 – 3' и др.)- По мере включения в материал занятий все новых звуков дети не только овладевают большим количеством правильно произносимых слов, но и знакомятся с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков С, С', 3, 3' дети подбирают существительные к прилагательным – синий, синяя, синие, зеленый, зеленая, зеленые (синий автобус, синяя ваза, синие ленты и т. п.), при дифференциации звуков Р – Л логопед подбирает предложения, заканчивая или самостоятельно строя которые дети должны употребить существительные в определенных падежах (Дрова рубят (топором). Дрова пилят (пилой) и т. п.).

 В то же время включают всевозможные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, по опорным словам, по демонстрации действия.

 Постепенно в предложения включают предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляют дети: над, под, из-за, из-под, между, через.

 В конце второго периода обучения, когда все звуки речи дети уже правильно произносят, появляется возможность включить в логопедическую работу упражнения в пересказе более сложных текстов.

 Сочетание тренировочных упражнений на закрепление поставленных звуков с анализом и синтезом звукового состава способствует быстрейшему введению в речь поставленных звуков.

 Подготовка к обучению грамоте

 Детей подготавливают к обучению грамоте аналитико-син-тетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. В начале второго периода обучения детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими – слоги. Из полосок составляют (или записывают мелом на доске) схемы односложных,

 

 Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи 101

 двусложных, трехсложных слов, проводят разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

 Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначают не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

 ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

 Вторая половина февраля – май.

 Два фронтальных занятия по произношению,

 два – по развитию речи, одно – по грамоте.

 Индивидуальные и подгрупповые занятия

 Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятий.

 Фронтальные занятия

 1. Закрепление правильного произношения звуков Ч, Щ и всех ранее пройденных.

 2. Различение на слух: Ч – т' – с' – щ, Щ – ч – с' – ш.

 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч – т', ч – с', щ – ш, щ – с'.

 4. В связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи:

 а) усвоение слов сложного звуко-слогового состава (часовщик, электрический и т. п.), употребление их в самостоятельной речи;

 102

 Г.А. Каше, Т.Е. Филичева

 б) развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинкам, по сериям картин и т. п.

 5. Обучение грамоте.

 Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки, соединение звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении.

 Повторение звуков и знакомство с буквами – Р, П, Ы, Л, Н, С, О, К, X, Т, И. Воспитание навыка осознанного, слитного послогового чтения слов, предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука.

 Умение складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного анализа и без него. Всевозможные преобразования слов (суп – сук – сок; мышка – мушка), добавление недостающих букв и слогов в надписи под картинками. Печатание букв и слов.

 Закрепление навыка определения гласных и согласных звуков (гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

 Усвоение практическим путем следующих правил правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.

 Фронтальные занятия заканчиваются к 1 июня. В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты речи детей.

 Третий период обучения длится 3–3,5 месяца. Фронтальные занятия по произношению проводятся два раза в неделю.

 Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи 103

 Одновременно в самостоятельной речи детей закрепляются поставленные ранее звуки. Планируя занятия, логопед указывает, во-первых, какие звуки предполагается закрепить и, во-вторых, какая работа планируется по закреплению навыков чтения.

 Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фоне-матическим недоразвитием. – М., 1999. – С. 20–27; 46–51; 67–68.

 

 Произношение

 В течение этого периода изучаются звуки Ч, Щ и дифференцируются звуки: Ч – Т', Ч – С – С', Щ – Ч, Щ – Ш, Ц–Ч –С' –Т'.

 Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина

 "' ' ; '"•' ''••.-'« '"- а "., -..' .- „_; . ' -.'• -. •; .'•'-.';: у , 1 * '' :•- : ,' > •- , ' ',-'> ,• • .- …: … 4 *йМ

 Программа коррекционного обучения

 В предыдущем разделе были определены основные направления и содержание логопедической работы с детьми 7-го года жизни.

 Однако углубленные исследования речевых возможностей детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 5–6 лет показали настоятельную необходимость более раннего начала логопедической работы. С этой целью в 1993 г. была разработана и внедрена «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада)» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Основные задачи этой программы можно сформулировать следующим образом.

 1. Закрепление и автоматизация навыков правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей.

 2. Постановка отсутствующих у детей звуков с опорой на принятые в логопедии методы.

 3. Формирование навыков различения звуков на слух.

 4. Обучение детей навыкам осознанного анализа и синтеза звукового состава слова.

 Программа рассчитана на один учебный год и условно разделена на 3 периода по временному и содержательному принципам.

