Привлечение финансирования за счет оптимизации налогообложения

Налог на прибыль предприятия. Налогооблагаемая база по данному налогу может быть уменьшена:

  • На сумму отчислений в резерв и другие фонды, созданные предприятием. Отчисления в вышеупомянутые фонды не должны превышать 50% от налогооблагаемой прибыли предприятия.
  • На суммы, использованные для инвестирования в основные средства и выплаты банковских кредитов, полученных и используемых для этих целей (эта льгота действует только при определенных условиях).
  • На 30% от сумм, используемых в качестве капитальных вложений на охрану природы.
  • На суммы, затраченные на содержание социальных объектов, определенные нормами, установленными местными органами.
  • На сумму благотворительных вкладов, не превышающую 5% от налогооблагаемой прибыли.

—   На сумму дивидендов, выплаченных физическим лицам и реинвестированных в производство на техническое перевооружение, реконструкцию и/или расширение видов продукции.

— На суммы, выделенные для научно-исследовательских организаций, не превышающие 10% от налогооблагаемой прибыли.

Законные способы оптимизации налога на прибыль имеют в основе учетный характер и оказывают влияние на рентабельность и денежные потоки предприятия.

  • Они уменьшают налог, сокращая налоговую базу (налогооблагаемый доход);
  • Сокращенная налоговая база приводит к сокращенной «чистой прибыли после уплаты налога»;
  • Эти методы на самом деле увеличивают денежный поток предприятия и повышают рентабельность капвложений, поскольку они сокращают налог, не влияя на экономическую сторону операций.

В добавление к налоговым льготам в распоряжении руководства предприятия имеются другие средства оптимизации налога на прибыль.

Для сокращения налоговых выплат предприятие может увеличить себестоимость проданных товаров:

  • Используя метод ЛИФО вместо ФИФО или метода средней стоимости для учета запасов;
  • Используя метод ускоренного начисления износа основных активов;
  • Используя заемное финансирование.

 

Пример. Оптимизация денежных потоков предприятия за счет метода ЛИФО

  Кол-во

20

30

(10)

30

(25)

Стоимость Продаж. цена Общая стоимость Прибыль
Начальные запасы 20 4   80  
Закупка 1 30 5   150  
Реализация 1 10   15   150
Закупка 2 30 6   180  
Реализация 2 25   15   375
Всего                                                                                                             410                   525
Конечные запасы          45

 

  1. Рассчитываем конечную СТОИМОСТЬ запасов:
  • Средневзвешенная = 410 / (20 + 30 + 30) x 45 = 231
  • ФИФО-стоимость = 45 изделий самой последней закупки = 30 x 6 + 15 x 5 = 255

-ЛИФО-стоимость = 45 изделий самой первой закупки = 20 x 4 + 25 x 5 = 205

  1. Рассчитываем себестоимость реализованных товаров:
    СРТ = стоимость начальных запасов + стоимость закупленных запасов — стоимость конечных запасов
  • СРТ методом оценки средней взвешенной = 80 + 150 + 180 — 231 = 179
  • СРТ методом ФИФО = 80 + 150 + 180 — 255 = 155
  • СРТ методом ЛИФО = 80 + 150 + 180 — 205 = 205

Налоговые льготы для предприятий. Налоговые льготы вводятся в основном для поощрения инвестиций. На российские предприятия распространяются следующие льготы:

  • Увеличенная норма амортизации (уменьшает базу налогообложения);
  • Частичный вычет капиталовложений из базы налогообложения;

—        «Налоговые каникулы» или уменьшение ставки налога для некоторых отраслей или регионов;

-Льготы для экспортной деятельности;

— Льготы в счет погашения государственного долга предприятиям и задолженности предприятий перед государством.

Инвестиционный налоговый кредит.

Это специфический вид кредитования, предусмотренный Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите», введенным в действие в 1993 г. Под этим термином понимается отсрочка налогового платежа.

Предприятия со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в промышленности и строительстве — до 200 человек; в науке и научном обслуживании — до 100 человек; в других отраслях производственной сферы — до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговли — до 15 человек), имеют право уменьшать сумму налогового платежа на 10 процентов от цен:

1)закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного в Российской Федерации и используемого непосредственно и полностью для:

а) замены оборудования, закупленного ранее по импорту;

б) проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятием;

в) защиты окружающей среды от загрязнения отходами;

2) закупленного и введенного в действие оборудования, указанного в п. 1 со сроком службы более восьми лет (в рамках проводимой предприятием амортизационной политики);

3)закупленных и введенных в действие автоматических линий и автоматизированных участков, управляемых ЭВМ, изготовленных в Российской Федерации;

4) оборудования для создания рабочих мест инвалидов.

Налоговые    органы    при    предоставлении    налогового    кредита    вправе увеличивать указанный процент в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Во всех случаях предоставления предприятию налогового кредита условия кредитного соглашения (до его заключения) согласовываются налоговым органом с финансовым органом, отвечающим за исполнение соответствующего бюджета.

Налоговый кредит предоставляется путем уменьшения авансовых платежей. При этом сумма налогового кредита и налоговых льгот, предоставляемых этим предприятиям, не должна уменьшать суммы налога на прибыль, фактически полученную в календарном году, более чем на 50 процентов.

Предприятия для получения налогового кредита заключают кредитное соглашение с налоговым органом по месту регистрации предприятия. Форма кредитного соглашения устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики и финансов Российской Федерации. При этом налоговый орган не вправе требовать от предприятия:

а)      начала возврата кредита ранее чем через два года после даты подписания соглашения, а также погашения налогового кредита в срок менее пяти лет, если иной срок не согласован с предприятием;

б)      установления процентов на сумму взятого налогового кредита свыше сложного процента инфляции, признаваемого в качестве официального индекса инфляции Правительством Российской Федерации, определяемого для периода кредитного соглашения соответствующим органом.