 1. Индивидуальные подгрупповые занятия

 Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальную логопедическую работу проводят с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов

 Программа коррекционного обучения

 105

 сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д. Индивидуально-под-групповая работа включает:

 а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включают гласные (а, о, у, и, э, ы), наиболее доступные согласные звуки (м – зпъ, н – нь, п – пъ, т – ть, к – кь, ф – фь, в – вь, б – бь, д, г – гь и т. д.). Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательное их восприятие на слух, создав таким образом основу для самостоятельного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;

 б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставят в следующей последовательности: с – сь, з – зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинают с з и б, в дальнейшем от звука з ставят звук ж, от б – д от д – т. Последовательность постановки соноровр и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.

 Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки Для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.

 В работе над произношением выделяют два этапа – собственно постановка звука при изолированном произношении

 106

 Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

 и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально используют зрение, осязание и кинестетические ощущения.

 При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

 а) в открытых слогах (звук в ударном слоге):

 са – сани су – сук

 со – совы сы – сын

 "•;•>.;,иг, ,•,—•• ;г'',стч-"'; -,,-, ':7<а|

 б) в обратных слогах: ос – нос;

 в) в закрытых слогах: сас – сосна;

 г) в стечении с согласными: ста – станок, сту – стук, ска – миска;

 д) в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска.

 Мягкий звук отрабатывают после твердого в той же последовательности .

 Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

 Дифференциацию звуков осуществляют в следующей последовательности. Например:

 

 Программа коррекционвого обучения

 107

 са

 ша – са

 саша шаса саш сош сашаса саша шаса шас шос шасаша

 В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.

 Одновременно с постановкой звуков проводят упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.

 2. Фронтальные занятия

 К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и под групповых. На фронтальных занятиях изучают звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.

 Фронтальное занятие включает несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

 I э т а п закрепления правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

 Рекомендуется включать упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставить изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

 II этап дифференциации звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивационно насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

 Работу по развитию фонетической стороны речи проводят одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические,

 108

 Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина

 последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

 3. Подготовка к овладению грамотой

 В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включают упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.

 Программа коррекциониого обучения

 109

 Первый период обучения (сентябрь, октябрь, первые две недели ноября)

 Индивидуальную и подгрупповую работу проводят ежедневно, фронтальные занятия по произношению – 2 раза в неделю.

 На фронтальных занятиях изучают гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот – ль. Такая последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работу по развитию произношения проводят одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

 В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду

 других звуков. Включают упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3–4 гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

 Например, по правилам игры в «Эхо» дети делятся на две команды: первая произносит звуки а, у, и – громко; вторая – эти же звуки – тихо. Или другая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зависимости от их величины, одни дети произносят звуки длительно плавно, другие – отрывисто. Во время игры «Кто кого перетянет» детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя при этом длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее «дорожка». Играя в игру «Убери лишний звук», дети получают от ведущего символы гласных звуков. Логопед произносит ряд из нескольких гласных звуков (ааау; иииои и т. д.). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем определяют, какой звук лишний и объясняют почему. Можно предложить и более усложненный вариант, например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишний был звук и и т. д. Или игра «Звуки и грибочки». Один ребенок отбирает несколько грибков, а другой называет такое же количество гласных. Все эти упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков.

 Отработку правильного произношения простых гласных звуков (ппь, т, ккь, ль) сочетают с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове (паук), затем – конечную (паук). Много внимания уделяют запоминанию слоговых рядов, типа та-ат, пу-уп-пу и т. д. Эти слоги произносят с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например:

 па, па, па па, па, па па па па

 Процесс проговаривания сопровождают отхлопывани-ем, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов.

 110

 Т.Б. Филичева, Г В. Чиркина

 Постепенно ряды слогов удлиняют и варьируют. Сюда включают не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляют в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Например, игра «Кто самый внимательный?*. На столе у детей лежат картинки. Логопед называет разные звуки: а, у, р, л, т, к и т. д. Дети, услышав звук го, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в нем должен быть звук го). Построили новый дом, а рядом сидит собака Том, Сидит дома девочка Тома.

 Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра «Кто в домике живет?* Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук го. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже – картинки со звуком го в начале слова, на втором – в середине, на третьем – в конце (Таня, кот, плита, коты, Том, утка, Тома, Тоня, боты, тыква, хата и т. д.).

 Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, ут, уп, ит, ип, алъ, оль). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги (уп, ут и т. д.). В то же время их учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп – оп – от и т. д.).

 Второй период обучения (вторая половина ноября – первая половина февраля)

 Индивидуальную и подгрупповую работу проводят ежедневно, фронтальные занятия по произношению – 3 раза в неделю.

 На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта

 Программа коррекцжшного обучения

 111

 работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с первым периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости и мягкости, глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящают закреплению и дифференциации свистящих звуков (ось, ззь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков ссь, ззь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый с существительными трех родов; при отработке дифференциации звуков л – ль включали задания на преобразование глаголов типа: гуляет – гуляли – погуляли; копает – копали – выкопали и т. д.; звуков ы – и – на закрепление категории числа существительных: тыквы – кубики, бо-ты – битки, коты – соки, лилии – липы и т. д.

 На фронтальных занятиях изучаются следующие звуки: ль – ы – и, с, ссь, з,з – зь, с – з, сь – зь, ц, б – п, ш, ж, с – ш, з – ш,з – ж, с – ш – з – ж. Количество занятий колеблется от двух до трех на каждый звук. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.

 В это же время продолжают работу по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Широко используют фланелеграф. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки.

 Продолжают работу по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас – са, уц – цу и т. д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т. д. В конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са – со – су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые

 112

 Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина

 слоги и преобразуют их (са – су, цу – цо и т. д.)- В то же время на практике усваивают термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твердые), предложение.

 Третий период обучения (февраль, март, апрель, май)

 Индивидуальную работу проводят по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводят 3 раза в неделю. В течение этого времени изучают звуки: л, р, л, – ль, р – рь, л – р,л – ль – р – рь, ч,щж осуществляется их дифференциация. Акцент переносят на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяют развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирают с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяют совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложных конструкций. Отрабатываемые речевые формы включают в работу над связной речью.

 На каждом логопедическом занятии дают упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используют схему, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги. Выделяют гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных

 Программа коррекционного обучения

 113

 слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.

 Заканчивают обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.

 Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.–С. 18–27.

 Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина

 "'-• • •' •'•'' ' ' !•,-'•> -^ .*•'•-.. > '"*"'^И||

 Обучение на занятиях

 • V,-…..' '•: ,-..•• ••; .г . -.' — ,. л.'п.-=зД

 Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В процессе обучения проводят три типа занятий:

 Индивидуальные. Основная цель – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дис-лалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

 Подгрупповые. Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами. Индивидуальные и под групповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

 Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных

 

 Обучение на занятиях

 115

 звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

 На фронтальных занятиях организуют совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

 Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий

 1. Развитие артикуляционного праксиса.

 2. Фонационные упражнения.

 3. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.

 4. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков.

 5. Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.

 Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонестических условиях. Организуют их для трех-четырех детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

 Осуществляют:

 закрепление навыков произношения изученных звуков;

 отработку навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

 воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

 расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

 закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

 116

 Т.Н. Филичева, Г.В. Чиркина

 Обучение на занятиях

 117

 Для логопедической работы во время подгрупповых занятий детей объединяют по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодические меняется, что обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальную логопедическую работу проводят с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления недоразвития речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т. д. Индивидуально-под-групповая работа включает:

 а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включают гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пъ, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д-дь, г-гъ и т. д.). Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия для спонтанного появления в речи отсутствующих звуков;

 б) постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки ребенок произносит дефектно. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставят в следующей последовательности: с-съ, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинают с з и б, в дальнейшем от звука з ставят звук ж, об б–д, от д–т. Последовательность постановки сонорных р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.

 Постановке звуков предшествует работа по выработке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный

 

 

 _

 уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.

 В работе над произношением выделяют этапы – собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествуют, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения для выработки дыхательной струи. При этом максимально используют зрение, осязание и кинестетические ощущения.

 При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

 в открытых слогах (звук в ударном слоге): са-сани, су-сук,

 со-совы, сы-сын;

 в обратных слогах: ос-нос;

 в закрытых слогах: сас-сосна;

 в стечении с согласными: ста-станок, сту-стук, ска-миска',

 в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска.

 Мягкий звук отрабатывают после твердого в той же последовательности.

 Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением.

 Дифференциацию звуков осуществляют в следующей последовательности. Например: са-ша, ша-са; саша-шаса; саш-сош; сашаса-шасаша и т. п.

 В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.

 Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук на слух даже в том случае, если ребенок самостоятельно этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка,

 118

 Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина

 на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.

 Содержание фронтальных занятий

 К работе на фронтальных занятиях детей готовят на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносят все дети изолированно и в облегченных фонестических условиях.

 Фронтальное занятие включает несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

 Первый этап – закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемых звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки.

 Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т. д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

 Второй этап – дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

 Работу по развитию фонетической стороны речи проводят одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звукослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку

 Обучение на занятиях

 119

 фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

 / период (сентябрь, октябрь, две недели ноября):

 • закреплять навыки произношения звуков: а, у, и, р, э, ы; п, п', т, т', к, к', ж, х', , л' (изолированно, в слогах, словах, предложениях);

 • различать эти звуки:

 изолированно;

 в слоговых сочетаниях;

 в словах;

 в предложениях;

 в речевом потоке;

 • запоминать и воспроизводить звуковой ряд;

 • воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемыми логопедом;

 • развивать языковую способность детей путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова;

 • развивать слуховое внимание, слуховую память;

 • учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений);

 • учить изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от целей общения (воспроизводить слова и доступные фразы – громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро);

 • учить правильно пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией;

 • развивать речевое дыхание;

 • воспроизводить ритмические рисунки, предъявленные логопедом;

 • развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции);

 • знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.

 Предложенная последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает,

 120

 Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина

 в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работу по развитию произношения проводят одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

 В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включают упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех-четырех гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагают в игровой форме.

 Отработку правильного произношения простых согласных звуков (п., ль, то, тпъ, к, къ, ль) сочетают с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове (паук), затем – конечный (паук). Много внимания уделяют запоминанию слоговых рядов типа тпа-ат, пу-уп-пу и т. д. Эти слоги произносят с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например: ПА, па, па; па, Па, па; па, па, ПА.

 Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняют и варьируют. Включают не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляют в процессе игр с использованием различного дидактического материала.

 Например, игра «Кто самый внимательный». На столе у детей лежат картинки. Логопед называет разные звуки: и, у, р, л, т, к и т. д. Дети, услышав звук то, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра «Добавь пропущенное слово» (в нем должен быть звук то). Построили новый дом, а рядом сидит собака (Том). Сидит дома девочка (Тома).

 Обучение на занятиях

 121

 Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра «Кто в домике живет?». Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук т. А затем «расселяют» их в трехэтажном домике. На первом этаже – картинки со звуком то в начале слова, на втором – в середине, на третьем–в конце (Таня, кот, плита, коты. Том, утка. Тоня, боты, тыква, хата и т. д.).

 Умение выделить гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (от, ап, ут, уп, ит, ип, алъ, олъ). Дети играют в «живые звуки», когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети выстраиваются в определенной последовательности, «образуя» названные слоги (уп, ут и т. д.). Одновременно детей учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп-оп-от и т. д.).

 // период (вторая половина ноября – первая половина февраля):

 • закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков: л'-/', ы-и, с-с', з-з', ц, б-п, ш, ж, с-ш,

 С-Ш-З-Ж',

 • дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков;

 • находить звуки в слове;

 • определять место звука в слове;

 • выделять гласный звук в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су

 • закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

 • вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чуждой и собственной речи;

 • согласовывать числительные с существительными;

 • подбирать однокоренные слова;

 • образовывать сложные слова;

 • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

 • распространять предложения путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

 • составлять предложения по опорным словам;

 122

 Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина

 Обучение на занятиях

 123

 • составлять предложения по картине, серии картин, пересказ;

 • заучивать стихотворения;

 • закреплять знания и умения, полученные ранее, на новом словесном материале.

 На индивидуальных занятиях продолжают постановку отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с первым периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твердости–мягкости, глухости–звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (с-сь, з-зь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков с-сь, з-зь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый с существительными трех родов; при отработке дифференциации звуков л-ль включали задания на преобразование глаголов типа: гуляет – гуляли – погуляет; копает – копали – выкопали и т. д.; звуков ы-и – на закрепление категории числа существительных: тык-вы – кубики, боты – ботики и т. д.

 В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.

 В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам, демонстрации действий, картинкам, опорным словам. «Оречевляя» простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность, заучивают короткие рассказы, стихотворения, потешки.

 Продолжают работу по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного звука в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, уц, цу и т. д. В это же время детей учат определять гласный звук в положении после согласного (мак,

 суп, кот) и т. д. В конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяются отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т. д.). Таким образом дети практически знакомятся с терминами: «слог», «слово», «гласныезвуки», «согласныезвуки» (звонкие, глухие, мягкие, твердые), «предложение».

 III период (вторая половина февраля – май):

 • активизировать приобретенные навыки в специально спроектированных ситуациях; предусматривать организацию коллективных форм общения детей между собой;

 • развивать детскую самостоятельность в «оречевлении» предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

 Индивидуальную работу проводят по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых имеются трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводят 3 раза в неделю. В течение этого времени изучают звуки л,р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч,щк осуществляют их дифференциацию. Акцент переносят на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяют развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирают с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяют совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложенных конструкций. Отрабатываемые речевые формы включают в занятия по развитию связной речи.

 На каждом логопедическом занятии предлагают упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова,

 124

 Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина

 а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используют схему, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги. Выделяют гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу III периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук}, слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, шкаф.

 Заканчивают обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.

 В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включают упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинают с выделения звука в слове и заканчивают анализом и синтезом односложных слов.

 Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическом недоразвитием. – М., 2002.– С. 10–19.

 ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ1

 Р.Е. Левина

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *